РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Подготовка к ЕГЭ. Задание А15.

Подготовка к ЕГЭ. Задание А15.

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ. ЗАДАНИЕ А15

Задание А15 проверяет знание видов орфограмм в приставках. Задание объединяет ряд орфограмм, связанных с правописанием приставок: «Правописание неизменяемых приставок», «Правописание приставок пре- и при», «Правописание приставок на з-с», «Правописание корней с ы-и после приставок», «Твёрдый знак после приставки».Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания необходимо при выполнении данного задания. Особенно важно найти границу между приставкой и корнем или следующей приставкой. Морфемика и словообразование помогут в этом.

Задание А15 представлено в следующей форме:

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

Чтобы выполнить задание А15, определяем, в какой части слова находится орфограмма, какое правило действует, проверяем все примеры, делаем вывод, в каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква.

Алгоритм выбора правильного ответа:

  1. Выделить приставки.
  2. Определить орфограммы в приставке или на стыке приставки и корня.
  3. Выбрать правильный ответ.

Например, изучая и повторяя тему «Буквы з и с на конце приставок», можно варьировать порядок выполнения действий. Вот два варианты схем-инструкций, которые используют учащиеся при объяснении орфограмм на данное правило.

1 - й вариант:

а) ученик находит корень
б) выделяет приставку на з(с)
в) определяет характер первой согласной корня
г) делает вывод о правописании искомой орфограммы.

(Пример рассуждения: раскинулся – корень – ки-, приставка на з(с), стоит перед глухим согласным звуком корня, следовательно, на конце приставки пишем букву с.)

2 - й вариант:

а) ученик находит корень;
б) определяет характер первой согласной корня;
в) выделяет приставку на з(с);
г) делает вывод о правописании искомой орфограммы.

(Пример рассуждения: раскинулся – корень– ки-, начинается с глухого согласного звука, приставка на з(с), на конце ее пишем букву с.)

Таким образом, при определении приставки в данном случае необходимость вникнуть в смысл слова у ученика появляется лишь тогда, когда он начинает действие с определения корня. Выяснение основной части слова, его смысла облегчает его дальнейший структурный анализ. Ученик, определив корень слова, дальнейшую проверку остальных признаков (наличие приставки, характер первого согласного звука корня) не производит: отсутствие приставки является сигналом к дальнейшему прекращению действий. Для вывода достаточно наличия одного этого признака.

I. Приставки изменяемые и неизменяемые

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка образует слова с новым значением. В слове может быть не одна, а две и более приставок: сеять – посеять...– предпосевной.

Приставка – это часть слова, которая пишется СЛИТНО. Приставки бывают неизменяемые и изменяемые, правописание некоторых зависит от их смысла.

Приставки можно разделить на несколько групп:

  • неизменяемые приставки на гласный и согласный (они всегда пишутся одинаково)
  • приставки на -з (-с)
  • приставки пре- (при-)
  • приставки раз- (рас-), раз- (роз-) – правописание А/О.

II. Приставки, пишущиеся через дефис

Отвлечемся немного от нашей темы. Не всегда приставки пишутся слитно. Приставки по-, во-, в- мы пишем через дефис, если они находятся в наречиях, оканчивающихся на -ому,-ему, -цки, -ски, -ьи, -ых, -их. Например: по-немецки, по-французски, по-волчьи, по-своему, во-первых, в-третьих и т.д.

III. Приставки на -з/(-с)

Правописание приставок на -з/-с зависит от согласного после приставки. Если корень начинается со звонкого согласного – приставка оканчивается на -З; если с глухого – на -С.

Приставки З- нет, поэтому надо помнить: слова здесь, здоровье, здание, ни зги (ни зги не видно) пишутся с З, т. к. эта буква является частью корня.

Приставка С- есть, она неизменяемая, поэтому в слове сделать, несмотря на то что корень начинается со звонкой согласного, пишем С.

IV. Приставки пре-/(при- )

Правописание приставок пре-/ при- зависит от их значений. Значения надо просто заучить, желательно с примерами, тогда легче будет ориентироваться

V. Приставки раз- (рас-), рос- (роз-)-правописание а/о в них

Обратите внимание, что в приставках раз- (рас-), роз- (рос-) две орфограммы: правописание а/о и з/с
Под ударением о росплеск, роспуск

Без ударения а расплескать, распускать, развесить

VI. Правописание И/Ы после приставок

Правописание И/Ы после приставок тоже входит в задание А15, хотя И/Ы – буквы корня.
Ы пишем, если слово без приставки начинается на И;

И пишем:

  • после приставки меж-, сверх-;
  • если слова иностранного происхождения, тогда в них есть морфема контр-, дез-, супер-, транс-, пост-;
  • в сложносокращенных словах.

В задании А15 ЕГЭ мы встречаем слова с правописанием Ъ и Ь в корне и после приставок на согласную. Это такие слова, как въезд, объявление, предъюбилейный, съёжился, обезьяна и т.д.

Ъ пишем в приставке перед буквами Е, Ё, Ю, Я: подъезд.

Ь пишем перед Е, Ё, Ю, Я в корне и перед И:
пьеса, налью, соловьи, воробьи и т.д.

Карпов Роман Владиславович30.03.2014 19150 Немного о ЕГЭ...
Всего комментариев: 0
avatar