РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий успешной адаптации первоклассников

Волошина Юлия Александровна

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,
а всегда опирается на определенную стадию развития,
проделанную ребенком ранее"
В.А. Сухомлинский

В соответствии с новым законом об образовании РФ дошкольное образование стало первой ступенью общего образования.

Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования, в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка, которое понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения. С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Обычно, когда мы говорим о продлении связи между детским садом и начальной школой, мы выделяем два понятия: психологической готовности ребенка к обучению в школе и преемственности между дошкольным учреждением и школой.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.
Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке к новым требованиям следующей ступени образования.

Введение Федерального Государственного Образовательного стандарта начального и дошкольного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Особенностью новых стандартов является формирование и развитие у детей учебной деятельности – умение учиться, без которого в дальнейшем невозможно строить систему непрерывного образования. Изменяется роль учителя и ученика в учебно-воспитательной работе. В процессе обучения не ученик подстраивается под сложившийся стиль учителя, а учитель, обладающий более разнообразным технологическим инструментарием, подстраивает и согласовывает приемы и методы с познавательным стилем ребенка. Учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры. Нет субъектов и объектов обучения, а есть школа сотрудничества.

Преемственность дошкольного и начального образования является одним из условий адаптации первоклассников. Процесс адаптации важный период вступления в школьную жизнь и от того, как он пройдет, зависит дальнейшее пребывание в школе и успех ребёнка в обучении. Этот период в школе занимает от одного до трёх месяцев, иногда полугода (смена режима сна и питания; смена воздушного режима; смена стиля общения).

Так принимая детей в 1 класс, учитель не начинает свою работу с «чистого листа», он ориентируется на какой-то опыт, приобретенный детьми в детском саду, в семье, в жизни. В то же время работа на каждом этапе строиться с перспективной направленностью на те требования, которые будут предъявлены детям в последующем периоде их жизни и деятельности.

Система работы по преемственности между дошкольным и школьным образованием: представлена на экране

  1. Проведение открытых занятий и праздников с привлечением учащихся ДОУ
  2. Проведение и участие в мастер - классах, как учителей, так и воспитателей
  3. Посещение музея, библиотеки ОУ
  4. Родительские собрания для родителей дошкольников
  5. Предшкольная подготовка.

Одним из подготовительных звеньев к школе является предшкольная подготовка. Большую роль она играет для детей, которые не посещали детский сад. Практически в каждой школе нашего города проводятся такие занятия. Здесь ребята сталкиваются с новым коллективом, новым пространством, с классно-урочной системой, однако, что немаловажно они все так же остаются дошкольниками.

Предшкольная подготовка призвана смягчить переход ребенка из детского сада или из семьи в школу. Но это вовсе не должно превратиться в натаскивание детей на материал первого класса. Главной целью предшкольного образования является выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникло стрессов, комплексов, которые могут отбить желание учиться на все последующие года.

Первые дни ребенка в школе - это большое событие для всей семьи. Но в первую очередь это важнейший этап в жизни самого ребенка. Родители должны знать, какие трудности могут возникнуть и как их преодолеть, чтобы впоследствии школа вызывала только положительные эмоции.

В зависимости от характера ребенка, первый день в школе может вызвать сильный стресс, вызывающий или раздражительность, или заторможенность, и влияющий на качество восприятия информации. В маленьком возрасте, несмотря на любознательность и любопытство, дети тяжело воспринимают все новое, а резкая смена образа жизни, окружающей обстановки и коллектива, воспринимается особенно трудно. Поэтому к школе необходимо готовиться заранее, поэтапно, чтобы малыш постепенно привыкал к переменам.

Особую роль в последующем отношении к занятиям играет первый учитель в школе. Свои первые шаги в школе ребенок делает с помощью преподавателя, от которого зависит заинтересованность и успехи в обучении ученика. Адаптация к занятиям и первые дни ребенка в школе пройдут намного легче, если дошкольную подготовку он пройдет вместе с учителем и будущими одноклассниками. Это так же поможет освоиться с новыми требованиями, которые появятся в связи с началом обучения. А если такой возможности нет, то в первое время родители должны проявить всю свою изобретательность и находчивость, чтобы сгладить последствия стресса, возникающего в первые дни ребенка в школе.

Из выше сказанного можно сделать вывод: использование различных форм работы по преемственности между дошкольными и школьными образовательными учреждениями, правильно организованная работа в первые дни пребывания первоклассников в школе влияет на успешное протекание адаптационного периода и дальнейшее обучение в школе.

Волошина Юлия Александровна27.06.2016 6170 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar