РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Совершенствование методов обучения на основе ИКТ

Совершенствование методов обучения на основе ИКТ

 

Апеченко Татьяна Леонидовна
преподаватель Информатики и ИКТ
КГБ ПОУ КСМТ «Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум имени Героя Советского Союза В.В. Орехова»
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край

 

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В. Сухомлинский

Данная тема является более чем актуальной, потому как внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, СМИ, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

На современном этапе образовательного процесса преподаватель должен:

  • глубоко понимать значимость предмета в образовании молодежи, его роль в будущей профессиональной подготовке, принципы отбора его содержания, взаимосвязи курса предмета с другими дисциплинами;
  • осознать определяющую роль предмета в решении как общих, так и частных проблем компьютеризации образования;
  • быть подготовленным к восприятию современных и перспективных идей, лежащих в основе методической системы обучения предмета;
  • глубоко изучить учебные пособия по предмету и вычислительной технике, прикладное программное обеспечение этого предмета, овладеть методами работы в условиях компьютерного класса;
  • иметь устойчивые практические навыки применения существующего программного обеспечения для поддержки предмета и развития умений учащихся по использованию вычислительной техники в их будущей профессиональной деятельности;
  • знать функциональное назначение, принципы и особенности организации кабинета информатики, оборудованного локальной сетью учебных персональных ЭВМ;
  • овладеть основными методическими и дидактическими формами и приемами;
  • уметь спланировать уроки по каждому разделу предмета;
  • для каждого урока поставить цель, указать учебные средства (включая ППС), охарактеризовать особенности методики изложения (логико-дидактический анализ учебного материала);
  • сформировать подробный сценарий (конспект) отдельно взятого урока.

Подготовка преподавателя должна учитывать текущее состояние концепции обучения любого предмета как общеобразовательного так и профессионального циклов, учебно - методического и программного обеспечения курса обучения в целом, а также перспектив его развития.

В настоящее время преподаватели могут выполнять в компьютерном классе следующие функции:

  • преподавать учебный предмет;
  • помогать учителям - предметникам внедрять пакеты ППС по всем дисциплинам;
  • вести внеклассную работу (кружковую работу с учащимися, занятость и повышение интереса к получаемой профессии);
  • проводить олимпиады, викторины, КВН по всем профессиям и предметам с использованием ПК.

Давайте вспомним, что же такое метод с педагогической точки зрения.

- Что такое метод?

- Методы обучения?

- А какие же методы обучения мы совершенствуем  через применение ИКТ?

Применение ИКТ на уроках производственного и теоретического обучений отличают от традиционных следующими характерными чертами:

  • тщательный анализ учебного материала и оформление его в виде логической последовательности актов обучения, которые воплощены в так называемой обучающей программе;
  • повышение самостоятельности и активности обучаемых в процессе усвоения знаний, разумное регулирование их рабочего времени;
  • эффективное управление познавательной деятельностью, непосредственная связь дальнейшего обучения с успешным усвоением материала;
  • индивидуализация обучения в сочетании с коллективной работой учащихся;
  • применение и использование современных технических средств для рационализации и интенсификации деятельности учащихся и разгрузки педагогов от непроизводительного труда.

Обучение учащихся работе с компьютером обычно проходит при повышенном эмоциональном состоящим учащихся. Объясняется это тем, что учащийся очень скоро обнаруживает состояние власти над «умной машиной». Это придаёт ему уверенность в работе. На уроках возникают такие формы обучения и контроля знаний, при которых учащиеся выполняют роль помощников учителя. Такая система отношений сплачивает коллектив в достижении общей учебной цели и выступает как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Важный обучающий метод, который может быть успешно реализован – это повторение учащимися действий педагога. Возможности локальной сети, наличие демонстрационного экрана позволяют во многих случаях эффективно использовать идею повторения действий педагога в обучении, причём преподаватель получает возможность одновременно работать со всеми учащимися при кажущемся сохранении принципа индивидуальности.

Для реализации этого метода использую программу NetOp Teacher, которая позволяет преподавателю контролировать работу каждого учащегося отдельно и помогать ему при выполнении задания через центральную машину. Также можно проводить уроки с проецированием учебного материала на экраны учебных машин, где учащиеся наблюдают за действиями педагога.

Еще один не менее важным методом является наличие лекционного материала, т.к. он имеет два смысла: это и форма, и метод. Лекция всегда фронтальна. Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и проводиться в компьютерном классе и управление выполняет преподаватель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Оптимальная форма конспекта: слева тезисно уже набрано главное, справа оставлено ме­сто для комментариев учащегося. Это может привести к индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций. С другой стороны, «гарантированный» конспект позволяет слушать «в пол - уха». Здесь все решает мотивация, интерес к делу.

При подготовке и проведении данного типа занятий необходимо выдержать следующие требования:

  • четкая формулировка главной проблемы и раскрытие путей ее решения;
  • составление плана и списка литературы по теме лекции, четкое конструирование содержания лекции в соответствии с ее целями и планом;
  • обязательное обобщение материала по содержанию лекции;
  • включение в содержание лекции контрольных заданий - миниатюр;
  • составление плана лекции, запись тезисов или сообщений, конспектирование наиболее важных моментов.

Выполнение самостоятельных работ, как безмашинного варианта, так и машинного варианта.

На лабораторно-практических занятиях проводится:

  • закрепление теоретического материала, полученного в ходе занятий;
  • вооружение основными ЗУН, необходимыми для владения данной темой по программе;
  • формирование навыков исследовательской работы.

Для этого используются упражнения по образцу, упражнения в практическом применении формируемых умений и навыков, самостоятельное выполнение упражнений.

Лабораторная практическая работа является основной формой работы в компьютерном классе. Нередко происходит быстрое «растекание» начавшейся фронтальной деятельности даже при общем исходном задании. Здесь решающую помощь учителю оказывает дидактический материал (инструкционная карта по выполнению лабораторно-практической работе).

Выполнение лабораторно-практической работы идет строго после объяснения задания, т.к. началу работы может предшествовать беглый контроль готовности.

Все учащиеся одновременно работают на компьютерах с программными средствами. Дидактическое назначение этих средств может быть различным:

  • освоение нового материала (например, с помощью обучающей программы);
  • закрепление нового материала, объяснённого учителем (например, с помощью программы тренажера),
  • проверка усвоения полученных знаний или операционных навыков (с помощью контролирующей программы)

В одних случаях действия учащихся могут быть синхронными, но и не исключаются ситуации, когда различные учащиеся занимаются в различном темпе или даже с разными программными средствами. Роль учителя - наблюдение за работой учащихся (в том числе и через локальную сеть); а также оказание им оперативной помощи.

Учащиеся могут работать по двое или по одному за машиной, в зависимости от сложности работы и оснащенности компьютерами. При длительной работе вдвоем возможно устойчивое распределение ролей «исполнитель-наблюдатель» с разными результатами обучения. По мере роста уверенности и компетентности учащихся, при достаточном количестве компьютеров, следует переходить к индивидуальной работе.

Замечено, что обучаемые вначале группируются сами и лишь постепенно расходятся по отдельным компьютерам. Последними отделяются самые слабые и те, кто пропустил занятия. Но стоит появиться достаточно трудной проблеме, снова возникают пары, группировки.

Индивидуальный практикум – более высокая форма работы по сравнению с фронтальными лабораторными. Ее характерные черты: разнотипность заданий по уровню сложности; большая самостоятельность; большая опора на учебники, справочный материал; более сложные вопросы к учителю.

Учащиеся получают индивидуальные задания от учителя для самостоятельной работы (в течение 1-2 уроков, включая выполнение части задания вне уроков, в частности дома). Как правило, такое задание выдаётся для отработки знаний и умений по целому разделу (теме) курса. Учащиеся сами решают, когда им воспользоваться компьютером, а когда надо поработать с книгой или сделать необходимые записи в тетради. В ходе практикума преподаватель наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает им помощь, в случае возникновения характерных ошибок приглашает всех учащихся к обсуждению.

Зачетные занятия проводятся с целью получения информации об уровне знаний, умений и навыков каждого учащегося по изучаемому материалу; систематизации знаний по теме (по темам); выделения опорных знаний и ведущих понятий темы. Для этого применяются машинный и безмашинный варианты контроля знаний, умений и навыков. В качестве машинного варианта контроля знаний применяются тесты в программах Assist2, TestMan, UTC-Tester.

Совершенствование методов обучения на основе ИКТ в учебном процессе обеспечивает прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации. На этой основе раскрывается значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем - профессиональной деятельности. Педагогические функции образовательной области, связанной с ИКТ, определяются спецификой ее вклада в решение основных задач общего образования человека.

Апеченко Татьяна Леонидовна27.05.2016 6320 Использование ИКТ в образовании
Всего комментариев: 0
avatar