РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Самообразование как путь повышения профессионального мастерства.

Самообразование как путь повышения профессионального мастерства.

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)

Самообразование педагога - необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные, потому что общество всегда предъявляет к учителю самые высокие требования. Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.

Педагог должен учиться постоянно, потому что в лицах учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не всегда формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного человека, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Как молодой педагог, я считаю, что различные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, профессиональные конкурсы способствуют развитию учителя как личности и профессионала. Участие в различных конкурсах позволяет по-новому взглянуть на профессию Учителя, развить свой творческий потенциал и повысить педагогическое мастерство.

Но, безусловно, ключевая роль в обеспечении непрерывного процесса образования педагога принадлежит самообразованию.

Традиционное самообразование - это чтение специальных статей и книг по профильным предметам, изучение широкого круга тем в области психологии, педагогики, философии, искусства, художественной литературы, социальной публицистики. Это посещение публичных лекций, музеев, других городов и стран.

Информатизация общества существенно изменила подходы к самообразованию. Развитие профессиональной компетенции педагогов, удовлетворение запросов личности в развитии сегодня неизбежно ведёт к использованию информационно - коммуникационных технологий. Информационные технологии сделали практически общедоступным колоссальный объём информации в самых разных направлениях человеческой деятельности.

Например, при подготовке к урокам литературы интернет - ресурсы позволяют побывать в музее писателя; просмотреть видеоряд его жизни, семьи, эпохи; изучить библиографию; обратиться к исследованиям творчества; выбрать нужную технологию изучения конкретного произведения, формы, приёмы и методы работы, заимствовать интересные дидактические материалы. Информационная культура человека, умение ориентироваться в современных средствах коммуникации, пользоваться информационными ресурсами для саморазвития и самосовершенствования многое сегодня определяют.

Культура профессионального самообразования педагога - один из элементов организации всего учебно-воспитательного процесса предусматривает многокомпонентную деятельность учителя, включающую в себя общеобразовательное, предметное, психолого-педагогическое и методическое самообразование.

1. Общеобразовательное самообразование включает в себя

  • общеобразовательную информацию;
  • информацию, умения и навыки, имеющие общепедагогическую ценность;
  • знания, умения и навыки, имеющие значение для повышения предметной квалификации.

2. Предметное самообразование включает в себя:

  • чтение специальной литературы по предметам;
  • посещение специальных занятий, курсов, семинаров и т.д.

3. Психолого-педагогическое самообразование включает:

  • углубленное изучение педагогической и психологической литературы, т.к. наибольшие затруднения учитель испытывает в сфере психологической компетентности и выборе средств воздействия на своих воспитанников и организации взаимодействия с ними.

4. Методическое самообразование включает в себя - шлифовку методики преподавания через:

  • чтение специальной литературы;
  • изучение педагогического опыта;
  • анализ собственной деятельности.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе?

  1. повышение качества преподавания предмета. Каждый раз, готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, воспитательному мероприятию, соревнованию и др. у меня возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
  2. разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. По моему мнению, работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
  3. разработка новых форм, методов и приемов обучения. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь, отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека». Поэтому я стремлюсь использовать в своей деятельности новые технологии и формы обучения.
  4. доклады, выступления. Ежегодно принимаю участие в работе предметной комиссии, конференциях колледжа, где делюсь своими мыслями по поводу преподавания литературы в среднеспециальном заведении.
  5. разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей.
  6. выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии.
  7. проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме.

Кроме этого педагог должен иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков учитель не может эффективно учить и воспитывать.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не сможет считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Пока педагог выполняет свои профессиональные обязанности, он ориентируется на требования, предъявляемые ему обществом, и он не может не заниматься самообразованием.

Список литературы

  1. Киреева, М.В. Система повышения профессионально-педагогической компетентности педагогических работников // Методист. - 2006.-№6.-С.54-58.
  2. Кривенко, В.А. Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога и учащегося гимназии // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. - 2007.-№1.-С.99-116.
  3. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / Пидкасистый П.И., Фридман Л.М. - М.: Педобщество России, 1999. - 354с.
  4. Самсонов Ю.А. Основы управления образованием и самообразованием руководящих работников школ // Образование в современной школе. - 2001.-№7.-С.66-72.
  5. Черепанова, Е.В. Самообразовательная деятельность как проявление индивидуальности педагога // Дополнительное профессиональное образование педагога: материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Екатеринбурга, 1998. В 2-х ч. Ч.1.
Кулик Ирина Николаевна11.03.2015 12780 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar