РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Роль различных слоев культуры в годы Великой Отечественной Войны

Роль различных слоев культуры в годы Великой Отечественной Войны

Автор: Шаравдинова Марина Александровна

Целью статьи является характеристика роль культуры СССР в период Великой Отечественной войны.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. выявить особенности публицистики и литературы военного времени;
  2. показать развитие книгоиздания периода войны;
  3. проанализировать вклад, который внесло изобразительное искусство в победу в Великой Отечественной войне;
  4. рассмотреть специфику кинематографии военного времени.

Для реализации поставленной цели и задач мной были использованы в качестве источников: газетные статьи, вышедшие в 1941-1945 гг., сборники документов, характеризующие состояние культуры в исследуемый период, сборники документов о партийной и советской печати, монографии.

В качестве методологической основы более уместен модернизационный подход. Именно данный подход более целесообразен в данной работе, т.к в условиях войны происходит модернизация всех сфер советской культуры. В военный период образ врага, из абстрактного, размытого образа довоенного периода трансформируется в реальный образ - образ немецкого солдата.

Кроме того исследование базируется на принципах историзма и объективности. События рассматриваются в их динамике, под влиянием положения на фронте и в тылу, внешнеполитической обстановки, социально-политических факторов. Принцип комплексности применялся для того, чтобы показать культуру СССР в период Великой Отечественной войны как сложную, но единую систему, которая в свою очередь подразделяется на более узкие составляющие.

Периодическая печать и публицистика в целом оказывала на советский народ огромное влияние, она помогала держать страну в курсе событий происходящих на фронте, вызывала в советских людях чувство патриотизма и сплоченности, призывала объединиться, чтобы силами всего народа дать отпор немецким захватчикам .

24 июня создается Совинформбюро, одной из основных задач которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. Кроме такого рода сообщений Совинформбюро подготавливало итоговые документы о ходе военных действий, публиковало информацию о патриотических начинаниях в тылу, проводило пресс-конференции для советских зарубежных журналистов . С началом войны деятельность всех периодических изданий была переориентирована на военные нужды .

На первом этапе войны главная задача газет заключалась в убедительном показе коварных замыслов врага, раскрытии его захватнических планов относительно народов СССР .

С первых дней войны жанры публицистики, заняли прочное место на страницах периодической печати.

Большая роль в военной публицистике отводится И. Эренбургу. Самую большую группу в его военной публицистике составляют проблемно-аналитические статьи, они поднимают вопрос о долге и роли писателя в годы войны, в них автор рассуждает о войне в широком смысле, приходит к выводу о возрастании роли литературы в военный период. Так же наряду, с И. Эренбургом, большой популярностью пользовались стихи и проза К. Симонова. Большая часть его военных корреспонденций публиковалась в «Красной звезде». В годы войны написал пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя» и «Война».

Как военный корреспондент побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Так же знаменитыми прозаиками и поэтами были А. Твардовский и Г. Суворов (Твардовский работать во фронтовой газете "Красная Армия". Первая книга Георгия Суворова «Слово солдата» вышла в 1944 г)

Основными задачами литературы военных лет было: отразить повседневную жизнь воюющего народа, передать величие подвига, Вызвать глубокое чувство патриотизма, Внушить ненависть к врагу.

Во время Великой отечественной войны, художественная литература не была обременена жесткими рамками цензуры. Ведущими жанрами этого периода стали очерк, статья, рассказ на военную тематику, носившие в себе призыв к сплочению против врага. В разные периоды войны на первый план выходили произведения различных жанров: от стихов, песен, рассказов, до поэм, повестей, романов на военную тематику и отвечающим требованиям войны. Если говорить об отечественном книгоиздании в целом, то оно, несмотря на все трудности военного времени, обеспечивало первоочередные потребности страны не только в литературе на военные темы, но и по проблемам политическим, производственным, общекультурным и научным.

Наглядная агитационно-массовая пропаганда пропаганда призванная поднимать людей на борьбу с врагом, на защиту родины, вселять веру в победу, нуждалась в поиске новых форм выразительности. В годы войны художники требовались для оформления агитационных и призывных пунктов военкоматов, красных уголков, госпиталей, агитационных машин, воинских частей в городах.

Наиболее характерным и ярким примером служит плакатная живопись военного периода.

Существуют четыре основных вида плакатов в период войны:

  1. Изображение древнерусских героев на заднем плане и советских воинов идущих в атаку, причем первые показаны как образы, стоящие перед глазами советских солдат и вдохновляющие их на подвиг.
  2. Изображение древнерусских героев, героев императорской России, героев гражданской войны на заднем плане (как бы незримом) и советских солдат на переднем плане.
  3. Изображение на заднем плане какого-либо памятника искусства, символизирующего либо культурную эпоху или героическое прошлое, и солдат, идущих на фронт, на переднем плане.
  4. изображения поверженных врагов разных эпох, прошлого и современности подтверждающие славные страницы русской истории

Именно плакат эффективно воздействовал на сознание человека, где в трудный для страны период собирал образы героев прошлого и современности, тем самым сплачивая дух народа .

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет, художника И.М. Тоидзе - Родина Мать зовет. Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа - в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

Особое место отводится искусству плаката кукрыниксов Михаил Куприянов , Порфирий Крылов и Николай Соколов. Свою первую работу эпохи 1941 - 1945 гг. Кукрыниксы выполнили в первый же день войны - 22 июня 1941 г. При всей внешней простоте и общепонятности кукрыниксовых карикатур они содержат несколько образных слоев. В их плакатах фашисты подвергаются осмеянию. Художники этого и добивались, первой эмоциональной реакцией, которую способны вызвать их рисунки и плакаты, должен быть смех советских зрителей над гитлеровцами.

Одним из важнейших средств мобилизации масс на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками стала кинопропаганда.

В искусстве на первое место выдвинулась кинохроника как самый оперативный вид кино. Широкий разворот документальных съемок, оперативный выпуск на экран киножурналов и тематических короткометражных и полнометражных фильмов и кинодокументов, позволил хронике как виду информации занять место рядом газетной периодикой.

Большое распространение в период войны получают образы А. Невского и Петра I (хотя эти кинофильмы сняты еще в довоенный период). В условиях культа личности находили сходство образа А. Невского с образом И. В. Сталина. Петр I теперь рассматривается как прогрессивный деятель, строитель мощного и крепкого государства.

Кино в военные годы имело самую массовую аудиторию. Фильмы широко демонстрировались и на фронте и в тылу. Кинематограф нес в себе идеи освободительной борьбы с фашизмом театральное искусство - С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества (ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара . Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров . Началась работа по созданию репертуара из патриотических и антифашистских произведений, стали формироваться театрально-концертные бригады по обслуживанию частей Красной армии на фронтах и в тылу. Артисты выступали в госпиталях перед ранеными.

Т. О. по данной теме можно сформулировать следующие выводы:

  1. История Великой Отечественной войны показала, что советская культура стала одним из решающих факторов в деле защиты страны и в борьбе с фашизмом.
  2. Литература военного времени оказывала на советский народ огромное влияние, она держала страну в курсе событий происходящих на фронте, вызывала чувство патриотизма и ненависти к немецким захватчикам, призывала к объединению против них.
  3. Огромный вклад в победу советского народа в войне оказала плакатная живопись и киноискусство. Они вдохновляли на бой с ненавистным врагом.
  4. Все слои культуры военного времени несли в себе призыв на объединение и сплочение советского народа против сил фашистов. В связи с этим работы носили агитационно-пропагандистский и публицистический характер.
Шаравдинова Марина Александровна13.02.2015 13990 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar