РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках истории как средство реализации ФГОС

Артёменко Анна Сергеевна,
учитель истории и обществознания
ГБОУ Школы №2109, г. Москвы

В основе нового ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход. Он подразумевает, что достижения учащихся в области образования не могут быть ограничены только получением предметных знаний, умений, навыков. Будущие выпускники должны уметь работать с быстро изменяющейся информацией, самостоятельно получать новые знания, уметь применять их на практике. Кроме того, они должны быстро адаптироваться в новых условиях, уметь критически мыслить, решать проблемы. Поэтому ориентация на получение знаний меняется на компетентностно-ориентированный подход в образовании. А одной из педагогических технологий, которая поддерживает такой проект, является метод проектов.

Этот метод позволяет рационально сочетать теоретические знания и их применение на практике. В основе метода лежит его практическая направленность на конечный результат, который обязательно должен быть реальным. Его можно будет увидеть, осмыслить и использовать на практике.

Современному учителю, согласно новым стандартам, необходимо научить учащихся самостоятельно уметь добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. И метод проектов позволяет этого добиться в значительной степени. Преимущества этого метода проектов очевидны.

  • Во-первых, он позволяет решить проблему мотивации учащихся, что очень актуально в современной школе.
  • Во-вторых, реализуется личностно-ориентированный подход, когда каждый учащийся может выбрать ту тему проекта, которая ему интересна, и в рамках которой он сможет реализовать себя наиболее полнее.
  • В-третьих, работая над проектом, учащиеся осваивают алгоритм выполнения работы, учатся самостоятельно искать и анализировать литературу и другие источники информации.
  • И как результат – развитие их творческих и интеллектуальных способностей, самостоятельности и ответственности. Проекты являются прообразами их будущей деятельности, когда они войдут в самостоятельную жизнь. Работая над ними и выполняя их, учащиеся приобретают необходимый опыт решения возникающих проблем, учатся идти прямо к поставленной цели, приобретают необходимый багаж знаний.
  • И, в-четвертых, метод проектов тесто связан с информационными технологиями, без знания и использования которых современное общество существовать просто не может.

Поэтому, в связи с реализацией ФГОС и исходя из перечисленных преимуществ, очень важно научить школьников проектной деятельности. А уроки истории дают для этого неограниченные возможности!

В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проекта уже начиная с V класса. В этом классе учащиеся не владеют знаниями проектной работы, поэтому работа тут необходима постепенная. Сначала детей необходимо заинтересовать предметом, подходить к уроку творчески, материал подбирать углубленный, выходящий за рамки школьного учебника, обращать внимание на детали. Если ребенка заинтересует какая-то тема, отдельный вопрос, если он захочет получить больше информации об этом, тут и начинается проектная деятельность.

В V-VI классах она, на мой взгляд, может быть следующих типов: информационного (например, «Развитие письменности в Древнем мире», «Знаменитый греки», «История олимпийских игр»); творческого (например, «Семь чудес света», «Наскальная живопись», «Мода в Средние века) и ролево-игрового («Школа в Междуречье», «Охота древних людей», «Иван Грозный – гений или злодей?» (суд)). Форма работы может быть – как групповой, так и индивидуальной. Но, чаще всего, в этих классах дети предпочитают групповые проекты, так как еще не обладают навыками самостоятельности в полной мере.

Но, несмотря на разнообразие типов и форм, это всегда мини-проекты, которые краткосрочные, не требующие больших умственных усилий и кропотливой работы. Так, например, после изучения соответствующих параграфов, посвященных письменности тех или иных народов, ребятам предлагается изготовить папирус с иероглифами, глиняную табличку с клинописью, берестяную грамоту и т.д. После тем, посвященных быту древних народов, мы изготавливаем жилища древних людей. После изучения культуры той или иной страны, мы строим пирамиды, делаем наскальные рисунки и т.п.

В VI классах, помимо творческих макетов средневекового замка, корабля викингов, средневековой деревни, мы переходим к более сложным формам. Среди них «Электронный справочник династии Рюриковичей», где каждый ребенок собирает информацию о каком-то князе из этой династии, представляет ее по заданному шаблону. Потом ребенок, наиболее хорошо владеющий информационными технологиями, либо ему помогают родители, либо учитель, собирает полученный материал в единый электронный сборник. Или, к примеру, после изучения темы, посвященной рыцарям, ребятам предлагается придумать свою историю жизни рыцаря, свой герб, знамя, девиз, отправить его в поход, описать приключения. Все это оформить в виде древнего манускрипта.

Выполнение мини-проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы: таблица, описание, фото-, аудио-, видеоотчеты, каталог, словарь, альбом, газета, дневник, журнал, путеводитель, презентация, справочник, программа. Значимость мини – проектов в том, что они могут стимулировать внутреннюю познавательную мотивацию всех учащихся.

В VII-IX классах, когда ребенок овладеет первоначальными навыками проектной деятельности, то, помимо творческих проектов, целесообразно переходить к более сложным типам проектов – исследовательским, практико-ориентированным и другим. В этих классах учащиеся имеют уже некоторый запас исторических знаний, овладевают навыками самостоятельной работы, умеют анализировать, сравнивать, выбирать главное. Поэтому темы проектов уже более сложные, требующие значительного количества времени, изучения большого числа источников и литературы, глубокого осмысления, анализа, сравнения. Среди них можно привести для примера следующие темы: «Возможно ли было избежать периода «Смутного времени?»; «Наука побеждать» (деятельность А.В.Суворова); «Можно ли назвать эпоху Н.С. Хрущева великой?»; «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика» и т.д. Список можно продолжать бесконечно, ведь вся история основана на загадках и противоречиях.

Для реализации творческого и научного потенциала учащихся, а также для развития и усовершенствования проектной деятельности учащихся, в нашей школе с 2016-2107 учебного года организована ежегодная школьная ученическая конференция «Будущее России», где учащиеся I-XI классов представляют и защищают свои проекты и исследования. Это прекрасная возможность для учеников почувствовать себя исследователями, попробовать свои силы в научной работе, усовершенствовать свои навыки проектной и исследовательской деятельности. Так, учащиеся V класса, в котором я преподаю историю, очень достойно представили метапредметный практико-ориентированный проект «Семь чудес света». Для учащихся это стало первым опытом публичной защиты проекта, первым шагом на пути самостоятельной проектной работы.

Многие проекты, выполненные учащимися на уроках истории и во внеурочной деятельности, используются мной потом как наглядный материал. Благодаря учащимся, мой кабинет истории имеет коллекцию макетов средневековых замков, разнообразных египетских пирамид, также есть даккар, древняя катапульта, Жанна Д,Арк перед казнью на костре, ну и конечно же макеты семи чудес света. Это позволяет на уроках более наглядно представить материал, окунуться в эпоху, рассмотреть историю более детально и подробно.

Согласно ФГОС учебный план старшей школы должен включать «Индивидуальный учебный проект». Поэтому задача учителя к выпускному классу научить учащихся самостоятельно выполнить и защитить учебный проект. Особенностью проектной деятельности в X-XI классах является то, что она носит исследовательский, прикладной характер. Но систематически работая над выполнением проектов начиная с V классов, выпускники смогут справиться с этим гораздо проще. Роль учителя в старших классах будет заключаться лишь в консультировании учащихся, оказании учащимся необходимой информационной и методической помощи. А так как предметы «История» и «Обществознание» довольно популярны среди выпускников и многие учащиеся проявляют к нему интерес, то велика вероятность, что индивидуальный учебный проект ученики будут выполнять именно по этому предмету. И для учителя, применяющего метод проектов начиная с пятого класса на уроках истории, не будет проблемой помочь большому количеству выпускников выполнить и защитить свой проект. Так как учащиеся будут иметь необходимый теоретический и практический багаж знаний проектной технологии.

Но и на этом этапе могут возникнуть некоторые сложности. Если в средних классах учащиеся выполняют групповые проекты, вместе отвечают за его итог, то в XI классе перед выпускником стоит задача не просто продемонстрировать навыки проектной деятельности, а показать самостоятельную работу от начала до конца. Кроме того особенностью проектной деятельности в X-XI классах является то, что она носит исследовательский, прикладной характер. А это подразумевает более глубоких знаний, более высокого уровня развития УУД и владение проектной и исследовательской деятельностью на достаточно высоком уровне.

Примерными темами проектных и исследовательских работ по истории в XI классе могут стать следующие: «Влияние исторических процессов на лексические заимствования», «Государственные праздники как отражение политического режима в стране»; «Исследование истории городов, основанных Александром Македонским»: «Развитие демократии в Афинах в VI-V вв. до н.э. и в средневековой Европе в сравнительном аспекте»; «Социально-психологический анализ личностей Александра I и Наполеона»; «Романовы в повседневной жизни»; «Дипломатический этикет: от Ивана III до В.В.Путина» и т.п.

В заключении хочется сказать, что проектная деятельность – это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление совершенствоваться. В ходе работы над проектами дети учатся проявлять инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит им быть успешными в дальнейшей жизни.

Литература:

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с
  2. Иоффе А.Н. Проектирование в образовании: теория и практика. /̸ Материалы к ученому совету ИСМО РАО. Москва, декабрь 2012.
  3. Карма, А. Е. Проектная деятельность на уроках истории // Преподавание истории в школе. – 2013. - № 1. – С. 7-8
  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2.-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192 с.
  5. Стрелова, О. Ю. Организация проектной деятельности школьников на уроках истории и во внеурочной работе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. - № 10. – С. 9-17
  6. ФГОС — М.: Просвещение, 2011.
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.