РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Измерение результативности образовательного процесса в условиях внедрения стандартов второго поколения»

«Измерение результативности образовательного процесса в условиях внедрения стандартов второго поколения»
Портфолио ученика начальной школы – папка достижений учащегося.

Подготовлено учителем начальной школы гимназии №205 Санкт-Петербурга
Коледовой Галиной Николаевной.

Началом работы по теме послужило знакомство с необходимой литературой, например, Н.В.Пановой «Внедрение стандартов второго поколения», изучение опыта ведения портфолио в других школах, в частности, учителем гимназии №278 Желновой О.Д., чтение статей и публикаций.
После осмысления важности этой работы, последовала разработка структуры портфолио и отдельных листов для моего класса.
Эта работа была представлена на родительском собрании 2 «А» класса и получила одобрение родителей. В своих отзывах они выразили желание помогать детям и учителю в этом нужном и интересном деле.

1. Что такое портфолио?
Портфолио – коллекция работ учащегося, демонстрирующая его учебные результаты, а так же усилия, приложенные к их достижению.
Форма целенаправленной, систематической, непрерывной оценки и самооценки учебных результатов. Способ совокупной оценки.

2. Система оценивания на начальной ступени обучения.
В системе оценивания на начальной ступени обучения рекомендуется использовать преимущественно внутреннюю оценку, выставляемую педагогом, которая включает разнообразные методы оценивания:
- наблюдения за определёнными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении
- оценку процесса выполнения учащимися различного рода творческих заданий
- оценку результатов рефлексии учащихся.
Все эти методы служат основой для дифференцированной оценки. А для получения более точной и объективной картины всё же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как освоения им системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно даёт целостное представление об учебных достижениях ребёнка, о тех планируемых результатах обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым и требованиям стандартам второго поколения.
Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий.

3. Самая объективная оценка работы учащихся.
Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются портфолио, выставки и презентации целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня усвоения формальной системы знаний.
Портфолио может обсуждаться с родителями для демонстрации не только успехов учащихся, но и вообще для того, чтобы родители были в курсе той деятельности, которая осуществляется в школе на занятиях.

4. Цели и задачи ведения портфолио в начальной школе.
- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребёнка, реализация творческого потенциала личности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста
- развитие познавательных интересов и готовности к самостоятельному познанию
- приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
- формирование положительных моральных и нравственных качеств личности, жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

5. Что может включать портфолио?
В состав портфолио каждого ребёнка для характеристики сторон, связанных с его учебной деятельностью, могут входить:
- подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Причём учащимся предлагается самим отобрать лучшие, по их мнению, работы.
- систематизированные материалы текущей оценки
- материалы итогового тестирования или итоговых комплексных работ.
Но для решения целей и задач ведения портфолио необходимо сделать основной упор на творческие работы учащихся.
Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован.

6. Ценность портфолио.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что оно способствует развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Крайне важно понять учащимся, что главное не победа, а участие. Это не гонка за дипломами и грамотами.
Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а её мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

7. Как выглядит портфолио ученика 2 «А» класса гимназии №205?
На начальном этапе ученику самому трудно определиться, что он будет писать и рисовать. Поэтому портфолио лучше сделать в форме красочной книги. Видя страницы с рисунками, ученику захочется самому стать её автором. Предложенные ребёнку рубрики – это толчок к полёту фантазии. Они помогают направить мысли ученика в определённое русло и вычленить из массы детских впечатлений то, что позволяет другому человеку лучше узнать его. Ребёнок выбирает, что ему интересно, наполняя содержание страниц самостоятельно.

8. Структура портфолио:
1) Титульный лист.
Содержит основную информацию: фамилию, имя, учебное заведение, годы обучения в начальной школе и классного руководителя.
2) Обращение к гимназисту.

3) Мой мир:
1. Давай познакомимся.
- Здесь помещается фото ученика. Причём фото он выбирает сам.
- Имя ученика. Что оно означает. Информацию о значении имён и фамилий ученики получают на уроке по русскому языку «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях».
- Дата рождения.
- Мой девиз. Ребёнок определяет для себя главные правила, принципы, которым он будет следовать в жизни.
- Моя семья. Здесь ученик может написать, с кем он живёт.

2. Я расту. Ребёнок следит за своим физическим развитием. График показателей физического роста.
Моя ладошка первоклассника и пятиклассника.

3. Мир моих увлечений. Это заметки о занятиях в учреждениях дополнительного образования. В 4 классе – это серьёзный рассказ о своих увлечениях.

4. Моя работа над собой.
Сначала ребёнок может только подчеркнуть положительные качества личности, а позднее самостоятельно определить, какие качества присущи ему. На выпуске из начальной школы можно проследить, удалось ли ученику поработать над своим характером, и к чему ещё надо стремиться.

5. Мой город.
Можно поместить рассказ о родном городе, о его интересных местах. Фотографию на фоне любимого места. Здесь же можно поместить нарисованную вместе с родителями схему маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (перекрёстки, светофоры).

6. Родные люди обо мне.
Здесь помещаются анкеты, заполненные родителями.
Родители знакомят учителя со своим ребёнком. Здесь можно поместить сочинения о семье.

7. Спортивные достижения. Эту страничку чаще всего выбирают мальчики. Здесь же появляются значимые для ребёнка спортивные грамоты и дипломы.

4) Я расту – растут мои успехи.
Раздел об учёбе. В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, прочитанными книгами, графиками роста скорости чтения, творческими работами по предмету, результатами олимпиад, интеллектуальных игр…
Учитель дополняет успехи индивидуальными анализами, цветограммами, отзывами.
1. Литературное чтение.
- Как я читаю.
- Моя книжная полка.
2. Русский язык.
Каждому ребёнку вкладывается столбчатая диаграмма итоговых работ. Для этого я использую по русскому языку и математике электронные приложения.
Электронные приложения к учебникам математики Л. Г. Петерсон и русского языка Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной.
Это - уникальный программный продукт, призванный не только создать новые возможности в деле управления качеством образовательного процесса, но сэкономить время, и ввести компьютер в повседневную жизнь. Очевидно, что для ответа на вопрос о том, насколько успешно ребенок осваивает учебный материал в течение года по каждому навыку, выявления сильных и слабых сторон каждого ученика в классе, отслеживания его динамики развития, проведения объективного анализа успеваемости детей недостаточно просмотреть отметки в классном журнале. С помощью компьютера и «Электронного приложения...» я буду иметь исчерпывающую информацию об уровне подготовки своего класса и каждого отдельно взятого ученика на протяжении всего учебного года. На основе этой информации я смогу своевременно корректировать процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику в классе.
Работа с программой даёт мне:
• Возможность своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях, как общие для класса, так и характерные для каждого ученика в отдельности, надеюсь, что значительно повысит результаты успеваемости в конце учебного года.
• Объективность результатов, предоставляемых программой, снимает возможное противопоставление позиций учителей и родителей и делает их ближайшими соратниками в деле повышения качества знаний.
«Электронное приложение...» выполняет две основополагающие функции. Во-первых, оно дает возможность судить об успеваемости детей на основе общепринятых стандартов. Другими словами, по результатам контроля я получу количественную характеристику в единой 100-балльной шкале уровня овладения учеником (классом) теми или иными навыками. Во-вторых, «Электронное приложение...» проводит сравнительную характеристику результатов учеников и результатов возрастной группы. В возрастную группу вошли тысячи учеников, обучающихся по программе «Школа 2100..» В данном случае возрастная группа выступает в качестве индикатора, «лакмусовой бумажки», который совершенно необходим для объективного истолкования полученных учеником результатов. Например, достижение результата 80 баллов по вычислительным навыкам может являться как положительным показателем успешности ученика, так и отрицательным, в зависимости от результата возрастной группы, полученным по этим же критериям на одних и тех же примерах. Очевидно, что динамика развития возрастной группы это наиболее значимый с точки зрения принятия решений эталон сравнения. Таким образом, у меня появится возможность получить объективную информацию о преимуществах и недостатках учеников. Эта информация бесценна при условии, что я получу ее своевременно и смогу устранить выявленные пробелы и зафиксировать успешные стороны ребенка.
Итак, электронное приложение к учебникам - это компьютерная программа-эксперт. Она обеспечивает учителя, родителя объективной и полной информацией о результатах написания классом всего цикла контрольных работ. Включает индивидуальную диагностику успеваемости по всем проверяемым навыкам, сравнительный анализ результатов ученика, класса и возрастной группы. Выявляет общие пробелы и достижения класса в целом и каждого ребенка в отдельности, а также динамику их развития в течение всего учебного года. Основной задачей электронного приложения является не оценка деятельности ребенка, а обеспечение учителей и родителей эффективным средством управления учебным процессом. Принципиальным является то, что технология электронного приложения позволяет устранить два важнейших недостатка отметки - необъективность и неконструктивность с точки зрения принятия решений.
Следует особо подчеркнуть, что учебный процесс - это не спортивное соревнование. Эта программа ни в коей мере не ставит перед собой цель выявить победителя. Все ученики разные, и в первую очередь, учитель учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. «Электронное приложение...» выступает лишь в роли «лакмусовой бумажки», с помощью которой мне будет гораздо легче эффективно построить работу с классом и индивидуально с каждым учеником в течение учебного года.

3. Математика.
Лучшие работы, по мнению ребёнка. Столбчатые диаграммы контрольных работ.
Лист с результатами самостоятельных и контрольных работ.
4. Окружающий мир.
Лучшие работы, по мнению ребёнка.
Лист с результатами контрольных работ.

5) Моё творчество.
В этот раздел ребёнок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи, сочинения, фотографии. Если работа объёмная, можно вложить её фотографию. Сюда же можно поместить творческое домашнее задание после посещения театра или автобусной экскурсии.

6) Моя классная жизнь.
На этих страницах помещается информация о делах, в которых участвовал ребёнок вне рамок учебной деятельности. Желательны и фотографии.

7) Мои достижения.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, итоговые аттестационные ведомости. Лучше располагать в хронологическом порядке.

8) Мои планы.
Здесь приобретаются навыки рефлексии. Ребёнок анализирует собранные в портфолио материалы, определяет для себя любимые разделы, планирует дальнейшую работу по заполнению портфолио.

9) Отзывы и пожелания.
Ничто так не повышает самооценку ребёнка, как положительная оценка педагогом его стараний. Надо обязательно включить лист отзывов, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам года или небольшой отзыв об участии во внеклассном мероприятии.

10) Письмо самому себе.
В этом разделе ребёнок пишет письмо самому себе уже взрослому. Письмо, которое он прочитает через 7 или 10 лет. Он пишет о том, чего он не хочет забыть из своего детства, что ему дорого, о тех, кого он любит, и что желает самому себе осуществить в жизни.

Количество рубрик не ограничено, что позволяет учащимся совершенствовать своё портфолио.
Роль учителя (тьютора) - помогать детям ставить перед собой цели и стремиться к самосовершенствованию.

Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены