РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая статья "Мысли о воспитании"

Педагогическая статья "Мысли о воспитании"

Автор: Воронцова Ольга Владимировна

Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности. Это процесс сложный, он включает в себя специально организуемую деятельность в специально создаваемых воспитательных учреждениях и учебных заведениях, а также воспитание в семье и воздействие средств массовой информации, осуществляемое специально в воспитательных целях. Воспитательное влияние оказывают и непреднамеренные воздействия самых разнообразных условий и примеров окружающей человека среды – предметов, явлений, результатов человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми. Целью воспитания является содействие учащимся в раскрытии ими своего личностного потенциала, реализации природных сил. Воспитатель уходит в тень, уступая дорогу ученику, но не бросает его, а сопровождает на трудном пути становления личности, создает оптимальные условия.

Воспитательный процесс:

  • длительный (непрерывное систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников идет и в процессе обучения и во внеклассной работе);
  • комплексный (цели, задачи, содержание, формы и методы подчинены идее целостности формирования личности);
  • имеет двусторонний характер (действует прямая связь – от воспитателя к к воспитаннику и обратная – от воспитанника к воспитателю).

Роль школы особая: она центр психолого-педагогического руководства личностным развитием ребенка.

В формировании личности школьника исходным фактором выступает наследственность. Ее нельзя не учитывать в процессе воспитания. А решающий фактор – социальная среда. Прежде всего, это, конечно, социальная среда в широком смысле слова – социально-экономические условия, общественно-государственный строй страны, в которой живет воспитуемый. Во-вторых, это микросреда – среда непосредственного общения ребенка: семья, в которой он живет, его друзья, школа. Воспитание не способно изменить ни наследственность, ни микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам жизни, приучить к активному участию в изменении обстоятельств жизни.

Общие принципы воспитания:

  1. Формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Выработка жизненной позиции.
  2. Воспитание в условиях коллектива.
  3. Целостность воспитательного процесса.
  4. Активность и самостоятельность учащихся в сочетании с педагогическим руководством.
  5. Уважение личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
  6. Учет индивидуальных качеств ребенка при выборе воспитательных средств, направляемых на его развитие.
  7. Соответствие воспитательного процесса возрастным особенностям учащихся.

Рассматривая воспитательный процесс как целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, обеспечивающее формирование личности в соответствии с общественным идеалом, сталкиваешься с вопросом о конкретных методах решения воспитательных задач:

  1. методы формирования сознания личности – рассказ, беседа, диспут, лекция, пример;
  2. методы организации деятельности воспитанников и формирования опыта общественного поведения – приучение, упражнение, требование, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
  3. методы стимулирования поведения и деятельности – поощрение, наказание, соревнование.

Также в воспитании в качестве средств игра и труд. Использование тех или иных методов формирует внутренний мир каждого ученика, дает толчок мысли, чувству.

На мировоззрение учащихся влияет:

  1. Нравственное воспитание: от формирования элементарных правил общежития (вежливость, доброжелательность, готовность помочь) – до потребности добросовестно выполнять гражданские правовые обязанности.
  2. Гражданское воспитание: формирование и развитие общественной активности как черты личности, интеллектуальной основой которой является широкая осведомленность о политических идеях, движениях и событиях в своей стране и во всем мире.
  3. Трудовое воспитание: целенаправленное формирование у воспитанников трудолюбия, уважения к людям труда, выработка умений и навыков.
  4. Физическое воспитание: целенаправленная деятельность по укреплению здоровья воспитанников. Развитию их физических сил, способностей. В основе физического воспитания – обеспечение рационального питания, организация правильного режима жизни и деятельности, усвоения воспитанниками основ знаний гигиены и реализация их во всех сферах жизнедеятельности, выполнение специальных гимнастических упражнений и участие в спорте.
  5. Эстетическое воспитание: целенаправленное развитие способностей воспитанников воспринимать, понимать и создавать прекрасное в природе, жизни, искусстве.
  6. Экологическое воспитание: формирование и развитие бережного отношения к природе, обеспечение осознания воспитанниками природы как необходимой и незаменимой среды обитания человека.
  7. Экономическое воспитание: обучение основам экономики, ознакомление с основными положениями экономики района, города, страны, формирование и развитие таких качеств личности, как бережливость и предприимчивость.
  8. Воспитание у детей познавательного интереса: он обостряет творческое воображение, снимает утомление, нервное напряжение, в силу чего учение становится более плодотворным. Чем активнее познавательная деятельность учащихся, тем с большей уверенностью можно говорить о самостоятельном усвоении умений и навыков.

Основой единства всех сторон воспитания является общая цель, к которой они направлены – воспитание активной, всесторонне и гармонично развитой личности. Гармоничное развитие связано с полнотой развития всех сторон личности. Человек должен быть готов по всем сферам жизнедеятельности: трудовой, общественно-политической, духовной, семейно-бытовой, культурно-эстетической.

Развитие человека – часть развития мира. Каждое поколение вносит в судьбу стран, судьбу человечества свое новое, чего раньше никогда не было. В этом суть развития. И чтобы так оно и было, надо воспитывать людей, способных создать новое, творческих, мыслящих, эмоционально чутких, идейно и нравственно сформированных. Чтобы умело и целенаправленно руководить становлением ребенка, необходимо постоянное чуткое внимание к миру его мыслей, чувств, поступков, доподлинное знание всего, сем он живет, о чем мечтает, знание его психологических особенностей, его окружения. Необходимо постоянное внимание к собственному поведению, словам и поступкам: ведь дети смотрят на жизнь, прежде всего, глазами своих родителей и учителей.

Гармоничное развитие личности осуществляется успешно, если продуманное, творчески организованное обучение детей соединяется с их активным, общественно значимым трудом, разнообразными видами деятельности. Различные конкурсы, смотры – соревнования – испытанные формы развития творческой активности школьников. Задачи, выдвигаемые перед ними, должны быть разнообразными, охватывающими разные сферы жизни ребят.

Широкое поле для творчества открывает общественная работа школьников. Это самая лучшая школа развития – отвечать за других: за малыша детского сада, за слабоуспевающего одноклассника, нести ответственность за один из участков коллективной работы. В общественной жизни коллектива школьник наиболее активно учится проявлять инициативу: придумывать интересные дела с позиции их общественной значимости, искать способы их осуществления. Инициатива всегда носит творческий характер. Особенно большие возможности для развития инициативы открываются ребенку, когда он является организатором коллективных дел. Вот почему так важно, чтобы каждый ученик чаще бывал в роли не только исполнителя, но и руководителя, чтобы он участвовал в организаторском творчестве.

У детства – безграничные возможности счастья, которое ребенок извлекает из любого мало заметного для нас факта жизни. Как важно для гармоничного развития, чтобы радость ребенка была разносторонней – радостью освоенного умения, знания, радостью открытия, достижения, эстетического впечатления, радостью взаимопонимания, эмоционального контакта. Радость жизни, сила чувств и стремлений, искренность, любознательность, стремление к движению, смелость и удальство, внутренняя раскованность, непосредственность – все это драгоценные проявления активности ребенка, которые важно не погасить.

Формировать гармонично развитую личность особенно важно в контакте с семьей. Ребенку необходимо расти в атмосфере дружеских связей родителей с их товарищами по работе, их радушия по отношению к друзьям сына, дочери. Дом, открытый для всех, как душа, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям – вот благодатная почва для развития детей. семье необходимо быть коллективом, ощущающим себя частью нашего общества. У родителей ребенок учится заинтересованному, активному, деятельному отношению к жизни, подлинно гражданскому поведению.

Однако семья, в отличие от школы, является более замкнутой социальной ячейкой и поэтому в ней могут дольше сохраняться отдельные пережитки прошлого, различные отклонения от нравственных норм. Все это не может не оказывать влияния на детей.

Укрепить контакты между родителями и детьми, усилить роль семьи в воспитании школьников можно только организовав общую совместную заинтересованную деятельность родителей и детей. особенно важно повысить роль семьи в организации досуга школьников: посещение с детьми музеев, выставок, просмотр спектаклей; родители и дети могут найти много интересных занятий: спорт, туризм, коллекционирование; организация вечеров семейного чтения. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на детей, значительнее сила их примера, тем успешнее идет развитие личности ребенка.

Таким образом, расцвет творческих сил, способностей, гражданской активности детей – необходимое условие их успешного труда в дальнейшем во всех сферах деятельности, фактор дальнейшего научно-технического и культурного прогресса, совершенствования социально-экономической жизни страны.

Воронцова Ольга Владимировна14.09.2015 8220 О воспитании...
Всего комментариев: 0
avatar