РАЗРАБОТКИ

Другие модули


О вежливости.

О вежливости.

Автор: Янушевская Наталья Анатольевна

Педагогическая наука занимается двумя основными вопросами: как передать знания (процесс обучения) и как формировать человека (процесс воспитания). И если в процессе обучения компьютер занимает в настоящее время достойное место, то в воспитательной работе и в исследовании проблем воспитания его возможности не востребованы.

И сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о воспитанности, а в частности о вежливости.

До XVI в. в русском языке широко употреблялось слово «вежа». Этим словом называли человека, который знал, как вести себя в той или иной обстановке. От слова «вежа» возникло другое – «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежливость – это ценное качество, обязательное для всех. На Руси в школах детей обязательно наряду с грамотой и молитвами учили вежливости. Был даже учебник «Гражданство обычаев детских» русского педагога Епифания Славинецкого. Он состоял из 164 вопросов, касающихся правил поведения, и 164 ответа на них школьники заучивали наизусть. Учебник был рукописный (на пергаменте). Вместо переплёта – доски. (Вот откуда пошло выражение «прочесть от доски до доски».) Написанный торжественным, сложным языком, учебник был труден для детей. А не выучишь наизусть то, что в нём написано, - розгами высекут, да ещё и стихи заставят рассказать о пользе этой процедуры.

Что ни говорите, в наше время учится культуре поведения значительно легче. Во многих школах сейчас на классных часах проводятся беседы о воспитании, и хочется верить, что в недалёком будущем будут введены обязательные уроки. О культуре поведения часто говорят по радио, в специальных передачах по телевидению, в кинофильмах, пишут в газетах и журналах. Но никакие беседы и статьи не помогут, если сам человек не захочет стать воспитанным. Воспитанность – это такое качество, которое появляется в результате работы человека над собой.

В.А.Сухомлинский писал: «Поставь над тобой сто учителей – они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставлять себя и сам требовать от себя».

Для самовоспитания необходимы три вещи. Надо знать, какими вы хотите быть, каковы вы есть и как преодолеть разрыв между вторым и первым.

Следовательно, для начала, выражаясь языком современным, нужно иметь идеал, образец, модель. Модель атома, солнечной системы, теплохода – это представить себе можно. Но модель воспитанного человека? Как построить её?

А что если школьникам воспользоваться таким приёмом? Попробовать написать, какими бы они хотели выглядеть в глазах окружающих людей, какими бы хотели быть (но не казаться).

Школьнику довольно трудно установить, каким он хочет быть. Если это ему удастся, надо попытаться сравнить модель самого себя с тем, каков он есть на самом деле. «Познай самого себя» - было написано на древнегреческом храме. Древние греки считали, что это самое трудное дело на свете. И тут школьнику можно порекомендовать несколько приёмов.

Прежде всего самонаблюдение. Нужно как бы раздвоиться: живёшь и всё делаешь как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой со стороны, глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой определённую цель. Например, сегодня наблюдаешь за своими манерами во время еды. И обязательно обнаруживаешь интересные вещи: пока бабушка суп наливала. Ложной об стол постукивал, почесал голову, тронул себя за нос; когда начал есть суп, лавровый лист выловил, на клеёнку положил, над тарелкой нагнулся чересчур низко, ногтем в зубах поковырял…

В следующий раз можно поставить иные цели: наблюдать за собой, когда разговариваешь с людьми. За своим поведением в гостях и т.д. И, конечно, следует отмечать при этом не только свои недостатки, но и хорошие качества, привычки.

Сомооценка. Наблюдая за собой, надо давать себе честную, без всяких скидок оценку. Вечером, перед сном, полезно вспомнить, как прошёл день, прямо сказать себе: вот это было плохо. Разобраться в прошедшем дне, оценить его очень помогает личный дневник. Такие дневники были у многих выдающихся людей. Они помогали им работать над собой. Например, Л.Н.Толстой и К.Д.Ушинский вели дневники. С этими дневниками рекомендуем всем познакомиться.

Многие ребята ведут дневники, но записывают в них незначительные подробности из своей жизни.

Мне кажется, что комментарии тут, как говориться излишни. Всем понятно, от какого дневника польза, а кокой – пустая трата времени.

Изучать мнение других людей. Как бы человек честно ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому каждому важно знать, что думают о нём другие люди. Есть игра: составляется перечень разных качеств. А затем каждый ставит себе за эти качества отметку, и другие ему ставят, потом сравнивают. Например, поставить себе «отметку» за манеры, культуру речи, гостеприимство, осанку и походку, остроумие, знание этикета, воспитанность, а потом попросить товарищей, учителя, родителей тоже дать оценки. Сравнение оценок поможет сделать выводы.

Помогает в самопознании и наблюдения за поведением окружающих. У восточного мудреца Лукмана спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, - ответил он,- я избегал делать то, что делают они».

Когда школьники оценят своё поведение, им станет ясно, какие качества надо воспитать в себе. А как их воспитать? Ключ здесь – три простых слова: знать, уметь, привыкнуть.

Мне часто приходится выступать перед школьниками с беседами и лекциями о культуре поведения. Обычно после лекции школьники начинают задавать мне вопросы. Вот некоторые из них.

  • «Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто позвонил или кому позвонили?»
  • «Как правильно есть зелёный горошек? Накалывать горошинки на вилку? Или вилкой их подбирать? Так они по всей тарелке катаются, хоть совсем не ешь»

Тут всего два вопроса, а могло бы их быть и сто. Я представляю, как трудно стать воспитанным человеком, если каждый день приходится ломать голову над решением подобных проблем. Вот почему можно сказать, что первое условие воспитанности – это знание общепринятых норм и правил поведения. Не стоит, как говорят, всякий раз заново изобретать велосипед. Множество веков существует человечество. В жизни людей постоянно повторялись некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречались и расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили о чём-нибудь. Отказывали в просьбе, приносили подарки, выражали сочувствие, ходили в гости и так далее.

Из поколения в поколение передавали они самые удобные, экономные, разумные способы действий в подобных ситуациях. Так возникли правила поведения. Как видите, их никто не придумывал. Это, если можно так выразиться. Кристаллы человеческого опыта. (Разумеется, не все нормы этикета, которые когда-либо существовали, имеют смысл для нас.) Следовательно, хочешь быть воспитанным человеком – знай правила этикета. А откуда? Муравей, пчела, рыбий малёк только родились – уже знаю, что им делать. Как вести себя. Это в них природой заложено. У человека таких механизмов, которые бы сразу определяли его правильного поведения среди людей, нет. Значит, надо учится. Наблюдать. Почаще спрашивать. И главное, читать!

Но бывает и так, что человек и знает правила поведения, а всё равно выглядит невоспитанным, неловким, неуклюжим.

В чём же дело? Каждый день нам приходится выполнять множество самых простых действий. Но даже самые простые из них требуют определённых умений. Подать пальто девушке, пропустить её в дверях – и то надо уметь.

И таких задач перед нами каждый день возникает много. Выход тут один: вырабатывать умения.

Тренироваться, упражняться в правильном поведении – вот второе условие воспитанности. Это надо делать до тех пор, пока не окажется, что уже можно не следить за собой, потому что возникла привычка.

А.С.Макаренко говорил, что привычка – «это когда мы поступили правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что мы так привыкли». Чем чаще мы повторяем правильные действия и поступки, тем меньше усилий они требуют от нас, тем естественнее, непринуждённее, красивее становится наше поведение. Правильно говорят, что привычка – это вторая натура.

Прочные, устойчивые привычки – третье обязательное условие воспитанности.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, "рецептов" поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота - забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Янушевская Наталья Анатольевна13.02.2015 8280 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar