РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Проблемы взаимодействия семьи и школы

Куприянова Надежда Юрьевна

Автор: Куприянова Надежда Юрьевна

Без дружеского взаимодействия ,без тонкого взаимопонимания
учителя и родителей, школы и семьи невозможно счастье ребенка,
жизнь его может лишиться счастья, а без этого нет детства .
В. А. Сухомлинский.

Но в этом, таком бесспорном и ясном положении о необходимости тесного союза семьи и школы не все так просто. Существуют некоторые особые обстоятельства, определяющие противоречивость и сложность отношений учителей с родителями учащихся. Любовь родителей к своему ребенку, будучи чрезвычайно сильным чувством, делает их взгляды на поступки и требования учителей очень субъективными. Надо учесть, что серьезной трудностью влияния учителя на родителей является и то, что оно в значительной мере осуществляется через взгляды и настроения школьников. Дети , как правило, подробно рассказывают в семье о своих успехах и неудачах в школе, так как в детском восприятии преобладает эмоциональная сторона. Будучи в чем-то неправым, ребенок нередко представляет в отрицательном плане действия учителя даже тогда, когда он понимает их обоснованность. В этих случаях исходящая от детей информация приводит к неправильной оценке родителями поступков и позиции педагога, мешает установлению взаимопонимания семьи и школы.

Родительские чувства являются одним из самых могучих человеческих инстинктов. Они проявляются прежде всего в заботе о ребенке, в стремлении к его физической и нравственной защите. Всякое отрицательное действие, недоброжелательность, равнодушие или бестактность учителя вызывают у родителей неудовлетворенность, негативное отношение к школе, вплоть до раздражения и гнева.

В настоящее время большинство учителей, особенно молодых, испытывают значительные трудности в работе с родителями. У некоторой части молодых учителей нет ясности и убежденности в необходимости повседневной работы с родителями. Герой повести В.Алексеева «Я вам верю», молодой учитель, столкнувшись с некоторыми трудностями в воспитательной работе приходит к выводу: «Если бы меня сейчас спросили, в чем основная задача педагогики, я бы ответил: исправлять ошибки родителей». На мой взгляд подобное мнение продиктовано неуважением к семье, отношением к ней как к препятствию, мешающему воспитательному процессу.

В одной из бесед молодую учительницу спросили: «Почему вы избрали учительскую профессию?»

- Потому, что я очень люблю детей и мне интересно с ними работать, - ответила она.

- А как вы относитесь к взрослым?

- К взрослым отношусь безразлично.

- Как же вы собираетесь работать с родителями учащихся?

Учительница с минуту задумалась, а потом сказала: « Думаю, что провести собрание с ними сумею». Данная ситуация говорит о том, что некоторые учителя рассчитывают только на свои силы, полагая что успех в воспитании и образовании учащихся зависит исключительно от их профессиональной квалификации. Они не придают значение роли семьи в формировании личности.

Другая молодая учительница на вопрос, какую работу она ведет с родителями, ответила: « Я встречаюсь и беседую с родителями в основном тогда, когда меня что-то тревожит в ребенке : низкая успеваемость или плохое поведение» . Данная ситуации широко распространена в современной школе. Приглашение родителей в образовательное учреждение зачастую связано со стечением каких-то чрезвычайных осложнений в учении или поведении ученика.

Как известно, отношения уважающих друг друга людей строятся на основе деликатности и чуткости. Но о каком уважении может идти речь, если учителя торопятся проинформировать родителей о детских проступках, забывая порадовать их успехами ребенка?

Плодотворность общения учителей с родителями зависит не только от профессиональных знаний воспитателя, но и от собственного семейного опыта. Его отсутствие во многом определяет отношение мам и пап к воспитателю их ребенка.
Бабушка 13-летнего внука жалуется соседям: « Еще вчера слушался… По дому был помощником. А теперь стал каким-то неуправляемым. Родители на Севере…. Написать им что ли?»

- А в школу почему не сходите?

- Так у них классная руководительница сама молодая. Своей семьи нет. Чем она поможет?

Подобное отношение подчас лишает молодого педагога профессиональной уверенности в области семейного воспитания.
Еще одной проблемой взаимодействия семьи и школы является незнание педагогом , что сложившийся стереотип общения учителя с учеником неприемлем для общения с родителями. Не все учителя это осознают, чем усложняют установление контактов с родителями. Неправильно занятая учителем позиция в общении с ними нередко приводит к конфликтным ситуациям.

В школе работают педагоги, профессионалы – воспитатели, которые знают систему воспитания, владеют умениями и навыками воспитания. Родители в подавляющем большинстве таких знаний , умений и навыков не имеют. Следовательно, учитель обязан не просто пропагандировать эти знания и умения, а возбуждать у родителей потребность в овладении ими. Нельзя не учитывать такой факт : многие родители убеждены в том, что знают, как воспитывать, и что воспитывают своих детей правильно. При этом большинство из них полагаются на свою интуицию и методы, заимствованные от старших поколений. В связи с этим возникает много проблем во взаимодействии семьи и школы.

Важным помощником в данной ситуации и должна выступать пропаганда педагогических знаний среди родителей. Но недостаточная подготовка учителей к данному виду работы порождает непонимание, со стороны родителей, сути воспитательного процесса в школе.

Практика показывает, что современный учитель может успешно воздействовать на родителей, оказывать целенаправленное влияние на семейное воспитание при условии:

  • Если он знает не только учащихся своего класса, но и их родителей, внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, жизненный уклад, нравственные установки и общественную направленность семейного коллектива;
  • Если он знаком с домашними условиями, с бытом ученика, а также с приемами и методами семейного воспитания;
  • Если между воспитателем и родителями установились искренние, доверительные, откровенные отношения, если между ними существует полное взаимопонимание;
  • Если педагог постоянно углубляет, расширяет свои знания по теории и методике семейного воспитания, передает эти знания родителям, заботится о повышении их педагогической культуры;
  • Если в работе с родителями умело сочетаются массовые и групповые формы с индивидуальной работой ( с учетом специфических особенностей той или иной семьи)

Выполнение данных условий непосредственно влияет на эффективное взаимодействие семьи и школы, основой которого является – постоянное внимание школы к развитию ребенка, своевременные и педагогически обоснованные рекомендации учителей, изучение особенностей и возможностей каждой семьи.

Школа и семья решают единые задачи воспитания детей, отражающие интересы общества. Однако способы, методы воспитания в семье и школе различны, так как школьные условия, обстановка, окружение иные, чем в семье. Желая сформировать у детей положительные нравственные привычки, родители и учителя должны действовать сообща, придерживаться единых требований. При отсутствии единых требований у учащихся зарождается сомнение в правомерности требований. Из этого они делают неверные выводы о том, что правила поведения надо соблюдать в школе, а дома и в общественных местах не обязательно. Если вовремя не пресечь такие явления, то они могут привести к нежелательным последствиям.

Вот почему учителю так важно поддерживать постоянный контакт с родителями и помнить, что характер семейного воспитания во многом зависит от их педагогической культуры. Повышая педагогическую культуру родителей, учитель тем самым приводит в действие богатейшие резервы семейного воспитания. Опираясь на воспитательный потенциал семьи, учитель сможет более успешно и на более высоком качественном уровне решать сложные задачи современного воспитания учащихся.

Конфликты между семьей и школой ложатся всей
тяжестью на ребенка. (Корчак)

Список литературы.

  1. В.А. Сухомлинский о воспитании/ Сост. С. Л. Соловейчик. М. 1979.
  2. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/ Под редакцией В.Н.Столетова. – М.: Педагогика,1990.
  3. Профессия – учитель:Беседы с молодыми учителями/Под редакцией В.Г.Онушкина, Ю.Н. Кулюткина. – М.: Педагогика, 1998.
  4. Умом и сердцем: Мысли о воспитании. –М.Политиздат, 1986
Куприянова Надежда Юрьевна25.03.2016 11080 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar