РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Как нам поможет новый Закон об образовании

Как нам поможет новый Закон об образовании

Новый учебный 2013 – 2014 учебный год начинает идти рука об руку с новым Законом об образовании, который вступает в силу с 1 сентября. Я внимательно слежу за всем законотворчеством наших чиновников и в глаза бросается одна общая черта – это некомпетентность. Ну, совсем не совпадает образование в России с той картинкой об образовании в России, которую они хорошо знают, обсуждают и для которой готовы отдавать все свои силы. А может я ошибаюсь, может быть, они всё прекрасно знают, но им глубоко наплевать на учителей, Образование (специально пишу с большой буквы), да и на всю страну в целом? Нет, второй вариант слишком уж варварский, поэтому давайте будем придерживаться первого.

Теперь поговорим о новом Законе об образовании, который наши чиновники с большим трудом (три версии) сотворили. Первое, что бросается в глаза при чтении документа, это пяти кратно возросший объем и сложный для понимания язык, которым наши отечественные бюрократы владеют совершенстве. Выяснилось, что учащиеся настоящим документом защищены основательно.

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. 

Так как исключить учащегося из школы нам никто не позволит, остаются такие бесполезные действия, как замечания и выговор. Вот только авторы не разъяснили, что делать с учеником, у которого накопилась сотня замечаний и столько же выговоров. А ведь мы должны воспитывать законопослушных граждан. Если, находясь в школе до 18 лет, ученик будет свято верить в полную безнаказанность, то покинув это заботливое учреждение, он вряд ли начнет строго соблюдать законы. А когда молодые люди беззаботно нарушают нормы общежития, на кого обрушивается гнев народа и чиновников всех мастей? Правильно, школа не выполнила возложенных на нее обязанностей. Кстати, в США ребенок, переступая порог школы, получает личный дневник, в котором кроме расписания уроков напечатаны правила, которые он должен соблюдать. В случае нарушения, будьте любезны заплатить штраф либо отработать (общественно полезный труд).

Рассмотрим те положения Закона, которые непосредственно касаются учителей школ.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

29. качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. 

Заметьте, о деятельности учителя идет речь, а не об оценках ученика. А у нас лихо перевернули с ног на голову и о работе учителя пытаются судить по отметкам в журнале. Запомните, коллеги этот пункт Закона и ссылайтесь на него, если вашу зарплату будут регулировать оценками бездельников.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

1. 10) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников… 

Хороший пункт закона, правильный, только почему-то не выполняемый. Так что оснащение библиотек учебниками не должно быть головной болью администрации школы, если, конечно, она чтит законы и требует того же от чиновников.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования

1. 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа; 

Согласно п.1.5 ремонт школы и классов осуществляется за счет органов местного самоуправления, а не родителей учащихся (на заметку классным руководителям), а п.1.6 освобождает учителей от ежегодного подворового обхода домов, с целью выявления потенциальных школьников, для этого есть совсем другие люди, которым государство тоже платит деньги. 

Об этом также говорится в статье 63:

Статья 63. Общее образование

5. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

Попробуем разобраться. Если знания ученика не соответствуют образовательным стандартам, то он не может быть аттестован. Значит, в этом случае ставится двойка. А от нас что требуют?

Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ

10. Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В каком случае следует обращаться к этому пункту закона. Наши чиновники любят вносить коррективы в учебный план: то потребуют проведения незапланированного тематического урока к какой-нибудь дате, то в учебное время устроят конкурсы или встречу с интересными людьми, например, с кандидатом в депутаты, то отправят внезапно учителей на курсы. Все подобные спонтанные изменения учебного графика должны пресекаться этим законом. Умные руководители до начала учебного года должны направлять в школы график всех мероприятий, а учителя учитывать их при составлении календарно -тематического планирования.

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

2. В целях участия педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, при-мерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования в системе образования могут создаваться учебно-методические объединения.

Оказывается учителя, имеют право участвовать в принятии решений по многим ключевым вопросам образования, однако до сих пор нашим мнением никто из руководителей не интересовался. Может стоить нарушить эту вредную традицию и заставить чиновников согласовывать свои новшества с запросами учителей. Смотришь и количество глупых решений резко сократится, а там и уровень образования в стране поднять удастся.

Статья 28. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. 

3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:

3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования;

9) определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ такими организациями;

10) осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;

7. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Это очень серьезная статья закона и если ее точно выполнять, то пострадает многомиллионная армия чиновников. Согласно пункту 1 школа самостоятельно принимает решения о направлении финансовых средств. В настоящее время этой функции у нее нет и школа приобретает множество плакатов, стендов и прочей чепухи не потому, что этого требует образовательный процесс, а для того чтобы правильно израсходовать материальные средства, причем магазин тоже выбирать не приходится. Я поинтересовался ценами в интернете и выяснил, что стоимость оборудования для кабинета физики завышена троекратно. В связи с этим я люблю рассказывать анекдотический случай, когда в школу поступило оборудование на сумму 100 тыс. рублей для уроков астрономии, хотя предмет был исключен из программы еще два года назад . Полагаю, что чиновникам всё равно на что тратить деньги, образование их не волнует.

Пункт 3.3 весьма интересен и ставит своей целью контроль за расходованием средств, тем более что все наши президенты регулярно говорят о какой-то там прозрачности в движении финансовых потоков. Предлагаю не огорчать президента и ежегодно заслушивать финансовый отчет.

Пункт 3.9 позволяет школе самим определять список необходимых для работы учебников с единственным условием: соответствовать федеральному перечню. В реальности приходится сталкиваться с ситуацией, когда чиновники дают указание использовать учебники только выпущенные позднее, например, 2010г. И точка. И им невозможно доказать, что более ранние книги по содержанию ничем не отличаются от выпущенных позднее. «Устаревшие» учебники должны быть выброшены и закуплены новые, иначе на школу выписывают штраф.

Ну а теперь сенсация: согласно пункту 3.10 данной статьи школа сама может выбирать систему оценок учащихся: хочешь – пятибалльную, хочешь – десятибалльную, а можно зачет- незачет. Я не-сколько раз просмотрел Новый закон и уяснил, что кроме данного пункта, да еще статьи 30

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (за-конными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

про оценки больше нигде не упоминается. Давайте закроем глаза и представим, что будет, если каждая школа самостоятельно выберет формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости. Это значит, что чиновники больше не смогут следить за успеваемостью в школах, строить графики и диаграммы, анализировать их на разных семинарах, устраивать разнос и нагонять страх на тех учителей, которые не обеспечивают высокие показатели с помощью липовых цифр. И будет ситуация, похожая на ту, которую мы слышали в монологе Аркадия Райкина: инструктор департамента образования, как простой инженер, мы на него плюем… Вы спросите, как в этом случае будет с аттестатами? Да никак. В аттестатах оценки уже не выставляются, только на отдельном бланке, который особой ценности не представляет, а для поступления в ВУЗы достаточно сертификата с баллами.

А вот пункт 7 данной статьи может сулить проблемы учителям в различных ситуациях. Например, если ученик имеет благополучные оценки, а на экзамене с треском проваливается, рассерженные родители могут подать в суд за недостоверную информацию об уровне знаний своих выпускников. Еще одна непростая тема – жизнь и здоровье учащихся. Несложно представить картину, когда один ученик на перемене развивает высокую скорость и врезается в другого, которому придется оказывать медицинскую помощь. В этом случае и родители, и представители управления образования дружно найдут виновного учителя. Я помню случай, когда директор, позвонив из дома классному руководителю, отправила его вместе с классом на уборку территории вокруг школьного двора. Про-изошел несчастный случай, ребенок попал в больницу, а учитель был вынужден покинуть школу. На лицо троекратное нарушение закона. Отсутствовал письменный приказ о выходе на работу, за школьным двором находится муниципальная территория и наводить порядок там должны другие люди, и отвечать за происшествие обязан по закону директор, но никак не учитель. Но учителя наказать проще или привычнее.

Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Этот пункт закона запрещает чиновникам и администрации школы по своему усмотрению расширять круг обязанностей учителей, а фантазия у них безграничная. Сюда можно отнести и ночные дежурства учителей в местах отдыха молодежи, и дополнительные занятия с неуспевающими учащимися, и составление диагностических карт, и отчеты о местонахождении учеников в летний период с регулярным посещением на дому, и сопровождение учащихся на различные мероприятия и в период подвоза школьников… (можно продолжать еще долго). Могу вспомнить, что после доплаты в 1000руб за классное руководство (щедрый жест президента Путина), наши ретивые районные чиновники тут же внесли изменения в должностные обязанности классных руководителей, существенно их расширив.

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

4. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Здесь все очень даже ясно: нельзя заставлять детей заниматься уборкой территории, мытьем кабинетов, да и трудовая практика исключается, так как не предусмотрена образовательной программой.

Статья 37. Организация питания обучающихся

1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Оказывается, по закону школа отвечает за организацию питания учащихся, но в реальности этим процессом руководят другие органы власти, хотя в круг их обязанностей это не входит (статьи 6 – 9 ). Поэтому указание, чем кормить и как готовить, сыпется сверху и от туда же прибывают бесконечные комиссии для проверки выполнения все исходящих директив.

Статья 40. Транспортное обеспечение

1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.


Если за питание учащихся отвечает школа, то подвоз организуют муниципальные власти. Увы, и здесь на оборот. Именно школа составляет маршрут и график перевозки и заверяет это в ГИБДД, из фонда заработной платы школы оплачивают работу водителей и сопровождающих, да и бензин не всегда оплачивают те, кому положено по закону.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родите-лей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:
1) обеспечить получение детьми общего образования

Какой смысл несет этот пункт «обеспечить получение образования»? Это значит, что родители отвечают перед законом в том случае, если ученик необоснованно пропускает уроки, не выполняет домашнего задания, у него отсутствуют тетради и учебники на уроке и тд. Если даже ученик посещает школу, но уровень знаний не позволяет учителю его аттестовать, то ответственность ложится на родителей, которые должны были создать условия для успешной учебы, а не на учителя, который, по мнению чиновников, обязан «привить интерес к предмету». Этим пунктом государство призывает родителей сделать все необходимое, чтобы во взрослую жизнь вышел человек, имеющий необходимый для этого багаж знаний: «родители обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами».

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации

2. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности. Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда. 

Без комментария.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны: 

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов в соответствии с утвержденной рабочей программой; 

2. Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. 

4. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическими работниками обязанностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, учитывается при прохождении ими аттестации.

Нет смысла копировать всю статью, там еще встречаются глаголы «уважать, соблюдать, применять» и тд, но в этой статье нигде не упоминается, что учитель имеет какое-то отношение к оценкам ученика. Ученик учится так, как позволяют ему родители. Так что, уважаемые коллеги, сбросьте с себя груз ответственности за оценки, ибо важнее другие приоритеты:
1. Высокий уровень профессионализма и выполнение программы
2. Корректное отношение к ученику
3. Объективная оценка знаний учащегося

Если вы выполняете эту триединую задачу, никто не имеет права требовать от вас большего, если вы только сами того не пожелаете.

Пункт 2 означает, что учитель вправе заниматься репетиторством, если только это не приводит к конфликту интересов. Пункт 4 следует понимать так: в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей учителя могут наказать только при аттестации, тогда как любое другое наказание, в том числе снижения заработной платы, будет незаконным.

Эпилог.

После того как статья прочитана, следует взять в руки закон и с карандашом в руке, прочитать его еще раз. Может быть, удастся найти еще статьи Закона, которые будут касаться болевых точек. В любом случае, нужно убедиться, что приведенные здесь пункты закона имеют место быть, а значит, не являются плодом воображения автора. Другой вопрос, соглашаться или нет с моими комментариями. Тут уж решать вам, я не претендую на роль эксперта. Лично я выполняю все пункты, имеющие отношение к моей работе и не позволяю никому нарушать мои права. А представьте, если бы мы все начали работать по закону и указывать чиновникам и администрации на те нарушения, которые они совершают якобы исключительно на благо детей. Как там, у Некрасова: «чем хуже был бы твой удел, когда б ты менее терпел?». Может быть, попробуем жить по закону?

Кононов Геннадий Григорьевич23.08.2013 80385 Про Нашу школу
Всего комментариев: 5
avatar
0
1

Спасибо! Очень интересный анализ!
avatar
0
2

Спасибо! Полезная статья!
avatar
0
3

Невероятно кропотливый анализ проведен вами! Спасибо!
avatar
0
4

02.06.2016 были внесены изменения в закон об образовании
Ответ: Сообщение отредактировано администратором УП. Удалена неприкрытая ссылка.
avatar
0
5

Анна Николаевна, данная статья была опубликована задолго до внесения изменений. Обратите внимание на дату публикации...  23.08.2013
avatar