РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Контроль и самооценка учащихся через оценочные листы

Учитель математики НОУ школы «Ника» Абросимова Валентина Дмитриевна
2012 год г. Москва

 

Контроль и самооценка учащихся через оценочные листы.


« Интерес к учению появляется тогда, когда есть вдохновение,
рождающееся от успеха в овладении знаниями;
без вдохновения учение превращается для детей в тягость.»
В.А. Сухомлинский.


Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориентация преимущественно на проверку репродуктивного уровня усвоения знаний, умений и навыков. Роль оценки сводится к постоянному принуждению. У многих учащихся возникает пренебрежение к качеству полученных знаний.

Проблема контроля знаний и оценки деятельности имеет сложный многоаспектовый характер. Во-первых, для того, чтобы управление учебным процессом было эффективным, необходима оперативная информация о качестве усвоения знаний. Такую информацию даёт контроль ( итоговый, промежуточный или пооперационный)- и он выполняет функцию обратной связи. Во-вторых, всякая правильно организованная деятельность состоит из трёх частей: ориентировочной, исполнительской и контрольно-оценочной. Поэтому важнейшей задачей образования является научить школьников строить свою деятельность как полноценную, в которой все три части сбалансированы. Осознаны и проверены. При этом имеется контроль, осуществляемый самими учениками.

Таким образом, контроль приобретает функцию обучения школьников приёмам планирования собственной деятельности. Формирования у них потребности и привычки самоконтроля.

Для учащихся одним из своеобразных стимулов самообразования является оценочный лист, так как позволяет видеть им изучаемую тему целостно в собственных целевых действиях и самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность в соответствии со своими возможностями. Большую роль в развитии ученика в познании математики имеет его самостоятельная деятельность над оценочным листом. Эту работу ученик выполняет дома, в течение изучения всей темы математики. А, следовательно, у него есть время не только найти метод решения предложенного контрольного задания, но и определить свой уровень знаний понятий, уровень овладения умениями и навыками. Определёнными целью и прописанными в оценочном листе. На основе оценочных листов учащиеся ведут тетради самоконтроля, а в самом оценочном листе- самооценка своих достижений. Вопросы и задания для самоконтроля учащихся позволяют им осуществлять поурочный контроль своей учебно-познавательной деятельности. Самостоятельная работа школьников по разработанным вопросам и заданиям требует умения отбирать нужную информацию. Сочетание самоконтроля и самооценки ученика с контролем учителя способствует объективному выявлению причин затруднений школьника и ликвидации у него пробелов в усвоении знаний и умений.
Пример оценочного листа по теме
«Квадратичная функция. Квадратный трёхчлен»

Всего комментариев: 1
avatar
1 плп • 23:15, 26.01.2014

Идея не нова, но применение ее бывает очень эффективным. Отлично!
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены