РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Культурные практики как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в работе классных руководителей

Культурные практики как средство формирования духовно-нравственных ценностей учащихся в работе классных руководителей

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения актуальна во все времена. В наши дни изменения военно-политической обстановки в современном мире, доминирование материальных ценностей над духовными обостряют её ещё больше. Перед школой ставится задача воспитать человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого, добросовестного и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость.

Мониторинг воспитанности учащихся нашей школы показал, что у многих обучающихся недостаточно сформированы ценностные и нравственные ориентиры. Большинство учеников нашей школы из неблагополучных семей и зачастую видят негативные примеры поведения взрослых. Дети и подростки с нарушением интеллекта очень зависимы от чужого влияния, подражают чужому поведению, некритичны к своим поступкам, не могут устанавливать причинно-следственные связи и не «просчитывают» последствий своих поступков и привычек, очень доверчивы или наоборот – враждебны к окружающим. В связи с этим возникла необходимость в пересмотре системы воспитательной работы классных руководителей школы-интерната. В качестве средства формирования базовых духовно-нравственных ценностей воспитанников было решено использовать культурные практики.

Под культурными практиками понимаются разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды его самостоятельной и совместной деятельности, поведения и опыта. Это обычные для ребенка способы и формы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и СО-бытия с другими людьми. В качестве основной единицы воспитательной работы стали использоваться не просто мероприятия, назидательные и навязываемые детям классными руководителями, а культурные события, организованные и проведённые в совместной деятельности детей и взрослых.

Результатом именно такого сотрудничества взрослых и детей стали традиционные ежемесячные единые классные часы, которые теперь проводятся в формах мини-проектов. Яркими событиями в нашей школе стали прошедшие содержательные, насыщенные тематические недели и декады: «Неразлучные друзья – взрослые и дети», «Не отнимайте солнце у детей», «Традиционная русская культура», «День Мира». Остановимся на них поподробнее.

С 24 февраля по 1 марта 2014 года в нашей школе прошла неделя классных руководителей «Неразлучные друзья – взрослые и дети». Проводилась неделя с целью активизировать деятельность классных руководителей, способствующую повышению общего позитивного эмоционального настроя в школе, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки, сплочению коллектива детей и педагогов. Все дни недели были тематическими.

В ходе недели классными руководителями были проведены разнообразные по форме внеклассные мероприятия. В первый тематический день «Каким должен быть настоящий друг?» - классные часы и тематических беседы-диспуты, игры.

Второй тематический день недели был Днём вежливости. В ходе него прошли викторины: «Вежливые слова», «Странички правил этикета»; игровые и конкурсные программы: «Ежели вы вежливы», «В мире вежливых слов» и час познавательной информации «Сила слова». Ещё один тематический день недели прошёл под названием «Скажи мне кто твой друг…». В рамках этого дня классные руководители провели в своих классах классные часы антинаркотической направленности «Родительский урок». Ребята младших классов на своих классных часах обсудили вопросы ведения здорового образа жизни. Результатами бесед и обсуждений в этот день стали выпущенные ребятами листовки-обращения к родителям, взрослым, сверстникам с просьбой задуматься о том, что может произойти, если каждый человек не осознает всю серьёзность проблемы наркомании, алкоголизма, важность самому заботиться о своём здоровье и здоровье своей семьи.

Большим праздником дружбы тематической недели стало общешкольное мероприятие «Мы вместе!». В конкурсной программе участвовали сборные команды взрослых и детей соревновались в умении быстро договариваться, приходить на помощь друг другу. Весёлый яркий праздник получился незабываемым. Произошло это только благодаря сплочённости коллектива взрослых и детей.

Логическим завершением насыщенной недели стала презентация классных газет и выставка рисунков «Дружба - это», и акция «Подарок другу», к которым ребята вместе с классными руководителями готовились всю неделю. Газеты, рисунки и подарки получились яркими и разными. В стенгазетах классы рассказали о своей «классной жизни», о своих традициях, поделились своими планами и мечтами. Готовя подарки своим друзьям, ребята рисовали, делали аппликации, поделки из шишек, морских ракушек и делали цветы из чупа-чупсов.

Приобщение к традициям народной культуры – цель проведения недели словесности в нашей школе. Ежегодно в конце учебного года в преддверии дня Святых Кирилла и Мефодия, под руководством учителей русского языка проводится предметная неделя. К примеру, расскажем о такой неделе, проведённой в 2013 году. Неделя проходила в рамках

Областного детско-юношеского фестиваля традиционной культуры и эстетики «Славянская буквица».
В рамках недели проводились: конкурс «Самый грамотный», тематический устный журнал «История славянской письменности», учащиеся попробовали себя в роли древних писцов, которым приходилось выводить буквы глаголицы или кириллицы. На динамических переменках, ребята вспоминали известные русские сказки и соревновались в сказочных эстафетах. На мастер-классах учились по всем правилам расписывать яйца к Пасхе и делать вербную веточку из бумаги.

По итогам недели была оформлена выставка поделок «Живая азбука» и «Пасхальный вернисаж», выставка стенгазет «Славянская культура». Поделки и газеты показали, насколько безгранична фантазия наших ребят и педагогов. Сколько интересного и увлекательного было на выставке! Буквы из шишек, пластилина, кофе и даже из печенья. Выставка «Пасхальный вернисаж» получила своё продолжение в участии работ детей в Областном фестивале православной культуры «Преображение». А буквицы и «Вестовое письмо» в исполнении учениц нашей школы стали победителями и призёрами областного фестиваля «Славянская буквица».

Ещё об одном событии хочется рассказать. В связи с последними политическими событиями – вопрос мира в мире стал очень актуален. Мы не можем оставаться в стороне. Ведь наша концепция организации культурного события может быть реализована только в свете событий современного общества. В мае 2014 года классными руководителями была проведена декада антивоенной пропаганды «Не отнимайте солнце у детей». Открытие декады состоялось 8 мая в преддверии дня Победы. В торжественной линейке «Мы живы, пока память жива» приняли все учащиеся и педагоги нашей школы. После линейки одни из лучших чтецов нашей школы отправились на V районный конкурс юных чтецов "Памяти павших будем достойны", который состоялся в центральной Шербакульской библиотеке.

В рамках декады мы провели с учащимися школы познавательное занятие «Дети войны», и организовали просмотр фильма «Сын полка» (по одноимённой повести В.Катаева). В дальнейшем была проведена викторина «Юность в солдатской шинели». В ходе декады прошёл также конкурс чтецов «Мы – наследники Победы!». Самым массовым и самым ярким получился конкурс рисунков на асфальте. Завершающим декаду стало общешкольное мероприятие «Мы рождены, чтоб сделать мир добрее». Прошло оно в форме информационного часа, на котором учащиеся школы узнали о символах мира. Ребята почитали стихи, послушали песни, посмотрели видеоролики, в том числе и о себе. Зал бы украшен листовками антивоенной тематики, которые изготовили сами ребята со своими классными руководителями в ходе работы над проектом «Мы не хотим войны».

Красной нитью через всю декаду прошла идея сплочения людей вокруг идеи мирного сосуществования. В школе царила атмосфера творчества, единения и добра. Общешкольные праздники получились яркими, эмоциональными и запоминающимися.

В этом учебном году, в продолжение антивоенной темы, мы провели День Мира. В программу дня вошли общешкольные мероприятия: акция «Мы за мир!» и флэш-моб «Нарисуем мир цветной», тематические классные часы в каждом классе. Проведённый совместными усилиями педагогов и школьников день стал настоящим запоминающимся событием, способствующим воспитанию у ребят патриотизма, чувства солидарности, сопричастности к происходящим в мире событиям, чувства гордости за свою страну.

Кроме этого классными руководителями старших классов Папоян Т.В. и Покидышевой И.В. был реализован проект «Мы - патриоты». В рамках этого которого в школе появились: стенды с символикой РФ, Омской области «Моя малая Родина», «Недаром помнит вся Россия» - стенд памяти земляков-шербакульцев, погибших в Великой Отечественной, Афганской и Чеченской войнах. В настоящее время проект по патриотическому воспитанию перерос в создание в школе гражданско-патриотического отряда «Поколение». Одной из задач работы данного отряда является продолжение поисковой деятельности, в результате которой планируется к 70-летию Победы установить мемориальную доску детям войны, воспитанникам детского дома, который был на месте нынешней Шербакульской школы-интерната.

Таким образом, организуя и проводя, на первый взгляд традиционные мероприятия, мы стараемся сделать их событийно насыщенными, комплексными, практико-ориентированными.

Культурные практики, в которых все, без исключения, воспитанники школы могут поучаствовать в силу своих способностей и возможностей, являются стержнем, помогающим им приобрести необходимый для усвоения базовых духовно-нравственных ценностей опыт самостоятельного творческого действия, плодотворной коммуникации и взаимодействия со взрослыми и детьми, самопознания и самоосознания. По результатам мониторинга уровня воспитанности обучающихся произошли позитивные изменения: увеличились показатели, относящиеся к сформированности у ребят духовно-нравственных ориентиров. Но для нас более важны не цифры, а качественные изменения, которые отражаются в наблюдаемом более доброжелательном отношении друг к другу всех участников воспитательного процесса.

Ковалик Марина Николаевна18.12.2014 12990 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar