РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Урок русского языка: результативно и интересно.

Урок русского языка: результативно и интересно.

Для большинства современных школьников процесс овладения русским языком представляет существенные трудности. Не секрет, что очень многие ученики считают русский язык любимым предметом. Немало и учителей – филологов, которые испытывают неудовлетворение процессом преподавания русского языка.
Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопруктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Я нашла ответ на этот вопрос, познакомившись с методикой обучения русскому языку средствами субъективизации, разработанной проф. Г.А. Бакулиной.

В соответствии с данной методикой определённым образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во – первых, содержание существенно обогащается за счёт работы с языковыми категориями и словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которым они знакомятся. Процесс нелёгкий, но он учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной, правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал.

Во – вторых, работа с изучаемым лингвистическим материалом осуществляется с помощью упражнений нового типа, которое называется комплексными – интеллектуально – лингвистическими. Они составляются на основе учебного материала таким образом, чтобы наряду с приобретением учащимися языковых знаний, умений, навыков одновременно развивались их интеллектуальные качества : внимание, память, мышление, наблюдательность, речь и другое.
Выполняя специальные, но подобные по характеру упражнения, учащиеся самостоятельно формулируют тему и цель урока. В результате у них создаётся внутренняя установка на решение ими самими обозначенных проблем и вопросов. Это, в первую очередь, обеспечивает их плодотворное решение.

Во время закрепления ( повторение, обобщение) изученного школьники самостоятельно формулируют задания к выполняемым упражнениям. Это заставляет учащихся тщательно и разных точек зрения анализировать предлагаемый в упражнении учебный материал. Вслед за интенсивным развитием умственных способностей такой подход влечёт за собой основательную проработку изучаемого лингвистического материала.
В целом перечисленные новации существенно повышают активность учащихся на уроке, вызывают у них интерес к изучаемому и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Прочь уходит равнодушное выполнение воли и программы учителя. Ученик – хозяин на уроке и активная его движущая сила. Весь учебный процесс происходит при полном осознании ребёнком и его непосредственном активном участии.
В результате учащиеся пишут грамотно (89% - на «4» и «5»), правильно, логично выражать свои мысли, постоянно применяют в речи сложные конструкции.

По – другому чувствует себя учитель на таком уроке и при его подготовке. Его речь приобретает чёткость и отточенность. Ведь вопрос и задание, адресованные детям, должны быть точно сформулированы и произносятся по возможности лишь один раз. Каждый вопрос или задание должны быть так продуманы, чтобы со стороны учителя не требовалось дополнительного пояснения. Это в свою очередь даёт возможность учителю экономить драгоценные минуты урока, а детям – иметь постоянный пример правильной речи. Именно поэтому учителей-словесников, побывавших на таких уроках, поражает объём материала, который успевают проработать ученики.
Интереснее стала и подготовка учителя к таким урокам. Отметается всё лишнее, ненужное, так как урок чётко делится на составляющие его этапы и становится логически стройным.

Обогащается содержание дидактического материала: к уроку подбираем такие упражнения, тексты, которые вызывают интерес у детей, знакомят их с новыми, увлекательными фактами из всех областей науки и искусства.
Пример одного урока, проведённого в 6 классе по этой методике.
Тема урока: «Словосочетание».

Мобилизующий этап.

На доске написаны слова: пос..деть, чу..ствовать, пор..жаться, (в)теплице, сер..це, вс..да.
-прочитайте написанные на доске слова. Соедините их между собой попарно, ориентируясь на имеющуюся в них одинаковую орфограмму. Составленные пары слов запишите.(Даётся время на выполнение задания).
-назовите первую пару слов и скажите, почему именно их вы объединили?
-первая пара слов – посадить в теплице. Я объединил эти слова, потому что в них есть одинаковая орфограмма – безударная проверяемая гласная в корне слова. (Орфограммы в словах объясняются , приводятся проверочные слова, выделяется корень).
- какие ещё слова можно объединить?
- Чувствительное сердце. В них имеется непроизносимая согласная в корне слова. (Объясняется написание данных слов).
- Назовите третью пару слов?
- Поражать всегда. В каждом из них есть безударная непроверяемая гласная в корне слова) (Объясняется написание слов)

Формулирование учащимися темы и цели урока.

-назовите все составленные пары слов. Вспомните, как называется это явление языка, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-посадить в теплице, чувствовать сердце, поражать всегда – это словосочетания. Значит, теме сегодняшнего урока – «Словосочетание».
Учитель записывает тему урока на доске, а ученики в тетради.
-отталкиваясь от темы и используя запись на доске, сформулируйте цель нашего урока.
Запись на доске:
Цель: повторить всё, что… о …
Развивать умения… отличать от … и …
-цель сегодняшнего урока: повторить всё, что мы знаем о словосочетании, развивать умения отличать словосочетание от слова и предложения.

Повторение теории.
Беседа:
-Скажите, из скольких частей и каких частей состоит словосочетание.
-Как определить главную и зависимую часть в словосочетании?
-Как связывается зависимое слово с главным?
-С помощью чего устанавливается смысловая связь?
-С помощью чего выражается грамматическая связь?
-Опираясь на наши рассуждения, скажите, что такое словосочетание?
-Какой раздел науки о языке изучает словосочетания?
-Найдите главное и зависимое слова в наших словосочетаниях. Определите, с помощью чего в них выражается в них грамматическая связь?

Выполнение тренировочных упражнений.
Запись на доске:
1.маленький р..сток,…
2.пахнет ар..матно,…
3.прил..гать усилия,…
справка: предл..жить решение, выгл..дит вел…колепно, красивое р..стение.
-Внимательно прочитайте данную запись. Сформулируйте к ней своё задание.
-Нужно продолжить ряды словосочетаний, используя слова для справок.
-По каким признакам вы будете подбирать словосочетания для этих рядов?
-Словосочетания нужно подбирать по двум признакам: по составу словосочетаний и имеющимся в корне слов орфограммам.
-Какие словосочетания надо включить в первый ряд?
-В первый ряд можно включить словосочетания маленький росток, красивое растение. Состав этих словосочетаний одинаков: «прил.+сущ». Второй признак – одинаковая орфограмма – чередующаяся гласная в корне слова раст – ращ – рос.
Второй и третий ряды учащиеся составляют самостоятельно, затем проводится проверка. Правильный ответ:
Второй ряд: пахнет ароматно, выглядит великолепно.
Третий ряд: прилагать усилия, предложить решение.
Учитель: назовите главные слова в данных словосочетаниях, в которых есть все составные части слова. Объясните свой выбор.
Словарно – орфографическая работа.
-Сегодня мы познакомимся с новым словом из словарика. Вы его определите самостоятельно. Для этого надо выполнить несколько заданий. Внимательно прочитайте написанные на доске словосочетания: идти далеко, летать в небе, генная инженерия ( объясняется значение последнего словосочетания).
-А теперь будьте особенно внимательны.
Первая часть нашего слова является первым слогом главного слова в словосочетании, где грамматическая связь выражается с помощью предлога и окончания. Назовите этот слог и обоснуйте свой ответ.
-Первая часть – ЛЕ, так как является первым слогом главного слова в словосочетании летать в небе, где грамматическая связь выражается с помощью предлога В и окончание –Е.
-Вторая часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, которое имеет состав «сущ. + прил.»
-Вторая часть слова - ГЕН, так как это первый слог зависимого слова генная в словосочетании генная инженерия, которое имеет состав «существительное + прилагательное».
-Третья часть нашего слова является первым слогом зависимого слова в словосочетании, где нет грамматической связи.
-Третья часть слова – ДА, так как является первым слогом зависимого слова далеко в словосочетании идти далеко, где нет грамматической связи.
-Какое слово у вас получилось?
-Это слово легенда.
-Ребята, что же такое легенда?
-Это рассказ, сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого.
-Это рассказ, в котором есть и реальность, и вымысел.
-Объедините свои рассуждения, дайте полное лексическое значение слова легенда.
-Легенда – это сведения о предметах, явлениях, событиях прошлого, в которых допускается доля вымысла.
-Ребята, у слова легенда есть ещё одно значение. Слышали ли вы выражение легенда разведчика? Здесь слово легенда обозначает вымышленные сведения о себе, т.е. о том, кто выполняет секретное задание.
-Посмотрите на карточку со словом легенда. Расскажите о его правописании.
-Слово легенда состоит из трёх слогов. Второй слог ударный. Безударная гласная Е. Её надо подчеркнуть и запомнить.
-Прослушайте две короткие легенды о целебном, ароматном, прекрасном цветке ландыше. Из каждой легенды выберите словосочетание, которое могло бы быть заголовком рассказа ученика.
Два ученика рассказывают по очереди легенды о ландыше.
1.С богиней Дианой связана легенда о появлении ландыша. Как-то на охоте Диана заблудилась и попала в лес, в котором жили фавны. Они влюбились в неё и стали преследовать прекрасную незнакомку. Диана убежала от них, но во время бегства с её красивого тела падали душистые капельки пота, превращавшиеся на земле в волшебной красоты цветы – ландыши.
-Назовите словосочетание из первой легенды?
-Прекрасная незнакомка. ( по мере их называния учитель записывает названия на доске).
2.В Австрии существует предание, что белые колокольчики ландышей – это фонарики гномов или ожерелье Белоснежки. Спасаясь от злой мачехи, она рассыпала его, и бусины превратились в грустные, белые, как снег, цветы.
-Назовите словосочетание из второй легенды?
-Ожерелье Белоснежки.
-Охарактеризуйтесь состав названных вами словосочетаний.
-Назовите слово, из данных словосочетаний, в котором звуков больше, чем букв.
-Это слово прекрасную, так как буква Ю обозначает два звука Й и У.
-Назовите слово из данных словосочетаний, в котором произошёл процесс оглушения.
-Это слово Белоснежка, так как буква Ж здесь обозначает звук Ш. Произошло оглушение.
-О ландыше была создана прекрасная легенда и в Древней Руси.
Запись на доске.

Славяне создали свою (прил. + сущ.) о ландыше.
Водяная царевна Волхова (глаг. + сущ.)
На свою беду она (гл. + сущ.) Садко к прекрасной Любаве.
Вышла Волхова на берег послушать (сущ. + сущ.), но не нашла его на берегу.
(Нар.+глаг.) Волхова, (сущ.+ гл.) среди трав, превратившись в (прил. + сущ.) с изумительным ароматом.
Справка: полюбила Садко, удивительная легенда, узнала о любви, горько заплакала, песни Садко, слёзы упали, чудесные цветы.

-Внимательно прочитайте текст, справку к нему и сформулируйте своё задание.
-Вместо схем нужно вставить словосочетания, учитывая их смысл и состав.
Ребята восстанавливают и записывают текст.
-Скажите, почему одна из схем перечёркнута?
-Вместо этой схемы надо вставить слёзы упали. Это грамматическая основа. Она не является словосочетанием.
-Озаглавьте текст с помощью слова.
-Легенда.
-А теперь озаглавьте этот текст с помощью словосочетания.
-Легенда о ландыше.
-Какое заглавие более точно, конкретно говорит о предмете речи?
-Более точно говорит о предмете словосочетание.
-Сейчас мы будем работать по группам.
Первая группа должна найти и объяснить орфограммы в парах слов, связанных по смыслу, но не являющихся в предложениях словосочетаниями. Вторая группа найдёт и объяснит орфограммы в словосочетаниях, имеющих состав «прил.+ сущ.». Один ученик от каждой группы прочитает выписанные пары и объяснит имеющиеся в них орфограммы.
Первая группа выписала: славяне создали, царевна полюбила, Волхова не нашла, Волхова заплакала – и объяснила орфограммы.
Вторая группа работала над словосочетаниями: удивительную легенду, водяная царевна, чудесные цветы, с изумительным ароматом.

Итог урока.
-Скажите, о каком языковом явлении мы говорили на уроке?
-Мы говорили о словосочетании.
-Расскажите всё, что вы знаете о словосочетании?
-Словосочетание – это два или несколько слов , связанных по смыслу и грамматически. Оно более точно, чем слово, называет предмет или действие. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Грамматическая связь выражается с помощью предлогов и окончаний. Смысловая связь в словосочетании устанавливается с помощью вопроса.
Грамматическая основа предложения не является словосочетанием.
Даётся задание на дом, оценивается работа учащихся на уроке.

Учитель русского языка и литературы Кузнецова Е.В. МБОУ «СОШ № 2», г.Тарко-Сале, Пуровский район
Кузнецова У.В21.04.2012 68151 Я иду на урок...
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Мне понравилась разработка урока, поставила "отлично".
avatar
Рассылка портала

Рассылка для учителей