РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Конкурсная статья "Взаимодействие семьи и школы"

Конкурсная статья "Взаимодействие семьи и школы" Карташова Лариса Леонидовна 
ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга. 
Заместитель директора по воспитательной работе 

Деятельность педагога начальных классов многогранна. В ней тесно переплетены и преподавание предметов, и внеклассные события, и взаимодействие с родителями.

Актуальность заявленной темы «Партнерство во взаимодействии семьи и школы» обусловлена рядом противоречий:

  • противоречием между сложившимися формами организации взаимодействия учителей с учащимися и современными задачами, которые предъявляет государство;
  • противоречием между необходимостью обновления организации взаимодействия учителя с родителями учащихся и неготовностью ряда учителей и родителей к организации этого взаимодействия в современных условиях.
В связи с глобализацией и информатизацией общества в целом и системы образования в частности взаимодействие семьи и школы приобретает новое содержание, что диктует иное видение роли родителей в этом процессе. В современных условиях значительно возрастает ответственность родителей за выполнение своих обязанностей. Следует отметить, что далеко не весь потенциал семейного воспитания реализуется в полной мере.

Родители и учителя – две мощные силы, роль которых в процессе воспитания личности ребенка невозможно преувеличить. Актуальность приобретает не столько их взаимодействие в традиционном понимании, сколько взаимопонимание, взаимодополнения школы и семьи в воспитании и обучении учащихся. Какие бы задачи государство ни ставило перед образованием, без помощи и заинтересованности родителей, их поддержки процесс воспитания, обучения не даст желаемого результата. И здесь роль учителя в просвещении родителей учеников, установлении контакта между семьей и школой, особенно велика.

Семья, как и школа, – своего рода посредник между формирующейся личностью ребёнка и обществом. Набирая первый класс, я ясно осознавала, что родители должны иметь представление о целях, задачах образовательного и воспитательного процесса, осуществляемого в школе. Именно поэтому моя первая встреча на родительском собрании была направлена на просвещение и информирование родителей.

Зная, что родители должны быть не только заказчиками и потребителями в системе образования, но, что особенно важно, главными партнерами учителя и школы в самореализации личности ребенка, передо мной встала задача: как привлечь каждую семью к активному взаимодействию? Выход был найден: все без исключения родители вошли в состав родительского комитета, разбились на группы сменного состава по четвертям. Началась работа.

Четвертый год, каждую четверть мы собираемся со сменной инициативной группой, обсуждаем воспитательные, учебные вопросы, строим планы предстоящей работы, продумываем актуальные темы собраний. За это время родители научились согласованно работать не только внутри команды, но и родительским классным коллективом в целом.

Партнерство во взаимодействии учителя и родителей особенно важно в младшем школьном возрасте, когда развивается социальная активность ребенка, расширяется круг его общения и увеличивается разнонаправленность воздействий окружающей среды, имеющих различный воспитательный смысл.

Учебно-воспитательный процесс наполнен бесконечным множеством конкретных ситуаций взаимодействия, в ходе которых идет вечный диалог учителя, учащихся и их родителей, который должен заканчиваться согласием или компромиссом всех сторон по поводу решения той или иной учебной ситуации.

Я и мои ученики на уроке – сотрудники. Наши действия направлены друг к другу, а не в одном направлении. Правомерен вопрос: каким образом этого можно добиться? Хороший психологический климат в коллективе, доверительная, созидательная атмосфера сотрудничества и взаимодействия - все это дает возможность применять на уроке такие технологии, когда учащиеся как будто бы сами, по своему намерению, выполняют именно тот вид деятельности, который был предусмотрен при планировании урока. Современный учитель, организуя процесс обучения, должен придать ему диалогический, партнерский характер, при котором взаимодействие в учебном процессе становится условием и предпосылкой обогащения не только в области знаний, но и внутреннего мира каждого.

Удачной формой организации взаимодействия я бы назвала проектную деятельность, которая будет наиболее эффективна, если строится на принципах партнерства, сотрудничества (учитель - ученик – родитель).

Приведу пример. В соответствии с программой первого класса в курсе «Окружающий мир» на тему «Что растет на клумбе?» ученики моего класса с подсказки родителей предложили «Сделать школьный двор краше»: высадить цветы на клумбах.
Для работы над проектом ученикам необходимо было исследовать новую информацию по теме «Какие цветы растут на клумбах?», рассмотреть особенности выращивания рассады. Часть работы была интегрирована в учебный предмет «Технология». Перед учениками была поставлена задача поиска информации (дома, в школьной библиотеке, в сети Интернет). После сбора необходимых сведений приступили к реализации проекта. Инициативной группой родителей была закуплена садовая земля, семена цветов. Ученики совместно с учителем и родителями вырастили рассаду в классе. На заключительном этапе, подросшие бархатцы и астры были высажены на пришкольном участке. Все лето и осень цветы радовали проходивших мимо людей. Следует отметить важную роль родителей, принявших активное участие в реализации всех этапов проекта.

Во втором классе на уроке окружающего мира по теме «Кошки и собаки. Уход за домашними животными» учащиеся не только защитили проекты о своих питомцах, но и смогли продемонстрировать своих четвероногих друзей. Данный вариант урока может быть возможен только после обсуждения его проведения на родительском собрании. Родители стали полноправными участниками урока.

В третьем классе в рамках темы «Разнообразие животных» мои ребята участвовали в сетевом социальном проекте «Слон – больше, чем животное». Сетевому проекту предшествовало информационно - просветительское родительское собрание, на котором я познакомила родителей с сайтом для учащихся начальной школы «Началка.com» . Родители смогли зарегистрироваться, обсудить план действий. Участники проекта учились работать с аудиовизуальными и печатными источниками, Интернет-ресурсами, отбирать из потока информации самое необходимое. В этом им оказывали помощь родители. Затем, используя собранный материал, мы вместе с ребятами в классе составляли презентации, проводили конкурсы, викторины. Такие проекты способствуют единению семьи, сплочению коллектива, толерантному воспитанию.
Как было сказано выше, основной очной формой обсуждения учебно-воспитательной работы, остается родительское собрание. 

Наиболее предпочитаемые мной следующие формы их проведения:

  • презентации семейных традиций, взглядов на воспитание детей;
  • собрание - игра.
  • пресс-конференции с приглашением различных специалистов;
  • обсуждения предложений и идей по улучшению организации жизни класса.
  • концерты и спектакли с участием детей.
В современных условиях актуальным стало использование Интернет - порталов. В «Петербуржском дневнике «Параграф» родители знакомятся с отметками и домашними заданиями. В электронном дневнике «Дневник.ру» родители, учитель, ученики имеют возможность высказывать свои предложения, задавать вопросы, обсуждать текущие события, обмениваться фотографиями.

Электронный дневник «Дневник.ру» дает возможность включать элементы дистанционного обучения, что становится особенно востребованным в период обострения вирусных заболеваний. Родителям даются инструкции выполнения заданий с учащимися. Сделанную работу они могут (по желанию) переслать учителю.

В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" обращается внимание на необходимость «развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе».

Проявить свои способности ученики начальной школы могут как на уроке математики, так и на уроках технологии, изобразительного искусства, а также в семье, выполняя различные творческие работы; роль учителя и родителей – увидеть и поддержать талантливых детей.

Какие приемы использую я в своей работе?

На одном из тематических родительских собраний по теме «Одаренные дети» родители познакомились с Интернет-порталом «МетаШкола» . Работа с этим Интернет-ресурсом дала возможность детям регулярно принимать участие в математических олимпиадах. Результатами для учащихся стали не только призовые места, но и появление уверенности в своих силах, а для учителя и родителей - независимая экспертная оценка возможностей ребенка. Некоторые родители записали своих детей в Интернет-кружок по математике. Решение некоторых заданий с этого портала мы разбираем на математическом кружке «Любознатики».

В ходе работы круглого стола на родительском собрании «Знакомьтесь, наша семья …» выяснилось, что некоторые мамы увлекаются декоративно-прикладным творчеством. Дальнейшее взаимодействие привело к сотрудничеству и на уроке «Технология» и во внеурочное время. Были организованы мастер – классы, на которых дети, под руководством родителей и педагога выполняли творческие работы для украшения класса к празднику, а лучшие работы стали подарком к юбилею школы.
В Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" отмечено, что «Новая школа - это центр взаимодействия с родителями… Школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха».
В нашем образовательном учреждении школьный праздник – это традиционная и неотъемлемая часть жизни каждого ученика, особенно в начальной школе. Она имеет большую историю. Приведу пример подготовки одного классного праздника «День чая».

В ходе разработки сценария особенно ярко проявилось партнерство родитель-ученик-учитель. Были учтены предложения инициативных родителей:

  • подготовленные семьями презентации о памятниках самовару, об истории создания самовара.
  • исполнение русских народных мелодий на аккордеоне, гитаре, балалайке, синтезаторе детьми и их родителями.
Для этого мероприятия классное помещение было превращено в русскую избу, а участники праздничного события надели русские костюмы.

Каких эффектов можно достичь, проводя целенаправленную работу по взаимодействию с учеником и его семьей?

На мой взгляд, это:

  1. развитие личности ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы
  2. Повышение активной жизненной позиции родителей по отношению к школе:

ориентация на сотрудничество;
повышение ответственности за выполнение своих родительских обязанностей.
Карташова Лариса Леонидовна16.10.2013 36283 Конкурс статей "Семья и школа"
Всего комментариев: 3
avatar
0
1

Лариса Леонидовна, спасибо! С интересом прочитал Вашу статью.
avatar
0
2

Лариса Леонидовна! Очень содержательно, интересно. Статья нужная и полезная! Спасибо!!!
avatar
0
3

спасибо, статья очень интересная!!!
avatar