РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Техника оригами как средство интеграции детей с ДЦП в коллектив здоровых сверстников

Техника оригами как средство интеграции детей с ДЦП в коллектив здоровых сверстников

Автор:
Никологорская Н.А.,
учитель-логопед

Принятый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ регулирует право на получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, что является основанием для создания региональных моделей инклюзивной практики обучения. По согласованию с Министерством образования Иркутской области и Службой по контролю и надзору в сфере образования был разработан Мегапроект «Развитие инновационного потенциала субъектов региональной образовательной деятельности как условие достижения нового качества образования» от 19.10.2012 № 1217-мр, в рамках которого кафедрой коррекционно-развивающего обучения ИПК ПРО осуществляется работа по обеспечению доступности качественного образования для детей с ОВЗ.

Нашей школе, как участнику Мегапроекта, присвоен статус инновационного образовательного учреждения.
Сегодня, являясь автором-разработчиком, школа участвует в реализации муниципальной целевой программы «Интеграция больных детей в образовательное пространство школы» МБОУ «СОШ №6» и является базовым образовательным учреждением в г. Ангарске Иркутской области, целью которой является вовлечение детей больных ДЦП в образовательное пространство школы. Для реабилитации, развития, социализации этих детей в школе создаются оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса.

Реализуя ФГОС НОО, в плане внеурочной деятельности школы представлена программа «Волшебный мир оригами», рассчитанная для обучающихся коррекционного класса. П

Почему сделан выбор именно этой программы? Что оригами может дать ребенку?

Целью данной программы является: реабилитация двигательных функций детей с ДЦП через ручной труд по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.

Задачи программы:

  • развивать мелкую моторику рук у детей с ДЦП в процессе совместной трудовой деятельности;
  • формировать социальные навыки детей посредством оригами совместно с другими обучающимися.

Планируемый результат: динамика изменений в реабилитации двигательных функций по изготовлению поделок из бумаги в технике оригами.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление – оригами.

Оригами, как метод арт-терапии, с успехом используют в лечебной и реабилитационной практике педагоги и врачи самых разных специализаций. В материалах Первой

Всероссийской научно-практической конференции «Оригами в педагогике и арт-терапии» отмечается позитивное влияние занятий оригами на работу многих систем органов, в том числе и на опорно-двигательную.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что занятия оригами способствуют также социализации детей с ДЦП: уменьшают уровень тревожности, повышают самооценку, способствуют налаживанию дружеских отношений, взаимопомощи в коллективе, помогают установить контакт между педагогом и ребенком. Поэтому неслучайно появился новый термин в арт-терапевтической практике – «образ жизни оригами».

В чем секрет применения оригами в реабилитационной практике?

Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия – превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку – цветок, коробочку, бабочку, динозавра и т.д.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, фигурки оригами имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур.

Техника оригами – вид деятельности, в котором задействованы одновременно обе руки. В этом плане она представляется очень выигрышным занятием, способствующим повышению активности и левого, и правого полушария мозга. Активная работа обеих рук, наряду с работой интеллекта создает очень интересные условия для развития психических особенностей человека.

Диагностика на начальном этапе работы по данной программе свидетельствует о предварительных умениях складывать фигуры из бумаги.

Из 10 обучающихся технике оригами по наблюдениям можно заметить, что сформированы умения и навыки выполнения по образцу:

  • базовые формы – 6 учащихся (40%),
  • простые фигуры – 6 учащихся (60%),
  • сложные фигуры – пока не доступны для них.

Вывод: обучающиеся умеют самостоятельно складывать простые модели на основе базовых форм, а также работать коллективно, украшать свою поделку, добавляя недостающие детали, проявляя фантазию.

Однако, как показывают наблюдения, не все дети могут ориентироваться на листе бумаги, складывать его в разных направлениях, точно совмещая углы.

Техника оригами способствует положительной динамике реабилитации детей с нарушениями двигательных функций, развитию важнейшей социальной функции личности школьников: формированию навыков общения в коллективе в процессе учебной деятельности.

Литература

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. - М.: Аким,1995.-208с.
  2. Литвинов М.М. Оригами. Чему учить? // Оригами и педагогика. - М.: Аким, 1996. - С. 64 - 73.
  3. Опаричева С.В. Система образовательных программ в области оригами. - М.: ЦЭВДиЮ, 1997. - 18 с.
  4. Оригами и педагогика. Материалы Первой Всероссийской конференции преподавателей оригами (Санкт-Петербург. 23-24 марта 1996 г.) / Ред. С.Ю. Афонькин. - М.: Аким, 1996. - 160с.
Никологорская Н.А.15.04.2016 4790 Здоровьесберегающие технологии
Всего комментариев: 0
avatar