РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебной работы в школе по профилактике переутомления младших школьников.

Организация учебной работы в школе по профилактике переутомления младших школьников.

Барбасова Марина Алексеевна.
МБОУ СОШ №76, Свердловский район,
г.Красноярск.


В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. говорится о недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы и о том, что в последние годы наряду с неблагоприятными социальными факторами прослеживается отрицательное влияние школы на здоровье детей.

Специалисты считают, что 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. В начальной школе здоровы 11-12% детей, в средней – 5 %. По данным института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушение психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в пять раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в четыре раза- психоневрологических отклонений, в три раза- патология органов пищеварения. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками, переутомлением.

В школе №76 г. Красноярска, Свердловского района ведется работа по внедрению основных положений этого документа в организацию учебно-воспитательного процесса в начальной и средней школе.

Решение основной задачи здоровьесберегающей педагогики- сохранение работоспособности, отодвигание утомления и исключение переутомления школьников возможно только при правильной организации их труда и отдыха.

Для этого необходимо принимать во внимание восемь моментов школьной жизни:

  • продолжительность урока;
  • продолжительность учебного дня и учебной недели;
  • перемены;
  • экзамены;
  • общественно – полезный труд школьников;
  • каникулы;
  • воздушно-тепловой режим.

Рассмотрим главный момент- продолжительность урока. Для 1-ых классов в сентябре месяце – 3 урока по 35 минут; в октябре – 4 урока по 35 минут. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут. Положительные результаты, в плане успеваемости школьников и их здоровья получены при организации учебного процесса с учетом биологического ритма, присущих детскому организму. В первую половину дня длительность уроков постепенно снижается до 30 (соответственно снижению работоспособности), во второй половине дня целесообразно увеличивать продолжительность уроков с 30 до 40 минут.

Для всех общеобразовательных учреждений устанавливается максимально допустимое количество учебных часов в неделю с учетом ее продолжительности. Для 4 летней начальной школы при 6 –дневной неделе 2-3 классы – 25 часов, при 5- дневной неделе 22 часа.

Первый класс является переходным от детского сада к школе. Переход не должен быть слишком резким, т.к. дети в детском саду имеют 2-3 занятия по 25 минут в неделю. Став старше на несколько месяцев, они сталкиваются со значительно большой нагрузкой- 4-5 уроков в день. Такой учебный день оказывается для первоклассника малоэффективным. Было обнаружено, что в 1-х классах к началу урока скорость работы в 16 раз ниже, точность в 26 раз ниже, чем к началу первого урока. Кроме того, от 1-го до 3-го урока падение скорости и точности было постепенным. К 4 уроку происходило резкое, скачкообразное падение работоспособности. Этот скачок по всей вероятности знаменует некую критическую точку, как бы предел физиологической целесообразности и допустимости. В идеале 1 класс- 3 урока, в средней школе – 5 уроков.

Знания, приобретенные человеком, увеличиваются в геометрической прогрессии. Задача – за меньшее количество учебных часов освоить учебный материал.

В настоящее время можно выделить ряд направлений решения этой задачи:

  1. Разработка новых средств и методов преподавания, направленных на активизацию резервных возможностей человека.
  2. Увеличение продолжительности всего периода обучения в школе.
  3. Узкая специализация школ с созданием специальных программ.

Организация и структура урока оказывает очень большое влияние на функциональное состояние организма школьников и как следствие на работоспособность. Правильная организация урока в первую очередь подразумевает учет динамики работоспособности школьников: 3-5 минут уделить фазе врабатывания, дать ученику возможность войти в работоспособность, 15-20 минут – период относительно устойчивой работоспособности. Нагрузка не может быть максимальной, т.к. развивается утомление. Опрос домашнего задания можно отнести во вторую менее продуктивную часть урока. Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. Однообразный урок - быстрое утомление.

В начальной школе преподавание должно строится на чувственном восприятии, на использовании сигнальной системы, преобладающей над сигнальной системой. Наилучшим способом для этого служит наглядный метод обучения.

Очень важная роль в сохранении высокой работоспособности принадлежит физминуткам. Упражнения для позвоночника должны быть направлены на активацию мышц (наклоны туловища, вращения головой), для мышц нижних конечностей приседание, тыльные и подошвенные сгибания стоп. Эти упражнения предотвращают застойные реакции кровообращения в нижних конечностях и в органах малого таза.

Для профилактики переутомления глаз и развития близорукости рекомендуются упражнения, направленные на укрепление глаз мышц(круговое движение глаз, сильное зажмуривание, быстрое моргание).Детей, которые хорошо видят, садить дальше. Пересаживать детей 2-3 раза в год. Поочередно, на одних физминутках, уделять внимание мышцам глаз, на других- мышцам спины и т.д. Как только появляются первые признаки утомления школьников - проводить физминутки. Очень полезно во время проведения физминуток проветривание.

Всякая деятельность лишь тогда может оставаться достаточно продуктивной, когда периоды труда сменяются периодами отдыха. Оптимальная продолжительность перемен и их правильная организация два непременных условия решения основной задачи здоровьесберегающей педагогики.

Перемена должна быть не менее 10 минут. В процессе отдыха можно выделить два периода, или две фазы:

  • восстановление утраченной работоспособности;
  • упрочнение этого восстановления.

Если перемена меньше 10 минут, то происходит только 1 фаза отдыха. Следует обратить внимание на недопустимость укорочения перемен.

Задержка детей после звонка на перемену увеличивает частоту школьного травматизма. Исходя из теории отдыха, наилучшим вариантом проведения перемен являются: подвижные игры, настольный теннис, музыкальные перемены, тренажеры, ритмические движения под музыку. Организуя перемены нужно всячески избегать принуждения, иначе любая деятельность теряет свою привлекательность.

К общественно-полезному труду привлекаются только здоровые школьники. Продолжительность общественно- полезного труда в начальной школе 30 минут.

Рассмотрим еще один аспект сохранения здоровья и работоспособности человека. Это воздушно-тепловой режим в учебных помещениях. Температура воздуха в классе должна быть 18-19 градусов по С; в физкультурном зале 16-17 градусов по С. В классе должен быть термометр.

Поддержка должного воздушного режима в учебном помещении может быть обеспечена следующим:

  • не рекомендуется заклеивать окна в классе, одно окно ближайшее к доске лучше не заклеивать;
  • во время урока держать слегка приоткрытой в классе дверь;
  • осуществлять максимально возможное проветривание во время перемен, удалив детей из класса;
  • во время проведения физминуток осуществлять сквозное проветривание.

Сохранение высокой работоспособности на протяжении всего учебного года невозможно без каникул. Каникулы делятся на осенние, зимние, весенние, летние. Для предупреждения переутомления первоклассников предусмотрены дополнительные каникулы в середине 3-й четверти. Помимо регламентации числа и продолжительности каникул следует уделять внимание их организации. Максимальное пребывание на свежем воздухе: подвижные игры, занятия спортом, прогулки, туристические походы. При этом требуется точное соблюдение правил предупреждения травматизма.

Таким образом, рассмотренные выше основные моменты школьной жизни позволят приблизиться к основной задаче здоровьесберегающей педагогики - так организовать режим труда и отдыха школьников, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Попов С.В. Валеология в школе и дома.- СПб.,1997.
  2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М.,1987.
  3. Зайцев Г.К. Школьная валеология .- Спб., 1992.
  4. Колобанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. – СПб., 1992.
  5. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. – СПб., 1995.
Барбасова Марина Алексеевна.04.04.2014 17400 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar