РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Парная и групповая работы как формы организации учебного сотрудничества в начальной школе

Парная и групповая работы

Научить сотрудничеству – это задача педагога. Мы должны создать такую образовательную среду, в которой каждый ученик имеет возможность реализовывать свои природные наклонности и качества, связанные с творчеством, быть самостоятельной и полноценной единицей общества.

Отношения учителя и детей – это та среда, в которой происходит становление и развитие личности ребенка. Самое интересное в работе педагога – это общение с детьми.

Совместная деятельность направлена на усвоение знаний, умений и повышение мотивации у ученика. Для того, чтобы процесс сотрудничества учителя и учащегося сложился удачно, каждый ребенок выполняет задание в меру своих способностей, интересов. В начале сотрудничества важно поддержать ученика даже за незначительные успехи. Учитель помогает, подталкивает, мотивирует тем, чтобы у учеников сложилось ощущение самостоятельной работы. Практика сотрудничества показывает, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее».

Очень важно сотрудничество самих детей в коллективе. Оно способствует развитию навыков критического мышления. Дети учатся грамотно строить высказывания, отстаивать свою точку зрения, оценивать события, делать выводы. Главной идеей обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе! Поэтому желательно использовать формы групповой и парной работы на разных этапах урока.

Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала, развития мышления учащихся. Используя на уроках групповую форму работы, формируются такие УУД как личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Групповая работа позволяет увеличить объем усваиваемого материала, творческую и познавательную самостоятельность учащихся, дает возможность одновременно строить человеческие и деловые отношения между детьми.

Для групповой работы необходимо систематически находить место и время на уроках. Одной из самых важных условий эффективной групповой работы – правильное, продуманное комплектование групп. При комплектовании групп надо учитывать два признака: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений.

Количественный состав также влияет на психологический климат в группе, на её работоспособность и результативность.

Организовывая работу в группах нужно, чтобы каждый учащийся выполнял свою роль: лидер, контролер, писарь, докладчик.

Разновидностью групповой работы является работа в паре. В ней максимально задействованы индивидуальные возможности каждого. В паре ученик трудится в удобном и благоприятном ритме, что создает ситуацию успеха. Работа в парах на уроках может отличаться разнообразием. Ученики могут друг друга проверить, закрепить и повторить новый материал. Учебная деятельность школьников может проходить в постоянных или сменных парах.

Групповая и парная работы помогают учиться самостоятельно, общаться, решать конфликты, отстаивать свою точку зрения и применять свои знания на практике. Китайская пословица «скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь» отражает наиболее полно разные формы организации учебного сотрудничества в начальной школе.

Вьюнова Ю.А. , Мартынова И.С.18.11.2016 820 Я иду на урок...
Всего комментариев: 0
avatar