РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Пути совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов

Пути совершенствования педагогического мастерства учителя начальных классов

Многообразие и сложность задач формирования нового человека делают проблемы педагогического мастерства особенно актуальными для современной теории и практики воспитания. Образование XXI века ориентирует на свободное развитие человека, творческую инициативу, самостоятельность и конкурентоспособность. Всё это поставило перед учебными заведениями новые задачи по повышению качества и эффективности обучения, воспитания и развития будущих квалифицированных рабочих и специалистов.

Успешная реализация этих задач возможна при условии высокого уровня постановки учебного процесса, высокого профессионального уровня педагогических кадров.

Педагогическая деятельность имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Специфику работы учителя можно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности, а также его мастерства.

Педагогическое мастерство – это синтез личностно-профессиональных качеств и свойств личности, которые обусловливают высокую результативность педагогического процесса.

К составляющим педагогического мастерства относятся специальные знания, умения, навыки и привычки, которые обусловливают чистое владение основными приемами того или иного вида деятельности.

В мастерстве педагога выделяют четыре части:

  1. мастерство организатора общей и индивидуальной деятельности детей;
  2. мастерство убеждения;
  3. мастерство передачи своих познаний и опыта;
  4. мастерство владения педагогической техникой.

Согласно Н. Н. Тарасевичу педагогическое мастерство – это комплекс свойств личности, высокий уровень профессиональной деятельности, гуманистическая установка личности учителя, высокопрофессиональные знания, педагогические способности и техника.

Для учителя младших классов необходимы некоторые особые качества, не требующиеся для других учителей. Это, например, педагогическая направленность личности именно на работу с младшими школьниками, не вообще любовь к детям, а устойчивый интерес к ученикам начальных классов, склонность к общению с ними, их обучению и воспитанию.

Специфична та часть знаний, умений и навыков, которые требуются для работы с младшими школьниками. В эту группу особых качеств можно включить и более широкий характер (спектр) предметно-академических способностей учителя начальных классов, а именно сочетание способностей к естественно- математическим, лингвистическим и музыкально-художественным дисциплинам. Именно поэтому считается, что учителю начальных классов очень важно всё время работать над педагогическим мастерством, не останавливаться на достигнутом, а наоборот включать в свою работу что-то новое и интересное. Очень важно научиться включать в свою педагогическую практику достижения отечественных учёных и педагогов традиционного обучения и совмещать их с приёмами и методами современного образования.

В основе мастерства учителя начальных классов – сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя с педагогической техникой и передовым опытом. Чтобы овладеть мастерством, нужно знать теорию, пользоваться эффективными технологиями учебно–воспитательного процесса, правильно выбирая их для конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать, проектировать процесс заданного уровня и качества, организовать его так, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях, добиться желаемого уровня воспитанности, развития и знаний учеников. Настоящий учитель начальных классов всегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет по–особому подойти к школьнику, зажечь в нем любопытство, взволновать его. Необходимо также учителю начальных классов выработать свой индивидуальный педагогический стиль, который будет предполагать свои методы, умелый подбор которых будет вносить разнообразие в процесс обучения, обеспечит достижение положительных результатов.

Успешное выполнение задач по обучению, воспитанию и развитию учащихся – в решающей степени определяется профессиональным и педагогическим уровнем педагогов. А это требует хорошо организованной системы становления и развития их педагогической квалификации.

Педагогическую подготовку педагоги получают различными путями: через систему повышения педагогической квалификации, путём изучения опыта коллег по работе, а также путём педагогического самообразования. Наиболее эффективными путями и формами являются изучение передового педагогического опыта, педагогическое самообразование.

Передовой педагогический опыт – результат творческого поиска учителей, открывающий новые педагогические факты, создающие новые педагогические ценности, ранее неизвестные в педагогической науке и школьной практике, или существенно модифицирующий применительно к современным задачам обучения и воспитания детей существующие формы, методы и приёмы учебно- воспитательной работы.

При определении сущности передового педагогического опыта в первую очередь нужно учитывать 4 критерия:

  • соответствие опыта социальному заказу, предъявляемому к системе образования;
  • наличие элементов новизны;
  • устойчивость высоких результатов;
  • достижение высоких устойчивых результатов при оптимальной затрате энергии и времени педагогов, учащихся и средств.

Педагогическое самообразование – образование, приобретаемое в процессе самостоятельной работы, без прохождения систематического курса обучения в образовательном учреждении.

Педагогическое самообразование охватывает многие стороны педагогической деятельности. Это и индивидуальная самостоятельная работа при подготовке к урокам, участие в обсуждении «открытых» уроков, подготовка докладов на педагогические чтения, участие в коллективной методической работе, участие в работе педагогических конференций.
Личностный и профессиональный рост напрямую зависит от процессов самообразования и самосовершенствования, позволяет наиболее эффективно реализоваться педагогу в своей деятельности, обеспечивая его развитие и саморазвитие, способствуя творческому подходу к делу.

В основе успешного осуществления педагогической деятельности лежит творчество. Без развития творческих способностей, возможностей педагога разговор о его профессиональном мастерстве лишён всякого смысла. Педагогическое творчество – педагогическая деятельность, которая отличается своей новизной и оригинальностью, предполагает сотворение творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью.

Педагогическое творчество слито с учебно-воспитательным процессом, оно всегда должно носить положительные результаты. Особенностью педагогического творчества учителя начальных классов является и то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано, сопряжено с творчеством всего педагогического коллектива и каждого учащегося.

По своему объективному смыслу и значению педагогическое творчество учителей начальных классов и вообще педагогов можно условно подразделить на открытия, изобретения и усовершенствования.

Главными признаками творчества являются:

  • создание нового или существенное усовершенствование известного;
  • оригинальность, неповторимость продукта деятельности, ее результатов;
  • взаимосвязь творчества и самотворчества, самосозидания.

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика.

Подводя итог, согласимся, что от мастерства зависит все. А само мастерство – результат длительного, упорного труда учителя над собой. Кто–то довольствуется «серединой», успокаивая себя: слушают, тихо сидят, успевают – и достаточно. Такой учитель никогда не оставит следа в сердцах своих учеников. Если уж и быть учителем, то быть мастером своего дела.

Касеева Анна Сергеевна13.11.2015 18890 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar