РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Педагогическая технология "Дебаты"

Педагогическая технология "Дебаты"

Автор: Резанова Ирина Витальевна

В повседневной жизни нам часто приходится отстаивать свою точку зрения. Будь то бытовая ссора или споры с ровесниками, родителями, коллегами по работе, любая попытка убедить окружающих в своей правоте вызывают у нас определенного рода волнение. Что уж говорить о публичных выступлениях, которым в нашем обществе сегодня уделяется особое внимание.

Некоторые предпочитают не обсуждать спорные темы, а другие, напротив, делают это некорректно, тем самым выражают неуважение к мнению своих собеседников. Как же научить сегодняшних подростков корректно и грамотно выражать свое мнение? Бесспорно применение педагогической технологии дебаты, как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию определенных навыков эффективной коммуникации, стимулирует творческую, поисковую деятельность, тщательную проработку изучаемого материала, а также способствует созданию устойчивой мотивации к учению. Дебаты позволяют эффективно решать весь комплекс задач учебно-воспитательного процесса. Особенно важно, что достижение обозначенных целей и задач основывается на соблюдении таких принципов как уважение и честность. Эти принципы обязательны для всех участников дебатов. В нашем понимании, основная цель дебатов - обучение, то есть не выиграть, а учиться и совершенствоваться. Такой подход позволяет учащимся проявить свой характер и приобрести уважение окружающих, поскольку в игре не используются недозволенные приемы, участники не выходят за рамки правил, признают честность и доверие в качестве стержня дебатов.

Дебаты с их древними традициями - это система формализованных дискуссий на различные темы. Структура дебатов понятна многим, две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы, чтобы убедить членов жюри в своей правоте и своем опыте в риторике. Изучение техники проведения дебатов, таким образом, предоставляет прекрасную возможность для их участников обогатить свой язык и приобрести коммуникативные навыки, особенно по иностранным языкам, развить способность успешно вести переговоры и спорить состоит из многих лингвистических, интеллектуальных и социальных навыков.

Методика организации дебатов такова, что их возможно проводить как во внеурочное время, так и на уроке как одну из форм обобщающего контроля.

Дебаты развивают:

  • логическое и критическое мышление;
  • навык в организации своих мыслей;
  • навыки устной речи;
  • эмпатию и терпимость к различным взглядам;
  • уверенность в себе;
  • способность работать в команде;
  • способность концентрироваться на сути проблемы;
  • стиль публичного выступления;

Таким образом, дебаты развивают у их участников навыки, необходимые для эффективного общения.

Дебаты помогают их участникам:

  • интеллектуально участвовать в жизни общества;
  • выступать в качестве лидеров;
  • брать на себя ответственность за обогащение своих знаний и развитие способностей;
  • изучать, исследовать и анализировать важные современные проблемы;
  • синтезировать знания;
  • слаженно работать в команде;
  • достигать более высоких показателей в учебе;
  • быть критичными слушателями;
  • принимать хорошо продуманные решения;
  • развивать смелость и уверенность в себе.

В 2013 году в нашем образовательном учреждении обратились к педагогической технологии дебаты. Был составлен подробный календарный план работы, в котором были определены основные направления деятельности по применению данной педагогической технологии. В период с сентября по декабрь 2013 года педагогический коллектив провел входные тестирования по образовательным дисциплинам во всех параллелях.

Результаты были проанализированы и выявлены следующие сложности:

  • соматическая ослабленность детей;
  • неумение применять на практике полученные знания;
  • неумение принимать спонтанные решения;
  • неуверенность в собственных знаниях;
  • неумение отстаивать свою точку зрения корректно;
  • низкий уровень развития навыка спонтанного говорения как на родном, так и на иностранных языках.

Решение данных проблем виделось в расширении спектра образовательных услуг, интеграции различных видов и форм образования, индивидуализации образовательных траекторий и достижении обучающимися образовательных результатов, необходимых для успешной социализации, использовании образовательных технологии соответствующих современным образовательным стандартам.

В рамках методической работы были проанализированы УМК по предметам общеобразовательного цикла по всем параллелям и определены темы для дебатов.
Были изучены существующие форматы дебатов (парламентские дебаты, дебаты Карла Поппера, мировой школьный формат дебатов ) и выработан формат отвечающий временным рамкам урока, в котором может быть задействован весь класс. Также под руководством научного руководителя были выработаны критерии оценки выступлений команд.

Было принято решение оценивать выступления по следующим параметрам: тайм менеджмент, стиль, содержание и стратегия.

  • Тайм менеджмент предполагает умение регулировать время собственного выступления и выступления членов команды.
  • Стиль подразумевает оценку манеры поведения и стиля речи выступлений, поэтому подразделяется на
  • вербальные инструменты владения аудиторией: стиль речи, использование различных языковых средств и приемов, чувство юмора;
  • невербальные инструменты владения аудиторией: манера поведения, умение держаться, зрительный контакт.
  • В разделе содержание оценивается непосредственно речь выступления, а именно следующие показатели:
  • логика в представлении аргументов;
  • глубина знаний по данной теме;
  • соответствие аргументов теме дебатов и иллюстрации (обоснования) аргументу, верность представленных аргументов;
  • контрагрументация - опровержение соответствует аргументу;
  • использование примеров, фактическая поддержка.

Оценка стратегии представляется важным пунктом, т.к. способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Стратегия подразделяется на следующие пункты:

  • умение предвосхитить, просчитать стратегическую линию другой команды (говорящий предвосхищает или отвечает на каждый пункт команды противника);
  • организация работы в команде (каждый участник играет равную по значимости роль с остальными членами команды).

Однако дебатировать исключительно с одноклассниками на наш взгляд было малоэффективно. Человеку свойственно развитие, поэтому было принято решение расширить масштаб игр до уровня вузов, в которых клубы дебатов хорошо развиты. Педагогическая технология дебаты является менее популярной для Российских школ в отличие от отечественных вузов и школ за границей. Принимая во внимание данный факт, Ученики 10-х классов посетили несколько тренировочных игр студенческого клуба дебатов МГИМО и НИУ ВШЭ. Ввиду особой заинтересованности школьников и желании участвовать в играх на регулярной основе кафедрой иностранных языков НИУ ВШЭ в 2015 году был организован клуб для школьников и студентов первокурсников под названием High school of debate (Высшая школа дебатов). Игры проходили на английском языке и касались таких проблем как необходимость введения школьной формы, влияния социальных сетей и современных компьютерных технологий на жизнь современной молодежи, академическая корректность или соблюдение авторских прав на продукты интеллектуального труда и т.д. Помимо этого начала проводится работа по подготовке к участию в модели ООН как школьной, так и студенческой.

Позже было инициировано сотрудничество с израильской школой, ученики которой уже более 10 лет выступают в международных соревнованиях по школьным дебатам, участвуют в модели ООН. Наши обучающиеся дважды посещали Израильскую школу, в ходе визита для них были организованы тренинги и мастер классы профессиональными тренерами дебатов, а также были проведены нескольких совместных игр. Помимо этого была составлена программа клуба дебатов в рамках дополнительного образования; были подобраны профессиональные тренеры по дебатам для проведения мастер-классов и тренингов как для учащихся, так и для педагогов.

Безусловно подобная работа высокоэффективна и дает положительные результаты. Однако дебатирование вне школы связано с переездами, на которые мы тратили слишком много времени и сил. Мы пришли к выводу, что постоянно ездить как в московские вузы, так и за границу сложно, как для преподавателей, так и для учеников. Имея опыт видео конференций и телемостов с зарубежными школами, появилась идея провести дебаты онлайн. После нескольких удачных попыток, мы пришли к выводу, что подобная технология является хорошей альтернативой дебатам. Онлайн игра не может полностью заменить живой спор, однако, является прекрасным вариантом игры при отсутствии других возможностей.

Преимущества онлайн дебатов:

  • расширяют рамки общения (нет необходимости ехать в другое учебное заведение или в другую страну)
  • представляют возможность дебатировать с зарубежными командами,
  • экономят время и средства;
  • дают возможность участия большего количества обучающихся.

Конечно же данная технология не идеальна и имеет свои недостатки, а именно технические сложности, качество видео и звука, наличие необходимого оборудования, поиск партнеров для дебатов.

Приведенный ниже алгоритм подготовки к онлайн дебатам на наш взгляд является наиболее приемлемым.

Алгоритм:

  • определяем возраст дебатеров
  • определяем формат дебатов и систему судейства
  • определяем тематику
  • делаем подборку статей, информации в литературе, видео по теме
  • даем на подготовку обучающимся
  • обсуждаем вместе позиции за и против по теме
  • разрабатываем кейс по теме
  • репетируем обе позиции
  • прорабатываем возможные вопросы и позиции оппонентов в классе (в дебатах участвует 3-5 человек от команды, отработка в классе нужна, чтобы получить новый взгляд на проблему обучающихся, которые не участвуют в дебатах- взгляд со стороны)
  • готовим таблички с наименованиями спикеров.
  • за день до игры проводится техническая проверка, определяются и согласовываются программы для видеозаписи дебатов для дальнейшего анализа.
  • в день игры техническая проверка и проверка записи и звука видео.
  • роли распределяются в ходе жеребьевки одной из команд либо определяются заранее.

В связи с тем, что мы сегодня рассматриваем дебаты в меньшей степени как игру, а непосредственно как педагогическую технологию, поэтому обе стороны заранее знают примерную тематику игры. Целесообразно провести заранее коллективную скайп сессию с участниками дебатов, для того чтобы определить направления работы и аргументы, которые рассматривают команды. Это позволит преподавателям скорректировать аргументы учащихся и их позиции, ответить на вопросы, возникшие в ходе подготовки и обсудить критерии судейства. Все участники дебатов должны хорошо знать критерии судейства и строить свои позиции, учитывая эти требования. Так же удобно создавать групповые дискуссии в различных соц сетях или службах сообщений, что даст возможность оперативного решения возникающих проблем. В ходе подготовки роль педагога является самой важной, ведь подготовка материала и корректировка позиций, репетиции игры занимают много времени, тем не менее полученный результат того стоит.

В заключении хотелось бы поделиться теми выводами, к которым пришли наши педагоги в результате использования педагогической технологии дебаты:

  • применение педагогической технологии дебаты позволяет активизировать навыки логического и критического мышления;
  • подготовка к дебатам способствует формированию умения грамотно осуществлять сбор и осмыслению необходимой информации;
  • дебаты помогают сформировать и совершенствовать навык публичных выступлений;
  • дебаты развивают моральное сознание и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формируют нравственные чувства и нравственное поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным действиям;
  • способствуют формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • дебаты позволяют освоить социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни;
  • дебаты формируют коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
  • дебаты развивают умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • применение данной педагогической технологии развивает умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
  • обучающиеся учатся соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • обучающиеся проявляют неравнодушие при обсуждении социально значимых проблем, совершенствуют умение аргументированно отстаивать свою позицию;
  • данная форма работы вызывает повышенный интерес как у обучающихся, так и у преподавателей.
Резанова Ирина Витальевна03.07.2016 8830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar