РАЗРАБОТКИ

Другие модули


ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А.Дарий
учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №20
Пролетарского района города Твери

Историческое значение каждого
русского человека измеряется
его заслугами перед Родиной,
а его человеческое достоинство-
силой его патриотизма.
(Н.Г. Чернышевский)

Изменение Российского общества в 90-е годы привело к иным направлениям общественного развития. Это изменение вызвало расслоение общества и снижение жизненного уровня, произвело ценностную переориентацию у молодёжи. Через СМИ идёт пропаганда насилия, активно насаждается приоритет материальных ценностей над духовными. Нет условий для формирования высоконравственной личности с чётко выраженной гражданской позицией.

В детско-молодёжной сфере усилились националистические настроения, демонстративное отношение к взрослым, жестокость, в самых крайних проявлениях. Резко возросла преступность среди подростков. Многие дети лишились воспитательной среды, оказавшись на улице, они усваивают жестокую науку выживания в тяжёлых условиях. За два десятилетия мы потеряли целое поколение, которое могло дать стране истинных патриотов, достойных граждан своей Отчизны.

Сказано: « Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Вот и мне «повезло», как большинству советских людей. В 90 –е годы мы потеряли всё, чем жили, во что верили. Смятения и страха не было. Возмущало то, что было потом: много грязи и лжи. Одолевали размышления: кто патриот у нас в Отечестве – верхи или низы? Кто мы – Иваны, не помнящие родства? Росла тревога за детей – своих и чужих. Ведь они самые незащищённые. Желание сберечь детей, оградить от жестокости разрушения, воспитать их в русских православных традициях, на примерах славного исторического прошлого (ведь оно никуда не исчезло!) переполняло меня
Но как трудно будет теперь взрастить добрые семена возрождения на выжженной израненной почве! «На чём основывать работу? На кого можно опереться в преодолении трудностей?» -думала я. В прежние времена существовали программы нравственно-патриотического воспитания, имелся большой выбор методической литературы, действовали учреждения и общественные организации, обладавшие огромным опытом работы с подрастающим поколением. В начальной школе, только по одной книге для чтения «Родная речь» М.В. Головановой на пяти уроках в неделю можно было проделать большую работу по патриотическому воспитанию в течение учебного года, без особой затраты сил и времени на подготовку. Эта книга была снабжена подборкой соответствующего материала, да ещё в хронологическом порядке. Но преподносилось это с такой идеологической подоплёкой, что вызывало глухое раздражение. Скоро тексты о Ленине, партии, революции изъяли из книг, а заодно и об армии, о гражданской и Великой Отечественной войне (нет ни одного!). Как будто это не наша история. Чем заполнился идеологический вакуум, теперь видно.

С таким положением дел дальше мириться было нельзя. Это понимали все здравомыслящие и рядовые граждане, и руководство страны. При администрациях городов создали «Управления по делам молодёжи, культуре и спорту», вновь стали востребованы музеи, формируются молодёжные организации нового типа, налаживаются взаимодействия с ветеранскими организациями. В этой связи требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения, создав надлежащие условия. Кто и где будет этим заниматься? В первую очередь, конечно, школа. Перед учителями встаёт проблема гражданско-правового и патриотического воспитания детей, как одна из самых актуальных. Часть проблемы необходимо решать путём формирования и развития у школьников патриотических чувств как важнейшей составляющей во всём процессе воспитания. Я предлагаю систему этой работы выстраивать снизу вверх, начиная с детского сада и начальной школы, которые ближе всего к ячейке общества - семье. Это одновременно повысит и статус института семьи, который сегодня теряет свою значимость.

Размышляя, советуясь с людьми разных профессий и возраста, представителями разных слоёв общества, обмениваясь мнением с единомышленниками, пришла к выводу, что нужно, конечно, искать новые подходы в деле воспитания гражданина, но и наработанное русской и советской системой школьного воспитания забывать нельзя.
Психологи установили, что дети младшего школьного возраста характеризуются повышенной восприимчивостью внешнего влияния, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится трудиться, любить близких, беречь природу, не уверует свои способности и возможности, то в дальнейшем сделать это будет труднее, т. к. потребуется значительно больших душевных и физических затрат. Таким образом, именно у детей младшего школьного возраста должна закладываться система нравственно патриотического воспитания и формирования гражданской позиции. Патриотическое воспитание самых маленьких граждан нашей страны должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение истинных патриотов. Это они, став взрослыми, возродят величие нашей Родины, приумножат её силу и богатство, сделают более качественно жизнь населения страны.
Итак, что мы должны понимать под термином патриотизм? По определению С.И.Ожегова, «патриотизм» - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». «Патриот – человек, одушевленный патриотизмом».

Если говорить о воспитании любви к русскому народу как носителю языка, исторической памяти, военных и гражданских традиций, прикладного искусства, песенного творчества, то надо сказать о подвижнической деятельности руководителя нашего школьного фольклорного ансамбля «Ладушки», организатора воспитательной работы в начальной школе Алине Алексеевне Дубининой. Под её вдохновляющим началом мы, классные руководители, проводим комплекс мероприятий по воспитанию у детей любви к своей матери, к учителю, одноклассникам, к школе, к родному городу, к Тверскому краю. С этого начинает претворяться в жизнь идея патриотического воспитания.

Многое пришлось пересмотреть, что-то исключить, что-то создавать заново. Мною в течение почти двадцати лет выстраивается новая система работы по патриотическому воспитанию младших школьников. Она решает следующие задачи:

1. Ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего
края, города, школы.
2. Развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
3. Воспитание уважения к национальным традициям своего народа,
семьи, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам своего края.
4. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления
физического и психического здоровья детей, формирования потребности к здоровому образу жизни.
5. Формирования чувства любви к Родине,
готовность преданно служить Отечеству.

Решение каждой из вышеперечисленных задач целесообразно осуществлять по трем направлениям.
Первое направление. Воспитание на традициях семьи, школы, жителей Тверского края.
Второе направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооружённых сил. Взаимосвязь классного коллектива с ветеранскими организациями.
Третье направление. Военно-спортивные игры.

Работу начинаю с первых дней моей встречи с первоклассниками. Знакомлю первоклассников и их родителей с моими бывшими учениками, которые являлись активными участниками патриотического движения в классе. Совместно с родителями учащихся определяю направления и оцениваю потенциальные возможности нашей работы по воспитанию настоящих патриотов нашей Родины на весь период их обучения в начальной школе.

Воспитание патриотизма – это воспитание убеждений, чувств, деятельной любви к Родине и, прежде всего, чувства гражданского долга. Родители – одно из звеньев триады (ученик - родители – педагог) для создания единой воспитательной среды. Решение задач по патриотическому воспитанию школьников успешнее осуществляется только при полном взаимодействии с родителями.

Предлагаю один из моих вариантов работы по патриотическому воспитанию школьников на период обучения с 1-ого по 4-ый класс.

1 класс.
Изучение детей, семей. Социальное положение, традиции семьи, её исторические корни. Творческий потенциал семьи. (Анкетирование, беседы, посещение детей на дому – выборочно).
Мероприятия: тематические классные часы, праздники, экскурсии, конкурсы, викторины, организация выставок поделок и рисунков.

2 класс.
Организация коллективных дел при участии классного руководителя, родителей, старшеклассников. Мероприятия те же, что и в 1 классе. Выход на ветеранскую организацию. Встречи с ветеранами трудового фронта. Участие в смотре строя и песни, Дне здоровья

3 класс.
Организация и проведение дел творческого характера.
Поиск книг об истории родного края, о замечательных людях, о подвигах детей в военное и мирное время, подготовка сообщений на заданную тему.
Творческие письменные работы (изложения, сочинения). Изучение военной лексики, крылатых слов и выражений. Создание диафильмов, инсценировка произведений на патриотическую тему.
Мероприятия: те же, что и в 1- 2 классе плюс экскурсии в музей Боевой славы, в Краеведческий музей, в музей военной академии ВКО им. Г.К.Жукова.

4 класс
Организация среди учащихся при поддержке родителей поисковой
работы с целью увековечивания солдатского подвига своих родных, участников Великой Отечественной войны.

Создание индивидуальных и коллективных творческих работ. Участие
в конкурсах на лучшее сочинение, газету, рисунок.

Мероприятия: те же, что и в 1- 3 классе плюс участие в смотре строя и песни, подготовка и проведение встреч с ветеранами военной службы, посещение музеев с последующим написанием творческих работ и подготовкой презентаций, подготовка и проведение праздников к памятным датам.
Особенно хочется отметить плодотворную работу моего выпускного 4 «Б» класса в год 65-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Ребята повзрослели, многое узнали, многому научились. А главное – сдружились. И не только дети, но и их родители. Между ними и мной сложились хорошие доверительные отношения. Патриотическое воспитание зиждется на верной дружбе и чувстве товарищества. Сердечная теплота и полное понимание друг друга – главное условие достижения благородной цели. Стало понятно, что вместе нам по силам решать и более сложные задачи.

Расставаясь с детьми и их родителями на время летних каникул после окончания 3-го класса, я напомнила им о том, что в новом учебном году наша славная школа отметит своё 60-летие. Что построена она была через 4 года после окончания страшной войны. Что в 2010 году мы будем отмечать 65-ую годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Нацелила всех ребят на поиск и сбор материала о своих родственниках, солдатах Великой Отечественной войны (письма -треугольники с фронта, фотографии, похоронки, красноармейские книжки, медали). А самое главное – сбор информации о самих солдатах: где родились, кем были в мирной жизни, в каком возрасте пошли на войну, какую воинскую специальность имели, на каком фронте воевали и в каких частях, где закончили войну.
«Спрашивайте, пока ещё есть, у кого спрашивать, - говорила я и детям и их родителям, - записывайте, берегите, что найдёте».

Буквально с начала учебного года мы с ребятами наметили план подготовки к празднованию юбилея школы в начале ноября, тем более что уже был объявлен конкурс сочинений по двум темам: «Моя любимая школа» и «Моя семья в 20-ой школе». Все ребята захотели участвовать в этом конкурсе. Стали приносить в школу фотографии, записи воспоминаний родных, даже табели с оценками. Большинство ребят не могли похвастаться такими реликвиями; но не печалились. Мы вместе составили подробный план сочинения на ту и на другую тему, обсудили внешнее оформление работы.

Сочинения дети писали самостоятельно. После некоторой правки представили на конкурс. Вот что сообщила Ведякина Наташа:

«Я родилась и живу в городе Твери. В 2006 году я поступила в 1-й класс средней школы № 20. Сейчас учусь в 4«Б» классе. Нашу учительницу зовут Надежда Алексеевна. Она очень добрая и справедливая.

В школе № 20 учились мои родители, а также их старшие братья. Здесь училась и моя старшая сестра Александра. Мама и папа часто вспоминают школьные годы, своих учителей и одноклассников. Мне очень интересно слушать их рассказы. Желаю школе успехов, процветания, учителям здоровья и успешных учеников».
А вот сочинение Кувшиновой Алины:

«Школа ты не старишься, никогда ни старишься.
И шумят под окнами те же тополя.
Вечной дружбой связаны школьные товарищи,
Школьные товарищи и учителя .

Меня зовут Алина. Мне 10 лет. Я учусь в 4-«Б» классе средней школы №20. В этом районе мы живём недавно, но очень много хорошего слышали об этой школе. Поэтому выбрали её. В нашей школе училась моя бабушка Галина Алексеевна. В то время девочки и мальчики учились отдельно. Бабушка училась очень хорошо. До сих пор она хранит «Личное дело» с отличными оценками. В школе №20 работают замечательные учителя.

В Юбилей нашей школы хочу пожелать успехов, здоровья и терпения всем учителям и директору школы. Пусть бывшие ученики не забывают школу и чаще навещают своих учителей».

Трогательные слова сказал о школе Куничев Артём:

«Я живу в Пролетарском районе города Твери. Четвёртый год учусь в начальной школе. Наша школа №20 –лучшая в Пролетарском районе. Многие дети района и всего города стремятся попасть учиться именно в эту школу. Весь секрет в учителях, в их умении учить и понимать нас.
Мне повезло с одноклассниками. У нас очень дружные и приветливые ребята. Мы всегда готовы помочь друг другу в школе. После уроков мы часто задерживаемся в школьном дворе и все вместе играем.

В этом году моя школа отмечает своё шестидесятилетие. Я желаю школе не стареть, а любимым учителям- здоровья, успехов и благополучия. Пусть ещё много лет школа № 20 будет вторым домом для меня, моих одноклассников и таких же, как мы, мальчишек и девчонок».

Дата следовала за датой. Отметили День учителя, пожилого человека, юбилей школы. Приближался декабрь, годовщина освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков. Класс разделился на творческие группы. Ребята собрали сведения о геройских улицах своего района, благо вот они, рядом: улица Лизы Чайкиной, Зои Космодемьянской, Евгения Пичугина. Каждая творческая группа представляла свою часть проекта. За активное участие в реализации проекта и проявленную инициативу лучшие работы были отмечены призами.

В начале декабря посетили Музей Калининского фронта. Я с большим удовлетворением и гордостью наблюдала, с каким волнением и интересом мои дети слушали, смотрели на представленные экспонаты и со знанием дела отвечали на вопросы экскурсовода. Конечно, я усиленно готовила ребят к этому мероприятию, и знали они много о жестоких боях и жертвах в дни оккупации и освобождения города, но одно дело – услышать, а другое – увидеть свидетельства того страшного времени. Свои эмоции после посещения музея дети выразили в сочинениях на тему «В музее Калининского фронта».

Вот как написала о своих впечатлениях Травникова Софья:

«Недавно мы всем классом ездили в музей Калининского фронта в посёлок Эммаус. Здание музея стоит на том месте, где в годы войны велись ожесточённые бои.
Возле входа в музей - мраморный памятник на братской могиле павших бойцов. Вместе с нашей учительницей мы прочли имена героев . Большинству из них не было и двадцати лет.

На первом этаже музея висят на стенах фотографии ветеранов войны, среди которых много женщин. Благодаря этим фотографиям можно увидеть лица тех, кто прошёл войну. К сожалению, многих уже нет среди нас.

Потом мы поднялись на второй этаж, где были представлены интересные экспонаты: наши винтовки и немецкие автоматы, карты, документы наших и немецких офицеров и солдат, обмундирование, осколки снарядов. Всё это помогло нам живо представить, что происходило во время боевых действий.
Мне очень понравилась диорама «Бой за Тверецкий мост». Из рассказа экскурсовода мы узнали, что в течение нескольких дней мост обороняли трое бойцов. Немцев за Тверцу не пропустили. Подвиг советских солдат, наших земляков, запечатлён на этой диораме.
После этой экскурсии я по-настоящему поняла, что такое война!»

Читая сочинения других учеников, я отмечала избирательность впечатлений каждого: кому-то запомнилось оружие, кому – письма и документы, кому – фотографии и т.д.

На классных часах мы слушали воспоминания дедов и бабушек о войне и послевоенном времени. Вместе читали рассказы, разучивали песни времён войны или об армии. А дома, по вечерам, каждый в своей семье, смотрел кинофильмы о Великой Отечественной войне. В школе на переменах бурно их обсуждали.
Перед Днем Защитника Отечества, провели конкурс «А ну-ка, мальчики!» и поздравили отцов и дедов.

Приближалась новая дата – 1 марта. Мы подготовились к ней по- особенному. Первого марта 2010 года организовали классный час вместе с родителями на тему «Они никогда не вернутся с войны», приуроченный к 10-ой годовщине подвига воинов 6-ой роты 104-го Псковского парашютно-десантного полка. На плакатах были размещены увеличенные фотографии солдат и краткие сведения о них. Выступая с монтажом перед родителями и гостями школы, ребята вспомнили всех земляков, погибших в Чечне. Вставал ученик, называл фамилию и имя солдата или офицера, за ним – другой, и так – пока не встал весь класс – «Минута молчания».

Весь март и апрель-месяц собранный материал изучался, анализировалась информация о солдатах Великой Отечественной – родных моих учеников. Решили оформить стенд «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой…» Работа в этом плане проводилась в тесном сотрудничестве с представителями ветеранской организации Военной академии ВКО имени Г.К. Жукова. Они помогли нам с художественным оформлением стенда, приготовили наградные грамоты для наиболее активных участников этого важного дела. Многие ребята написали очень интересные сочинения о своих героях и оформили их с приложением копий фотографий, документов, наград.

Вот что сообщил о своём прадедушке Алёша Клочков:

«Мой прадед Клочков Иван Иванович родился 19 октября 1916 г. в д. Павлушково, Сутокского сельсовета, Тверской губернии. За два года до войны прадед переехал в г. Калинин, где работал на вагонном заводе. В 1942г. Иван Иванович добровольцем ушёл на фронт. Служил он в танковых войсках наводчиком. В 1943 году, под Смоленском, в лютый мороз, четыре экипажа танкистов, в одном из которых был и мой прадед, получили задание обнаружить и обезвредить противника. Но враг опередил и открыл огонь по нашим танкам. Танкисты вели бой не на жизнь, а на смерть. Загорелся первый танк, второй, третий…Из четвёртого танка вылез боец со связкой гранат. Это был сержант Клочков. Но бросить гранаты не успел - вражеский снаряд попал в гусеницу танка. Машина загорелась. Взрывной волной его отбросило на несколько метров и оглушило. Он потерял сознание. После боя фашисты прочёсывали территорию и, находя живых русских, добивали. Так произошло и с моим прадедом: увидев раненого танкиста, фашисты сняли с него куртку, сапоги и выстрелили ему в голову. Чудом пуля не задела мозг - вылетела через рот, выбив все зубы и челюсть. Придя в сознание, прадед пополз туда, где слышались залпы наших орудий. Он не помнит, сколько часов полз, но его всё- таки обнаружили наши солдаты. На носилках доставили в полевой госпиталь. Говорить прадедушка не мог - его рот был полностью изувечен. После оказания первой помощи раненого отправили в госпиталь города Саратова, где лечили 6 месяцев. Три месяца питался через трубочку одним киселём. Но раны зажили, зубы вставили, и Иван Иванович вернулся в строй. От своей части он отстал и воевал уже в артиллерии. Прадед участвовал в освобождении Прибалтики, Польши, Чехословакии, дошёл до Берлина. На рейхстаге стоит и его подпись победителя. Вот так геройски сражались простые русские солдаты.

Иван Иванович награждён многими орденами и медалями. После войны прадед вернулся в свою родную деревню, где добросовестно трудился ещё много лет. Вместе с женой они вырастили и воспитали пятерых детей. Не стало Ивана Ивановича 11 марта 1994 года. В этот же день умерла и его жена. Внуки и правнуки по праву гордятся своим дедом и прадедом!»

А вот какие сведения сообщила Николаева Мария о героях своей семьи: «Мой прадедушка Николаев Михаил Павлович родился в 1905г. в деревне Степаново Лихославльского района Тверской губернии. На фронт ушёл в первый год войны. Ему было 36 лет. Воевал прадедушка на 1-ом Белорусском фронте в тяжёлой артиллерии, в звании ефрейтора. Войну он закончил в Прибалтике. Имел награды: «Орден Красной звезды», «Орден Отечественной войны», медаль «За боевые заслуги» и другие награды. После войны вернулся в родную деревню. А вот четверо его братьев погибли на войне.
В «Книге памяти» мы нашли их имена: Николаев Василий Павлович-лейтенант, Николаев Фёдор Павлович - рядовой, Николаев Григорий Павлович-рядовой, Николаев Александр Павлович-рядовой. Каждый год – 9 мая мы с дедушкой и мамой ходим к обелиску Победы, чтобы почтить память тех, кто прошёл через те страшные годы на фронтах Великой Отечественной войны».

Далее мы оформляли стенд. На классных часах по теме «Великая Отечественная война в песенном творчестве поэтов и композиторов» слушали песни и стихи военных лет. После уроков во дворе школы готовились к смотру строя и песни, который должен был состояться в конце апреля на территории 29-го военного городка, при участии наших шефов из ветеранской организации «Артиллерист». Солдаты – шефы помогли ребятам подготовиться, тренировали почти ежедневно. Ребята уставали, но никто не ныл, не уходил. На смотре отряд 4 «Б» занял I место в начальной школе. Командир, Алёша Клочков, занял и личное I место. Отряду вручили награду.

Надо было видеть довольные лица ребят – победители!

Накануне Дня Победы в присутствии родителей, Ветеранов Военной Службы и Ветеранов Трудового фронта школьники выступили с литературно-музыкальной композицией «Никто не забыт – ничто не забыто». На них смотрели гордые папы и мамы. А со стенда на школьной стене смотрели на них молодые прадеды, храня строгое молчание. Как и положено солдатам в дни воинских торжеств. Песни военных лет пели вместе – дети и взрослые. Ветеран Военной Службы вручил активистам почётные грамоты от ветеранской организации академии, поблагодарил всех за важное дело увековечивания памяти о солдатах Великой Отечественной войны, тепло поздравил с наступающим праздником. Дети были очень серьёзны. У родителей в глазах стояли слёзы от переполнявших чувств.

Потом праздник перешел в неформальное общение. Каково было моё удивление и радость, когда бабушка Алёши Клочкова, Лидия Сергеевна
Клочкова не только рассказала про своё военное детство, прочитала стихи, но и спела неизвестную песню про танкиста, которую часто пел её свёкор, Клочков Иван Иванович. Эту песню я и все участники праздника никогда раньше не слышали.

Я привожу слова этой песни полностью:

Там, где кружит над Волгою ветер,
Где берёзка грустит над водой,
Рано, рано на синем рассвете
Был сражён командир молодой.

С боевыми простившись друзьями,
От неравного боя- седой.
Трое суток он бился с врагами,
Не сдавался танкист молодой.

И когда задымилась полянка,
И огонь по броне заходил,
Вылез он из горящего танка
И на дымную землю ступил:

«Пусть умру я, но недруг проклятый
Не пройдёт здесь вовеки- веков!»
И взмахнул он последней гранатой,
Подорвал и себя, и врагов.

Он лежал возле танка родного,
Молодой, ясноглазый танкист.
Плакал ветер над Волгой суровой,
И кружился берёзовый лист.

Это было на синем рассвете
Под высокой и ясной звездой,
Там, где кружит над Волгою ветер,
Где берёзка грустит над водой.

Потом вспоминали. Плакали. Благодарили. Делились впечатлениями. Фотографировались на память у стенда.

Никто не хотел уходить. И я ещё и ещё раз убедилась в том, как нам всем нужны такие встречи. На другой день мы выступали перед учащимися всей начальной школы. И надо было видеть, с каким интересом маленькие зрители смотрели выступление своих сверстников – четвероклассников!

О славном прошлом и настоящем я говорю с ребятами при каждом удобном случае, на уроке и вне урока, во дворе школы на прогулке, во время поездок на экскурсии. О своём опыте работы рассказывала коллегам на педсовете в своей школе и на городской конференции учителей. Слушали заинтересованно, благодарили,задавали вопросы.

В нашей школе создаётся Музей Боевой Славы. Отрадно это знать, как и то, что собранные моими воспитанниками двух выпусков материалы найдут достойное место в школьном музее.

Закончить разговор хочу словами К.Д. Ушинского, который видел в патриотизме не только важную задачу воспитания, но и могучее педагогическое средство: « Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями ».

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены