РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование ключевых компетенций у младших школьников в проектной деятельности на уроках литературного чтения

Формирование ключевых компетенций у младших школьников в проектной деятельности на уроках литературного чтения

Зюзина Н.О.,
учитель начальных классов,
БОУ г. Омска «Средняя
общеобразовательная школа № 132»


Новая парадигма образования смещает ориентацию образовательного процесса с формирования знаний, умений и навыков на развитие ключевых компетенций обучающихся. В этих условиях одной из приоритетных задач школы является создание условий для овладения комплексом компетенций. [4] Такой подход носит продуктивный, практико-ориентированный характер образовательного процесса, подчеркивает значимость операционных компетенций.

Основой формирования ключевых компетенций у школьников является организация учебного процесса на основе деятельностного, личностно-ориентированного подходов. В связи с этим возникает противоречие между традиционным объяснительно-иллюстративным методом обучения, который направлен на передачу знаний, умений и навыков от учителя к ученику, и новыми требованиями к организации учебного процесса. Разрешение названного противоречия связано с поиском и использованием в учебном процессе форм и методов, которые позволяют создать образовательную среду, где компетенции становятся ведущим содержанием образования, его основными результатами, которые будут востребованы в жизни человека.
Метод проектов отвечает всем названным требованиям. Проектное обучение инициирует самостоятельность и инициативность школьников к их познавательной деятельность, позволяет развивать социальные навыки в процессе группового взаимодействия, помогает приобрести навыки исследовательско-творческой деятельности, обеспечивает межпредметную интеграцию знаний, умений и навыков.

Метод проектов нашел применение в зарубежной и российской практике обучения. Метод проектов использовали в своей практике А.С. Макаренко, С.Т. Щацкий, В.Н. Сорока-Росинский и многие другие.
Е.С. Палат [2] дает следующее определение «проекта» как метода и как педагогической технологии: «В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, «то эта технология предполагает использование совокупности исследовательских, поисковых, проблемных методов…»
Применительно к начальной школе, А.В. Горячев [1] дает следующее определение проекта: «специально организованное педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ». Таким образом, целью и результатом проектной деятельности обучающихся в начальной школе является создание под руководством учителя творческой работы, в результате которой
• формируются учебно-познавательные компетенции: расширяется система образов и представлений об изучаемом предмете и явлении, развиваются познавательные и исследовательские навыки, формируются умения поиска и переработки информации и многие другие;
• развиваются коммуникативные компетенции: навыки группового взаимодействия, презентации и рефлексии деятельности;
• расширяются информационные компетенции: поиск информации в различных источниках, ориентация в информационном пространстве.
Перед использованием метода проектов на практике были проанализированы программы и учебники нового поколения УМК «Школа России», выбраны проекты, которые будут реализованы на уроках литературного чтения. Выбор предмета был связан с тем, что дети данного класса имеют хороший уровень читательского кругозора, любознательны, многие хорошо умеют читать. Было проанализировано содержание учебника [3]«Литературное чтение» автора Климановой Л.Ф. и определена тематика проектов для реализации в третьей учебной четверти (таблица 1).

Таблица 1.

Планирование проектной деятельности школьников на уроках литературного чтения

№ п/п Тема раздела Тема проекта Формируемые компетенции Формы Сроки
1 Как хорошо уметь читать Живая азбука
(творческий проект) Коммуникативные: участвовать в работе группы, распределять работу в группе;
Информационные: находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию;
Познавательные: определять тему проекта, ставить цели, определять задачи для достижения цели, анализировать информацию в соответствии с тематикой проекта, выполнять практическую часть задания в соответствии с выполненным исследованием. индивидуально-групповая январь
2 Жили-были буквы Музей «Город букв» индивидуально-групповая февраль
3 Сказки, загадки, небылицы «Конструирование модели теремка»
(творческий, исследовательский проект) Информационные: находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию на научно-исследовательной конференции (шк. уровень);
Познавательные: определять тему проекта, ставить цели, определять задачи для достижения цели, анализировать информацию в соответствии с тематикой проекта, выполнять практическую часть задания в соответствии с выполненным исследованием. индивидуальная Февраль, март

Интересным для детей оказался проект «Живая азбука», который являлся завершающим этапом заключительного периода обучения грамоте. Каждый ребенок выбрал букву русского алфавита. Для выбранной буквы подбирались стихотворения, тематические группы слов, придумывались рассказы и сказки, сценарии. Представление проектов прошло в форме презентации. Буква «К» превратилась в королеву «кокетливую, капризную и все-таки классную», потому что любит то, что любят и другие дети: куклы, конфеты, конфетти и многое другое. Сценка про «королевскую особу» всем очень понравилась. Буква «Б» превратилась в красивую бабочку с таким же легким и воздушным характером. Про букву «О» была сочинена целая «поэма», в которой все слова начинались на эту букву. Дети не только рассказывали про свои любимые буквы, но и отвечали на вопросы одноклассников по теме проекта. Во время рефлексии дети поделились своими впечатлениями. Оказалось, что не бывает главных и неглавных букв, потому что для того, чтобы написать слово одной буквы недостаточно. Дети смогли проанализировать степень своего участия при подготовке проекта: выбор букв, поиск информации по теме – все это делали дети самостоятельно, но оформлять сам проект помогали многим детям родители.
Проект «Создание музея «Город букв» стал логическим продолжением первого проекта. «Герои» проекта «Город букв» были уже придуманы и сделаны в виде поделок из бумаги, пластилина и других материалов. Теперь нужно было придумать для жителей города дома, магазины, школы и т.д. Эта часть проекта выполнялась в группах. Затем каждая группа представила свой «город» одноклассникам, экскурсовод провел нас по улицам города, представил его достопримечательности. При обсуждении результатов работы акцент делался на групповой работе: как дети смогли распределить работу внутри группы, как помогали друг другу на каждом этапе работы.

Основой творческого проекта может стать содержание не только всего раздела, но и отдельное литературное произведение. Так анализ сказки «Теремок» позволил увидеть проблему: теремок был разрушен, потому что он не подходил для проживания в нем животных, о которых говорится в сказке. Данная проблема стала основой для организации творческого исследовательского проекта на тему: «Конструирование модели теремка». Для решения данной проблемы изучались особенности образа жизни животных, о которых говорится в сказке, по иллюстрациям книг изучался внешний вид теремка, площадь определили в «зайцах» (новая единица площади, которая равна тому месту, которое занимает в теремке заяц). Оказалось, что многие животные – антагонисты, поэтому жить в одном теремке не могут. Для того чтобы решить эту проблему, необходимо было определить модель отношений между животными. И конечно победила дружба! Заключительным этапом работы стал этап создания модели теремка. В результате ребенок был включен в следующие виды деятельности: поисковая (поиск различных вариантов сказки), художественно-прикладная (конструирование модели теремка), литературная (придумывании сказки, в которой конструировались отношения между животными на основе дружбы). Презентация проекта осуществлялась в форме выступления перед одноклассниками с демонстрацией модели теремка и участия в Интернет-конференции «Мир моих увлечений» (2010 – 2011 уч. год). Проекты на уроках литературного чтения могут объединять сразу несколько разделов. Так в теме «Сказки, загадки, небылицы» дети узнали загадки и потешки о кошках. А в теме «О братьях наших меньших» авторами учебника представлены художественные произведения, затрагивающие нравственную проблематику: отношение к кошкам, и произведение - энциклопедическая статья. В этих произведениях о кошке рассказывается по-разному. Темой группового исследования становится «кошки в жизни и творчестве человека». В первой (исследовательской) части исследования раскрывается нравственная проблематика тема: как нужно относиться к кошкам? Выявляется значение кошек в жизни человека, отношение к кошкам одноклассников, составляются памятки по уходу за кошками. Во второй – создается образ кошки в художественных произведениях (рисунках, стихах, поделках, аппликациях). Данный пример показывает, что в проектной деятельности в первом классе образ литературного героя может быть представлен детьми различными способами. В результате проектная деятельность позволяет расширить понятие образа в представлении ребенка, раскрыть его творческие способности при создании своего художественного образа.

В обобщенном виде технологию опыта можно представить следующим образом:
- анализ учителем художественных произведений, определение духовно-нравственной и познавательной проблемы произведения, которую можно решить во время проектной деятельности;
- определение приемов, которые помогут подвести детей и сформулировать духовно-нравственную и познавательную проблему проекта;
- определение примерного плана проекта;
- планирование различных видов деятельности (познавательной, поисковой, художественной, прикладной);
- организация проекта, помощь в его осуществлении (мотивирование, консультирование, корректировка хода проекта);
- организация презентации проекта и его рефлексии.
Таким образом, метод проектов – это очень интересная работа. Его использование позволяет повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений, глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности. Умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации развивает навыки самообразования. Практика публичного выступления и обсуждения снимает у ребенка многие психологические комплексы. Навыки группового взаимодействия позволят детям лучше научиться понимать партнера по общению, решать продуктивно проблемы, возникающие в процессе общения, лучше узнать себя и своих одноклассников.

Организация учебного проекта на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности позволила выявить и затруднения, связанные с его реализацией:
- проекты занимают много времени: от 3 недель до нескольких месяцев. Все это требует дополнительного мотивирования и стимулирования познавательной деятельности обучающихся;
- реализация проектов требует сформированности таких умений, как создание презентации, умение найти нужную информацию, подготовить выступление и т.д. Первоклассники такими умениями еще не владеют и только постепенно начинают этому обучаться к концу первого и даже второго класса;
- публичное выступление требует определенной смелости и психологической готовности от ребенка, особенно детям, которые не посещали детский сад, такое умение дается с большим трудом. От учителя требуется много терпения и выдержки, чтобы психологически подготовить ребенка к выступлению.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Работа над проектной деятельностью – это один из способов вхождения школьника в социально нормированную деятельность, в которой ребёнок учится определять границы своей самостоятельности и ответственности.
Технология учебного проекта имеет и огромные воспитательные возможности: воспитание у школьника нравственной, коммуникативной, правовой, интеллектуальной, информационной, художественной культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности.
Вдумчивый анализ художественных произведений позволит определить темы индивидуальных и групповых проектов на уроках литературного чтения.

Библиографический список

1. Горячев А.В., Шафрин Ю.А. Практикум по информационным технологиям. - М.: Изд-во "БИНОМ. Лаборатория знаний", 2001. - 272 с
2. Палат, Е.С. Современные информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2000. – 205 с.
3. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ [ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова] М.: Просвещение, 2011.
4. Селевко Г. Компетентности и их классификация. //Народное образование.- 2004.-№4.-с.138
Всего комментариев: 0
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.