РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Алые погоны – это символ чести, достоинства. (Борис Васильевич Изюмский «Алые погоны» (Главы из романа))

Алые погоны – это символ чести, достоинства. (Борис Васильевич Изюмский «Алые погоны» (Главы из романа))

Класс: 7

Раздел: после изучения В.Г.Короленко «В дурном обществе»

Тема: Алые погоны – это символ чести, достоинства. (Борис Васильевич Изюмский «Алые погоны» (Главы из романа))

Цель урока:

  • анализируя образ главного героя, способствовать формированию у учащихся лучших качеств;
  • учить анализировать текст;
  • привести учащихся к пониманию основной мысли произведения;
  • развивать умение учащихся самостоятельно работать, мыслить, обобщать , использовать литературоведческий материал. 
Терминологическая разминка: портрет, роман, художественная деталь, поступок, синоним, автобиографическое произведение…
Сведения из биографии писателя.

Работа с произведением:

1. Какие мысли, чувства появились у вас после прочтения произведения?

2. Составление плана по главам:

  1. Утро Илюши.
  2. Майор Веденкин.
  3. Урок истории.
  4. В гостях у Виктора Николаевича.(Защита: Почему не у майора Веденкина?)
3. Анализ:

С какими героями мы знакомились в этом произведении? С суворовцами: Илья Кошелев, Павлик Авилкин, Максим Гурыба, Сенька Самсонов, Дадико Мамуашвили, Каменюка; с учителем Виктором Николаевичем , его женой Татьяной Михайловной и их дочерью Надей.

Дайте характеристику Илюши с опорой на портрет и авторскую хар-ку. (Текст: «Маленький…»)

Как автор относится к герою? Симпатизирует – называет Илюшей.

А почему автор вдруг, рассказывая о мальчике, вместо «Илюша» вдруг говорит «Кошелев»? Найдите эти строки. «Зарядка стряхнула с Кошелева остаток сонливости…», «В черных брюках с алыми лампасами, в белой нательной рубашке из тонкой байки Кошелев побежал в туалетную комнату чистить ботинки…» Здесь автор показывает нам не просто мальчика Илюшу, а суворовца Илью Кошелева, поэтому и меняется повествование и имя героя.


Зачем автор так подробно описывает то, как мальчики чистят пуговицы? Найдите, зачитайте. В этой работе раскрывается характер ребят. Можно уже сказать о Павлике: мальчик, который любит блеск, красоту вещей, способен на разные хитрости, выдумки, а Максим: не придает большого значения вещам.
Блестящие пуговицы Павлика – художественная деталь.

Чем же ребятам нравится учитель Веденкин? Своим профессионализмом, любовью к «мелюзге».

Чем является само слово «мелюзга» в тексте? Художественной деталью.

Можно ли найти связь между поведением ребят на уроке Самсонова, Дадико и их характерами? (Как раскрываются характеры детей на уроке?)
Какое средство характеристики использует здесь автор? Поступок Дадико.

Почему майор Веденкин пригласил в гости Илью Кошелева?
Чем был озабочен Илюша? Как такое поведение характеризует мальчика?
Как раскрывается характер Ильи в гостях?
Каким его рисует автор?
Почему Илюше не нравится Авилкин? Что мы знаем об Авилкине из предыдущих страниц? (История с танкистами и летчиками)
Что ещё можно дополнить об Авилкине? Спор с Каменюкой- показана хитрость Авилкина. Фотография с майором – подхалимство.

Так за какие качества Илье не нравится Авилкин?
- хитрость,
- любовь к блеску, лоску, внешней красоте,
- подхалимство, угодничество преподавателю,
-…
Какие художественные детали помогают понять характер Авилкина?

Почему Илья не рассказывал в деревне о своих с ребятами проделках в училище? Так как гордится , что он суворовец.
Где ещё в тексте говорится об отношении Илюши к училищу? «Одиннадцатилетний Илюша Кошелев легко привык к режиму училища…»

Почему же майор может поручится за Илью, «как за сына»?
А как относится Илья к учителю? Докажите текстом. («Я за него в огонь и в воду»)
Как вы понимаете эти слова?
Как можно назвать их чувства к друг другу? (Взаимоуважение, взаимолюбовь)

О чем или оком прочитанные главы романа?

  • о настоящем суворовце, о мальчике с прекрасными качеставами: любви, дружелюбия, чести, уважения, брезгливостью к хитрости и лоску, мечтательностью и уважением к мечте,… о настоящем герое, в будущем…
Какая из глав наиболее ценна для характеристики образа Ильи?
Достоин ли Илья алых погон суворовца? Докажите.
Символом чего становятся алые погоны суворовца? (ответ записан в теме урока)

4. Слово учителя:

Роман «Алые погоны» не только об Илюше Кошелеве, а о жизни суворовского училища, где обычное школьное обучение совмещалось с требованием знания специальных предметов и воинской дисциплины. Герои произведения – педагоги и воспитанники – показаны всесторонне, точно, с большим мастерством.
По роману сняты фильмы, один из которых «Честь товарища».

Известный всему миру космонавт №2 Герман Титов писал своему другу : «Если будет у вас кино «Честь товарища», посмотри обязательно. Вот это сила! Конечно, я не хочу сказать, что мне нравится тот род войск, куда эти ребята хотят идти учиться. Но жизнь, товарищество показаны с исключительной силой».
Как вы думаете, почему авторы фильма выбирают такое название? Становится ли оно синонимом названию книги?

Позже Б.Изюмский написал продолжение и окончание «Алых погон», назвав новую книгу «Подполковник Ковалев». В ней прослеживаются судьбы бывших суворовцев.
Книга Б.Изюмского «Алые погоны» есть такая книга, которой читатель верит настолько, что часто определяет свой жизненный путь, свою судьбу по героям полюбившегося произведения.
Повесть определила жизненный путь многих ребят.

5. Домашнее задание:

  1. иллюстрация- портрет, на обороте текст-портрет любого из героев.
  2. Письменный ответ на вопрос: Достоин ли Илья алых погон суворовца? Докажите.

Чернова Елена Викторовна27.01.2013 18640 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar