РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Одарённые дети: кто они?

«Слишком много на свете людей,
которым никто не помог пробудиться»
А. Экзюпери

Российская система образования направлена на формирование интеллектуального и творческого потенциала государства. В тоже время в условиях современных вызовов особенное значение приобретает своевременное выявление и развитие способностей одаренных детей, чей потенциал представляется основным капиталом страны. Однако ряд вопросов, связанных с определением понятия «одаренных детей, их выявлением и развитием заложенных природой способностей в рамках учебных заведений, требует более детального изучения.

Так на сегодняшний день среди научного общества существует два полярных мнения – все дети одаренные или одаренный ребенок является большой редкостью [1, с. 4].

Попробуем разобраться.

Толковые словари дают такое понятие: под одаренностью понимают комплексное системное развитие психики на протяжении длительного времени, иногда и в течение жизни, что дает возможность достижения человеком сравнительно более высоких, качественно лучших, не редко, неординарных результатов в одном или нескольких видах деятельности в сравнении с другими людьми.

Одаренный ребенок — это ребенок (с 2 лет до 18), который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Следовательно, это опережающее интеллектуальное развитие, психо-эмоциональное, яркие способности к творческому труду, неординарное мышление и суждение, а также поведение свойственное взрослому человеку. Все эти признаки могут встречаться как в комплексе, так и в отдельности. Здесь и возникает проблема суждения.

Как часто мы можем наблюдать признаки одаренности у ребенка и как их выявить? Нет инструкций, нет четких тестов, нет ни единой методики и системы признаков, которые могли бы четко установить одаренность ребенка. Приведем яркий пример, сегодня любой двухлетний малыш может включать дистанционным пультом телевизор, находить мультфильмы в телефоне, при этом не научившись говорить. Является ли это одаренностью, если бабушка малыша при этом не умеет отвечать на телефонный звонок, поступивший на мобильный телефон. Нет, не является, ребенок приспосабливается к условиям жизни той среды, в которой родился и растет. А вот если трехлетний ребенок в уме складывает двузначные числа, знает все материки и океаны, может безошибочно по закату определить, какой будет завтра погода – это явный признак неординарности. При этом возникает вопрос: как он этому научился? Ответ тоже прост: он растет в той среде, где родился и воспитывается. Следовательно, родители, родственники, педагоги смогли создать такую среду: дома висел атлас, мама учила счету, дедушка рассказывал про закат.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать вывод, что полярность мнений в отношении одаренности ничтожна, так как потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, их можно развить, увидеть, натренировать, а вот реальные нестандартные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей. Этих детей называют гениями. Следовательно, одаренным может быть практически любой ребенок.

Необходимо отметить, что различие понятий «одаренные дети» и «развитие отдельных способностей детей» весьма условно. Как правило, одаренными детьми считают учащихся с высокой степенью раннего умственного, творческого и психомоторного развития относительно своих сверстников, а также с признаками формулирования новых идей, новаторства.

Учитывая ранний возраст, речь, как правило, идет о потенциальной одаренности, которая зависит от одновременно сочетания различных факторов, включая психологическую обстановку в семье, своевременное выявление способностей, наличие благоприятных педагогических условий развития научного или творческого потенциала ребенка.

Многие ученые выделят три типа одаренности:

  • академическую (отличники в школе);
  • творческую (способности к искусствам – маленькие поэты, танцоры, художники);
  • интеллектуальную – чрезвычайно раннее развитие: освоение письма, чтения, счета в 2-3 года).

Однако, более предпочтительной и расширенной является классификация одаренности по У.Б. Жексанбаевой:

  • психомоторная – способности к футболу, гимнастике и т.п.
  • творческая – создание произведений искусства в раннем возрасте;
  • академическая – потенциальные отличники учебы и победители олимпиад;
  • интеллектуальная – научно-исследовательский потенциал;
  • и самая неординарная одаренность – социальная – это лидеры, будущие управленцы, их можно различать на ранних стадиях развития личности – это дети, которые способны организовать других детей и побудить их к действиям. Данный вид одаренности менее всего изучен на сегодня. Есть масса методик развития психомоторных, академических, интеллектуальных, и особенно творческие способности, и очень немного предлагают для социальной одаренности детей.

В настоящее время возникла необходимость разработки комплексных методик диагностики одаренности детей, которые помогут в раннем возрасте и на начальных этапах становления личности выявить способности ребенка, найти особый подход к развитию потенциала каждого.

При наблюдении за ребенком, выявляются тенденции к сознательному или бессознательному поведению. Это один из ключей к пониманию одаренности. Одаренный ребенок будет сознательно, целенаправленно и на регулярной основе выделять время для занятия любимым делом: боксом, рисованием, чтением книг.

Но что значит «сделать сознательно»? Как это происходит? З. Фрейд так определяет сознание – это поверхность психического аппарата, оно ближе всего к внешнему миру, окружающему ребенка. Сознательное поведение – это восприятие происходящего из вне, ощущения ребенка и чувства. Сознательным может стать только такое поведение и только то, что когда-то уже было воспринято сознанием и кроме чувств изнутри, хочет стать сознательным. Вербальное восприятие мира – зрительное, словесное. Значит ребенок рассказывает об интересующей его теме, рассматривает ее, вспоминает и запоминает легко и быстро. Это дает ту скорость восприятия информации и высокую ее усвояемость, что способствует интеллектуальному, творческому, социальному развитию ребенка [2, с.869 ].

Следовательно, можно сделать вывод, что одаренный ребенок характеризуется устойчивым интересом к отдельным областям науки и творчества, активным типом поведения, способностью к самоорганизации и новаторству. Своевременное выявление данных параметров позволяет выявить потенциал ребенка на самых ранних этапах без использования специальных методик.

Список литературы:

  1. Иванова И.В. Психолого-педагогическая поддержка саморазвития ребенка: учебно-методическое пособие // Библиотека журнала "Методист" : прил. к журн. "Методист". 2016. N 1.С. 4-55.
  2. Фрейд З., Малое собрание сочинений / Пер. с нем. Г. Барышниковой и др. – Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2011. – с. 869
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены