РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Концертмейстер балетного класса в системе дополнительного образования

Концертмейстер балетного класса в системе дополнительного образования

Искусство, в любых его проявлениях, призвано воспитывать и образовывать, пробуждать чувство прекрасного в человеке, развивать творческие способности, доброту, чуткость, трепетность и человечность по отношению к друг другу. Эти высшие идеи искусства по крупицам вкладывают в души своих учеников учителя на протяжении всего периода учебы и в течение многих столетий существования педагогики без этого не мыслится сам процесс обучения любым видом искусства.

Без сомнения, чтобы взрастить гармонично-развитую личность, важным является не только посыл учителя, но и самоотдача ученика, его замотивированность в выбранном виде искусства и настрой на каждодневный труд для достижения определенных результатов.

Как бы ни было печальным, но факт остается фактом, ребятам с каждым годом становится все труднее сконцентрироваться на каком-либо одном деле, теряется концентрация внимания и усидчивость. Школьники привыкли получать любую необходимую учебную или иную интересующую информацию, не отходя (в настоящее время) от дисплеев своих телефонов. Поэтому настоящее время, с его стремительным развитием информационных и компьютерных технологий, ускорением времени и темпом жизни, заставляет пересматривать и менять методы и способы достижения практических педагогических задач.

Дополнительное образование - это не профессиональное образование, оно развивается в ином ключе и преследует скорее воспитательно-просветительские цели. Однако есть нечто общее, что объединяет как профессиональное, так и дополнительное образования - это усидчивость и трудолюбие, две вещи, без которых невозможно добиться никаких результатов. А трудиться в настоящее время уже могут далеко не многие ребята. И осуждать их за это не стоит, это тенденция времени, быстрая доступность, при минимуме затрат энергии. Сейчас дети, которые приходят на занятия считают, что уже через год они станут “примами-балеринами”, т.к. на видео у великих артистов балета все получается легко и свободно. А про то, что остается за кадром, мало кто задумывается. А искусство - это всегда тяжелый труд, в особенности - хореографическое искусство. Недаром П.И. Чайковский сказал: "Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивых."

Урок классического балетного экзерсиса представляет собой упражнения у станка, которые строятся в определенном порядке, затем повторение упражнений на середине зала, далее следует часть Adagio, после Аllegro, которое включает в себя маленькие и большие прыжки, заканчивается урок отработкой пальцевой техники. В связи с тем, что построение урока стандартное и однотипное, концентрировать свое внимание, в особенности детям младшего школьного возраста достаточно затруднительно, тем более в дополнительном образовании, когда ориентир направлен не на освоение профессии, а на развитие и закрепление интереса.

Безусловно, педагоги-хореографы стремятся, по возможности, внеси разнообразие в балетный экзерсис, достигается это посредством смены комбинаций движений на занятиях, однако вариативность таких композиционных отрывков весьма ограничена, особенно в системе дополнительного образования школьников. В большей степени повлиять на разнообразие хореографического урока может концертмейстер. Именно благодаря музыкальному сопровождению, тому, что слышат ребята во время урока, можно “обмануть” их тело и сознание, которое беспрерывно, на протяжении многих уроков выполняют одни и те же упражнения. Смена музыкальных фрагментов создает новые образы и настроения, преображает и вдыхает новую жизнь в строго повторяющуюся последовательность учебных движений.

Концертмейстер - это пианист, помогающий, инструменталистам, вокалистам и артистам балета разучивать партии и аккомпанирующий им на репетициях и концертах. Основными задачами концертмейстера балета являются:

  • Понимать специфику хореографического аккомпанемента, осознавать роль музыки в различных видах хореографической деятельности: на уроке классического танца – как подчиненную методическим и функциональным задачам, в балетном спектакле – как равноправную и полноценную, а в определенных случаях и ведущую;
  • Владеть импровизационным видом аккомпанемента;
  • Владеть обширным репертуаром, включающим не только музыку балетов, но и различные фортепианные, оркестровые, вокальные произведения русских и зарубежных композиторов;
  • Содействовать развитию музыкальных представлений педагогов и учеников, воспитанию хорошего музыкального вкуса.

Из всех основных задач концертмейстера, в особенности хочется выделить владение навыками импровизационной игры. “Музыкальная импровизация в учебной практике применяется довольно широко, так как преподаватель в своей повседневной работе тоже импровизирует, составляя примеры, а не обращается к образцам сценической танцевальной литературы.”

По просьбе педагогов-хореографов, концертмейстеры во время балетного экзерсиса импровизируют на 2/4 или 3/4, однако не учитывается человеческий фактор, а именно то, что каждый пианист-исполнитель обладает своим стилем, определенным набором звуковых конструкций-шаблонов и хотим мы этого или нет, они повторяются. Именно поэтому мы различаем музыку И.С. Баха, от музыки С.В. Рахманинова и др.

Таким образом, через какое-то определенное количество времени, даже при условии, что импровизации постоянно меняются и мелодии не пересекаются, у ребят возникает ощущение однообразия музыки. Происходит своеобразное “наложение” повторения движений с однотипностью музыкального сопровождения. И тут на помощь приходит обширный фонд репертуара классических произведений, не только балетной, но и фортепианной, скрипичной, вокальной и т.д. Музыкальные фрагменты произведений великих композиторов, живших в разные века, позволяют многогранно разнообразить хореографический экзерсис. На одном уроке можно использовать для иллюстрации движений, например, battement tendu фрагмент арии Тореадора из оперы Ж.Бизе “Кармен”, а на другом уроке использовать произведение А. Цфасмана “Фокстрот”. Совершенно противоположные эпохи и стили музыки помогают детям увидеть полярные образы в одном и том же движении. В итоге, постоянная смена музыкальных фрагментов в одном и том же движении помогает ребятам не только разнообразить движение, но и учиться видеть различные наполнения однотипного танцевального элемента.

Вследствие такого подхода к оформлению хореографического урока, концертмейстер не только вносит элементы нового, но и выполняет воспитательную функцию в обучении ребят.

Интерес к классической музыке у детей в школьном возрасте в большинстве своем выражен весьма слабо. Именно на уроке хореографии, благодаря использованию обширного мирового фонда классического репертуара, начинается приобщение и развитие интереса в области слушанья классической музыки. Несмотря на то, что концертмейстер не имеет возможности озвучивать фамилии композиторов и названия музыкальных произведений во время уроков, в памяти детей эти фрагменты откладываются и, приходя на общеобразовательные уроки музыки, с легкостью запоминаются на долгое время.

Исторически сложилось, что концертмейстер – это тапер, человек второстепенных и не важных ролей. Сколько бы громких слов не было сказано в защиту, только настоящие профессионалы понимают и осознают всю важность роли концертмейстера. Именно в профессиональном образовании концертмейстер не просто второй педагог, а во многих случаях – первый. Однако в системе дополнительного образования пока ситуация обратная, но по призванию истинный концертмейстер, фанат своего дела, осознает всю ответственность и важность своей профессии и самой лучшей наградой является горящие глаза учеников, полюбивших не только танец, но и мировую музыкальную культуру.

Список литературы:

  1. Г.Безуглая “Концертмейстер балета” – C-П., 2005.
  2. Н.И. Тарасов “Классический танец” – М., 1981.
Полякова Светлана Николаевна30.07.2015 6180 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar