РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебный проект как творческий продукт

Учебный проект как творческий продукт
Статья. Учебный проект как творческий продукт


Попова О.Н.
учитель математики МОУ гимназии №1 г. Липецка

Мало знать, надо и применять.
Мало очень хотеть, надо и делать.
Артур Кларк

Одной из задач гимназии является создание условий для овладения навыками научно-исследовательской деятельности, формирование научного стиля мышления, расширение творческого потенциала учащихся через систему развивающих, обучающих и воспитывающих проектов.

Проектная деятельность является интегрированным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути.
А метод учебных проектов и сам учебный проект не разделяется с понятием творчества.
Что такое учебный проект?

Учебный проект – это самостоятельная познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся по исследованию и решению или исследованию какой-либо проблемы, направленная на создание результата в виде реального объекта или разного рода теоретического (интеллектуального) продукта.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении их в определенной ситуации.

Учебный проект с точки зрения ученика – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Какова типология учебных проектов?

Типы проектов различают: по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по продолжительности, по количеству участников.

По доминирующей деятельности различают проекты: информационные, исследовательские, творческие, прикладные.

По предметно-содержательной области: монопредметные, межпредметные, надпредметные.

Монопроект проводится в рамках одного предмета по наиболее сложной теме. Заранее планируется работа над проектом на каждом уроке по группам. Межпредметные выполняются во внеурочное время.

Надпредметные выходят за рамки конкретных предметов.

По продолжительности различают кратковременные и длительные проекты.

По количеству участников – индивидуальные, групповые, коллективные проекты.


Каковы формы представления результатов проекта?

Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса. Кстати, учебный проект – прекрасный способ проверки знаний учащихся, в этом случае контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты проекта. Наш опыт убеждает, что, постоянно выполняя учебные проекты в 5–7-х классах, к 8 – 9-ому классу учащиеся приобретают достаточный опыт, чтобы перейти к работе над самостоятельными персональными проектами.

Вот уже несколько лет педагоги нашей школы наблюдают, что учебный проект может научить детей умению:

  • увидеть проблему и преобразовать ее в цель собственной деятельности;
  • поставить стратегическую цель (отдаленную по времени, но значимую) и разбить ее на тактические шаги;
  • оценить имеющиеся ресурсы, в том числе собственные силы и время, распределить их;
  • добывать информацию, критически оценивать ее, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники, в т.ч. людей, как источник информации;
  • планировать свою работу;
  • выполнив работу, оценить ее результат, сравнить его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • увидеть допущенные ошибки и не допускать их в будущем.

Кроме того, проектная деятельность способствует:

  • развитию адекватной самооценки, формированию позитивной Я-концепции (опыт интересной работы и публичной демонстрации ее результатов);
  • развитию коммуникативной и информационной компетентности, других социальных навыков;
  • решению профориентационных задач.

Проектную деятельность, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.
Защита учебного проекта осуществляется участниками или участником на научно-практической конференции.

Экспертный Совет в составе учащихся, учителей, специалистов оценивает учебные проекты по определенным критериям.

Лучшие учебные проекты выдвигаются на различные международные, российские, столичные конкурсы.

Подведем некоторые итоги. Каков же он учебный проект?

Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе.

Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, и поэтому он уникален. Проект формирует невероятно большое количество умений и навыков, и поэтому он эффективен.

Проект дает столь необходимый школьникам опыт деятельности, и поэтому он незаменим.

Проект многогранен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!

Попова Ольга Николаевна14.05.2011 121960 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar