РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Поиск путей ненасильственного разрешения конфликтов

ПОИСК ПУТЕЙ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Иванова Надежда Валентиновна,
куратор проектной деятельности,
учитель английского языка высшей категории
Победитель ПНПО-20006
МБОУ СОШ с УИОП №5 г. Красноярска
раб тел.: 2-24-75-60, 2-24-72-70;
e-mail: nade-ivanova@yandex.ru

Данная программа была составлена Кэтрин Дэнхардт, доктором философии, Патрисией Портер и Кэти Вайн из Университета штата Делавэр, США. При составлении программы американские
педагоги опирались на теоретические установки российской школы психологии во главе с
Выготским Л. С.
В составе группы учителей из России из стран СНГ я участвовала в семинаре, проводившемся Кэтрин Дэнхардт при Университете штата Делавэр в городе Ньюарке летом 1999 года.
Интерес представляют практические занятия с подростками младшего, среднего и старшего воз-раста, позволяющие педагогам-предметникам и классным руководителям научить детей решать конфликты ненасильственным путём.

Цель программы: научить детей разрешать свои собственные конфликты в ненасильственной, кон-структивной манере.

Принципы организации занятий

1. Круг- все мастерские проходят в кругу, чтоб каждый мог видеть всех и мог быть равноценным участником.
2. Добровольное участие - Если ребёнок не хочет работать в кругу, он может заниматься другой деятельностью вне круга.
3. Право передачи - Позволяет робкому ученику передать свой ход, чтоб не чувствовать диском-форта.
4. Каждый может предложить что - то положительное – Любой ребёнок имеет особые навы-ки и знания и может поделиться ими с другими. Задача учителя – открыть эти особые качества и утвердить их в группе.
5. Обсуждение повестки дня – Перед каждым занятием следует огласить повестку дня. Учащиеся одобряют виды работы или вносят изменения.
6. Обратная связь – Обсуждение занятия помогает при подготовке к следующему и выстраивает участие каждого в работе.
7. Экспериментальное обучение - Учащиеся учатся через деятельность.
8. Удовольствие – Все участники должны получать удовольствие от занятий.

Факторы, способствующие созданию безконфликтной среды

Если в коллективе детей существуют отношения сотрудничества, общения, самоутверждения и отсутствуют предубеждения, в нём существуют условия для ненасильственного разрешения кон-фликтов.

СОТРУДНИЧЕСТВО

способствует укреплению и развитию, как личности, так и коллектива в целом. Дети:
 уступают свою очередь другим;
 просят о помощи у детей, а не у взрослого;
 делятся материалами, информацией друг с другом;
 охотно работают с теми учащимися, с которыми обычно не любят работать;
 умеют похвалить других словесно и иными средствами;
 охотно выслушивают других, прежде чем высказаться самим;
 доводят совместную работу до конца.

Строительство машины

Цели: Совместная экспериментальная работа и творческое самовыражение детей.

Этапы работы:

Строительство машины.
Сначала продемонстрируйте “живую” машину. Например: Стиральную машину могут сделать два человека с вытянутыми руками. Третий будет двигателем. Один или два человека изображают белье, двигающееся внутри.
После демонстрации предложите группам из 4-5 человек создать свою собственную машину. Им следует подумать над следующими вопросами:
1. Какую машину вы хотите построить? 2. Можно ли вашей группе построить ее?
3. Каковы части у этой машины? 4. Какой частью хотел бы ты быть?
Каждая группа отрабатывает свою машину в действии, затем демонстрирует ее классу. По окон-чании демонстрации остальные угадывают название машины.

Обсуждение:
1. Как вы решили, какую машину делать? 2. Как группа распределяла роли?
3. Тебе понравилась или нет та роль, что ты играл? 4. Почему?
5. Что бы ты изменил в вашей работе? 6. Что тебе понравилось в работе?

КОММУНИКАЦИЯ

помогает найти главную причину конфликта. У детей вырабатывается определённое поведение:
 выражают свои положительные чувства с помощью “Я - сообщений”;
 конструктивно описывают свое поведение и других людей или проблемы;
 выслушивают других, прежде чем высказаться самим;
 говорят уверенным голосом;
 не избегают прямого зрительного контакта (глаза в глаза).

Умение и неумение слушать

Цели: Различать хорошее и плохое умение слушать.

Материалы: Маркеры, ватман, липкая лента.

Этапы работы:

Хорошее и плохое умение слушать:
Предложите ребёнку выйти вперед и рассказать о недавно просмотренном фильме. Демонстри-руйте свое невнимание: смотрите в сторону, перебивайте, смотрите на часы, выражайте ску-чающий вид, смейтесь в неподходящий момент.
Покажите умение слушать с другим ребёнком: смотрите глаза в глаза; кивайте и улыбайтесь со-беседнику в подходящий момент; не перебивайте, задавайте вопросы, которые нужны для вашего понимания; повторяйте, что вы слышите, показывая, что понимаете.

Обсуждение всего занятия:
Что может случиться, когда вы не слушаете кого-то?
Как вы можете показать, что вы слушаете?
Как вы чувствуете, когда кто-то слушает (не слушает) вас?

Невербальное выражение чувств

Цели: Развитие умения выражать чувства языком жестов, мимикой.

Этапы работы:

Невербальное выражение чувств.
Объясните детям, что общение включает умения посылать и получать слова, а также умение понимать чувства людей, даже когда они ничего не говорят.
Несколько ребят изображают чувства, выраженные словами на карточках. Остальные должны угадать чувства.

Я – сообщения

Цель: Развивать умение отстаивать свои желания и потребности с помощью доказательств, не при-бегая к угрозам, грубости.

Материалы: Плакат с формулой Я – сообщения.

Этапы работы:

Когда вы выстраиваете Ты – сообщение (“Ты всегда …”), ваш собеседник чувствует обвинение в свой адрес. Он думает не о том, как изменить ситуацию, а как защититься. Это только способствует усилению гнева.
С помощью Я – сообщений говорящий может понятно и без гнева объяснить, что он хочет и чув-ствует. Я – сообщение более вероятно приведет к изменению ситуации.
Формула Я – сообщения.
Я чувствую (укажите чувство),
когда ты (укажите специфическое поведение),
потому что (укажите влияние этого поведения на вашу жизнь).
Я хочу, чтобы…
 Например: Я чувствую себя расстроенной, когда ты не слушаешь, потому что я говорю важ-ные вещи и хочу, чтобы ты прислушивался к моему мнению.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ
происходит, когда дети
 высказывают свои мысли;
 умеют заявлять о своих положительных качествах;
 используют вербальные и невербальные приемы для самовыражения;
 сопереживают с другими.

Визитки

Цели: Познакомить учащихся. Начать сплочение коллектива. Познакомить учащихся с индивиду-альными особенностями одноклассников.

Материалы: самоклеящиеся листки, маркеры.

Этапы работы:
Дизайн визитки. Ученик пишет на ней свое имя и то, что в нем особенного (в словах или графике): хобби, интересы.
Знакомство в парах. Дети выясняют в беседе значение изображения на визитках.
Всеобщее знакомство. Дети - в кругу. Один ученик говорит все, что узнал о новом друге. Осталь-ные или сам друг дополняют, уточняют.

Книга обо мне

Цели: Дать учащимся возможность творчески выразить себя. Продолжить процесс формирования детского коллектива.
Материалы: картон, бумага, маркеры, цветные карандаши.

Этапы работы:

Странички о себе: хобби, любимый спорт, животное, еда, семья.
Дизайн обложки.
Обсуждение: Почему ты решил рассказать группе именно об этом?

Пакеты поддержки

Цель: учить детей отмечать достоинства и недостатки людей в конструктивной, позитивной манере.

Материалы: пакеты с именами детей, 5-7 листков бумаги для каждого.

Этапы работы:

1. Напишите имя каждого ребёнка на 5-7 листках бумаги и на пакете.
2. Каждый участник группы вытягивает 5-7 листков. Ребенок не должен вытянуть другое имя не-сколько раз или свое собственное имя.
3. На листке бумаги ребёнок пишет качества характера, которые нравятся ему в данном человеке. Убеждайте детей отмечать в людях только положительные черты и в дружелюбной форме.
4. Дети опускают листки в пакетики с соответствующими именами.
5. Каждый ребенок читает листки из своего пакетика.
6. Дети могут прочитать наиболее понравившиеся им утверждения вслух.
7. Обсуждение:
Что ты испытывал, читая положительные отзывы о себе?
Что ты испытывал, давая отзывы?

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ

Когда дети научились работать вместе, умеют эффективно общаться, поддерживать и уважать друг друга, они способны решать проблемы совместно:
 видят цели и потребности друг друга,
 распознают проблемы других людей,
 ищут пути творческого решения проблем методом мозгового штурма,
 оценивают альтернативы, приходить к общему решению и выполнять его.

Конфликт-мультфильм

Цель: учить детей видеть процесс конфликта изнутри.

Материалы: листки с мультфильмом, карандаши.

Этапы работы:

Изображение путей разрешения конфликта в рисунках (индивидуально, в парах).
Демонстрация рисунков.
Обсуждение:
Что, по - твоему, испытывал каждый персонаж?
Кто выиграл (проиграл) и почему?
Были ли у тебя проблемы в процессе решения конфликта? Какие?

УМЕНИЕ БОРОТЬСЯ С ПРЕДУБЕЖДЕНИЯМИ

Центральным фактором многих детских конфликтов является неумение ценить различия в людях: экономическое, культурное, по половому признаку. Когда дети умеют преодолевать предубеждения, они:
 ценят отличия людей друг от друга;
 находят сходство между собой и другими людьми;
 гордятся своей индивидуальностью и при этом с уважением относятся к отличиям других.

Лицом к лицу

Цель: Учить детей узнавать свои сходства и различия.

Материалы: Листки “Сходства и различия”, ручки, карандаши, маркеры, ватман.

Этапы работы:

Две равные группы детей сидят в двух кругах, лицом друг к другу. Внутренний круг заполняет сходства, внешний – различия. Беседуя две минуты, дети узнают три сходства, другие две минуты - различия, записывая информацию на соответствующий лист. Затем они меняются партнерами, дви-гаясь: внешний круг – один стул налево, внутренний – один стул направо. Каждый ребенок должен поговорить со всеми.
Сидя в большом кругу, дети читают свои списки сходств и различий. Учитель записывает на дос-ку/ ватман наиболее часто упоминаемые сходства, различия.

Сходства: Различия:
Имя партнера: Имя партнера:
А. А.
Б. Б.
В. В.

Обсуждение.
Были ли сходства, сопровождаемые различиями (длинные волосы, но разного цвета)?
Относились ли большинство сходных черт к физическим характеристикам?
С какими чертами люди рождаются? Какие из них они могли бы изменить?

Зомби

Цель: Учить детей видеть в различиях положительные аспекты.

Материалы: Звонок / свисток, мелки или маркеры, ватман.

Этапы работы:

Дети - зомби должны двигаться медленно и выполнять одинаковые движения (стоять, сидеть, то-чить карандаш…) Только эти (например, пять) движений могут делать зомби. Учитель – патруль зомби – как только заметит иное движение, свистит, и все зомби замирают на 15 секунд.
Обсуждение.
Как ты ощущал себя в роли зомби?
Какие чувства вызывала у тебя необходимость выполнять одинаковые действия?
Интереснее ли жизнь, когда можно делать разные действия и по – разному?

Благодарность:

Данная работа явилась результатом участия в программе АСПРЯЛ при поддержке Бюро обра-зовательных и культурных связей Информационного агентства США и Американского Совета по международному образованию в 1999 году. Мнения, высказанные автором, не обязательно выра-жают точку зрения данных организаций.

Список литературы:

1. Denhart, K. Introduction to Children’s Сreative Response to Conflict. International Programs, 1999.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Маркер СМИ

© 2007 - 2017 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Адрес редакции: 352192, г. Гулькевичи, ул. Ленинградская 34-19
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич
Контакты: info@uchportal.ru


Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.

Ответственность за разрешение любых спорных вопросов, касающихся опубликованных материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте.
Администрация портала готова оказать поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.