РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение игровых технологий на уроках русского языка

Применение игровых технологий на уроках русского языка

Автор: Кайгородцева Марина Николаевна

Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром» 
Фридрих Фребель 

Современные образовательные технологии. 

Любая технология обладает средствами ,активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка. 

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. 

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Б.П. Никитина, Д.Б. Эльконин, К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенсер, К. Бюлер, З. Фрейд, Ж. Пиаже и др. Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Он усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к серьёзной дальнейшей деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности. Эта теория связывает игру с развитием и ищет смысл её в той роли, которую она в развитии выполняет. Источник игры здесь не указывается, не вскрываются причины, вызывающие игру, мотивы, побуждающие играть. Гросс сводит игры человека к биологическому фактору, к инстинкту. 

В теории игры, сформулированной Г.Спенсером, который развил мысль Ф. Шиллера, источник игры усматривается в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Однако в этой теории не объясняется направление, в котором расходуются неизрасходованные силы, и почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность. 

Л.С. Выготский и его ученики считают, что человек, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определённую роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придаёт окружающим предметам. 

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших ещё применения в реальной жизни функций действования. Многие учёные пытались объяснить сущность игры, и в каждой теории есть свои плюсы и минусы. 

Цель использования технологии. 

Игровые технологии занимают важное место в учебно - воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций: 

  1. правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 
  2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 
  3. игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников 
  4. в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. 

Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся 

Выделяют следующие виды дидактических игр. 

  1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. 
  2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. 
  3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды. 

Игровые технологии я использую в основном в 5-8-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. В подростковом возрасте обостряются потребности в создании собственного мира, в стремлении к взрослости, происходит бурное развитие воображения, фантазии, появляются стихийные деловые и групповые игры. 

Например, проводя урок-игру в 7 классе по теме «Причастие», я делю класс на команды, выбираются капитаны команд. Команды составляются таким образом. Ребята группируются с теми, с кем у них хорошие отношения. Обязательно соблюдается, что с хорошими учениками садятся в команду слабые ученики. Соблюдается здоровьесберегающая технология. Это необходимый момент, так как ребёнок должен чувствовать себя комфортно. 

Задаются вопросы теории, практики и на сообразительность.

Например, 

Вопросы теории.

  1. Что такое причастие
  2. Назовите грамматические признаки причастия. 
  3. Отчего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастием? 
  4. Как образуются действительные причастия настоящего времени? 
  5. Как образуются страдательные причастия настоящего времени? 
  6. Продолжите предложение . Действительные причастия обозначают…… 
  7. Продолжите предложение. Страдательное причастие обозначает……… 
  8. Когда пишется два Н в суффиксах страдательного причастия прошедшего времени ? 
  9. Как образуются действительные причастия прошедшего времени? 
  10. Как образуются действительные причастия прошедшего времени? 
  11. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени? 

Вопросы практики.

  1. Графически объяснить знаки препинания при причастном обороте в данном предложении: Берёзы покрылись золотой листвой, сверкавшей на солнце.
  2. Вставить пропущенную букву и объяснить её написание. РУБ,,,ЩИЙ дрова ( от рубить- 2 спр.) 
  3. Выделить причастный оборот и продолжить предложение: Листва опалённая дыханием ветра …… 
  4. Синтаксический разбор предложения. Очень красивы клёны, одетые в багряную листву. 
  5. Объяснить , как пишется не со словом. Ещё (не) обжитый край. 
  6. Выполнить морфологический разбор причастия. Расчищенная дорожка.
  7. Выполнить морфемный разбор причастия. Передаваемая информация.
  8. Сколько Н в причастии и почему? Книга прочитана, рассеянный мальчик, маринованные огурцы.

Вопросы на сообразительность. 

  1. Сколько причастий можно образовать от одного глагола? (максимально 4 , минимально 1 . Зависит от вида и переходности глагола ). 
  2. А.С. Пушкин писал: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим : « Карета, скачущая по мосту. Мы говорим : которая скачет,- заменяя выразительную краткость причастным оборотом». Докажите справедливость этого мнения. (Причастия в разговорной речи редки, не привычны. В художественном произведении в описании природы, внешности мы встречаемся с причастием. Но как только начинается диалог, причастия исчезают.) 
  3. Какие причастия есть в данном отрывке? Чем объясняются различия в суффиксах причастий? «Только там, при лёгком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, тёплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни» Аксаков. 

Также я использую урок-игру на правила. Ребята группируются в команду по тому же признаку. У каждого ученика есть листочек, в который он выставляет оценки за правила, рассказанные учениками. Правила этой игры таковы. Первый ученик рассказывает всем из своей команды, второй ученик рассказывает этого же правило. Затем рассказывает третий , и после - четвёртый. Цель такой игры не только повторить правила, но и выучить, так как не все знают их хорошо. 

При обобщении синтаксиса в 5 классе я провожу такую игру. Класс делится на 3 команды (по рядам). Каждый участник команды выполняет своё задание в порядке очереди . Сначала даются листочки с предложениями , в которых надо расставить знаки препинания и записать предложение без ошибок. Второй ученик выполняет синтаксический разбор предложения. Третий – подписывает части речи, четвёртый- пишет характеристику предложения, пятый строит схему. Список можно продолжить. Всё зависит от того, сколько учеников в команде. Выигрывает та команда, которая выполнила быстро и правильно. Стимулирую тем, что победивщая команда не выполняет домашнего задания. 

Такая игра нравится ребятам. Они с удовольствиям принимают участие в таких играх. Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Кайгородцева Марина Николаевна04.02.2016 7380 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar