РАЗРАБОТКИ

Другие модули


К 300-летию М.В. Ломоносова

Сценарий литературного вечера,
посвящённого 300-летию со дня рождения
Михаила Васильевича Ломоносова

Автор – учитель русского языка и литературы
МОУ «Уолбутская средняя общеобразовательная школа им. С.Ф. Маркова» Абыйского района Республики Саха (Якутия)
Слепцова Надежда Ильинична

Аннотация
Вечер, посвящённый 300-летию со дня рождения великого русского просветителя, учёного и поэта, творца собственной судьбы, – М.В. Ломоносова, откроет устный журнал «Наследие Ломоносова». II часть вечера – интеллектуальная игра «Слабое звено». Тема игры – жизнь и творчество М.В. Ломоносова и всё, что связано с его именем. Принять участие в игре сможет любой из зрителей.

Устный журнал «Наследие Ломоносова»
Вся жизнь его была прекрасным подвигом
В.Г.Белинский
Звучит музыка
Чтец: Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Ведущий: Великий учёный, историк, писатель, художник, Ломоносов имел право сказать:
Я знак бессмертия себе воздвигнул…
А.С. Пушкин писал о нём: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец – он всё испытал и всё проник…»
Сегодня, 19 ноября, вся Россия отмечает 300-летие со дня рождения великого просветителя М.В. Ломоносова.
Ломоносов родился и вырос на северной окраине России, в селе Мишанинском, возле Архангельска, в семье крестьянина-помора. Грозная морская стихия, тяжёлый рыбацкий промысел выработали в Ломоносове с отроческих лет упорство и находчивость. Ломоносов – творец своей судьбы. Влекомый жаждой знаний, в декабре 1730 года он пешком, без денег, уходит из родного дома за рыбным обозом – в Москву. Его смелый поступок Н.А. Некрасов поставит в пример молодому поколению в стихотворении «Школьник»:

Чтец: - Ну, пошёл же, ради бога!
Небо, ельник и песок –
Невесёлая дорога…
Эй! Садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь…
Не стыдися! Что за дело?
Это многих славных путь.
Вижу я в котомке книжку,
Так, учиться ты идёшь…
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаёк.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый –
Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете –
Кто-нибудь свезёт в Москву,
Будешь в университете –
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных, то и знай, –

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Ведущий: Терпя нужду, на 90 копеек в месяц, успешно учится в Московской Славяно-греко-латинской академии. А затем, в числе 20 лучших учеников, отправляется в Петербург, в Академию наук. В 1736 году за успехи в науке 3 ученика, в том числе и Ломоносов, были посланы в Германию, в город Марбург, – изучать горное дело и металлургию. В 1741 году он вернулся на родину, получив блестящую оценку знаний профессорами, у которых прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. И сразу же разворачивает бурную деятельность: занимается химией, физикой, металлургией, увлекается историей, теорией языка, искусством. Он сделал великие открытия почти во всех областях науки.
Выходят ученики с табличками.
Физика: Ломоносов сформулировал принципиальный закон сохранения материи и движения. Он не побоялся выступить против великого Ньютона и одним из первых заговорил о волновой теории света. Учёный открыл закон, по которому единственным источником теплоты является движение – «Молекулярно-кинетическая теория теплоты».
Химия: Ломоносовым написан фундаментальный труд «Опыт физической химии», основанный на лабораторных опытах. Он носил звание профессора химии, был Почётным членом шведской Академии наук.
Астрономия: Ломоносов живо интересовался астрономией. Он первым предположил существование на Венере атмосферы. Широко известны строчки из его стихотворения «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»:
Открылась бездна звёзд полна,
Звёздам числа нет, бездне дна.
История: Ломоносов с юности проявлял большой интерес к отечественной истории. Им было создано два труда по русской истории: «Краткий Российский летописец с родословием» в 1760 году и «Древняя Российская история» в 1766 году.
Искусство: Ломоносов изучал оптические свойства стекла, организовал первую в России мозаичную мастерскую, где сам создал большую мозаичную картину «Полтавская баталия» площадью 30 квадратных метров. Михаил Васильевич прекрасно рисовал, был избран почётным членом Академии художеств.
География: Ломоносов был директором географического департамента академии наук.
В «Кратком описании разных путешествий по северным морям» он предугадал, что в открытой части океана дрейф льдов должен происходить с востока на запад. Предположение было практически подтверждено Нансеном в 1896 году.
Литература: Белинский сказал: «Новая русская литература началась с «Оды на взятие Хотина». Ода Ломоносова была написана ещё не бывалым в русском языке размером. Силлабо-тоническое стихосложение перевернуло представление о поэзии. Появились такие размеры, как ямб, хорей, дактиль и другие. Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к Родине, к русским людям, к науке.
Ломоносов упорядочил письменную речь, создал теорию трёх «штилей». Он создал первую научную «Русскую грамматику», написал книгу «Краткое руководство к красноречию». Эти сочинения имели большое значение для развития русского языка. Литературное наследие Ломоносова огромно: поэма, 2 трагедии, 36 од, около 100 стихотворений.
Ведущий: М.В. Ломоносов – один из самых выдающихся сыновей России. Перечислить все его заслуги просто невозможно. «Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время», - сказал академик Келдыш.
В 1741 году на русский престол взошла дочь Петра Первого Елизавета. Надеясь, что она продолжит дело отца, Ломоносов пишет ей приветственную оду, в которой славит науку:

1 чтец:
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовёт от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободрен
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
2 чтец:
Науки юношей питают
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

Ведущий: В 1755 году после многолетних хлопот Ломоносова по его проекту при содействии графа Шувалова был учреждён первый в России университет, ныне носящий имя Ломоносова.
Чтец: (отрывок из поэмы Алексея Маркова «Михайло Ломоносов» об университете)
Ведущий: Великий сын русского народа Михаил Васильевич Ломоносов умер 15 апреля 1765 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Жизнь Ломоносова – подвиг человека, отдавшего свой гений служению родному народу.
II часть. Интеллектуальная игра по типу «Слабое звено».
Отборочный тур. Продолжите стихотворение, можно 2-3 строчки.
- Белеет парус одинокий…
- Я вас любил, любовь ещё, быть может…
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром…
- Подруга дней моих суровых…
- Мой дядя самых честных правил…
- Умом Россию не понять…
- Сижу за решёткой в темнице сырой…
- У Лукоморья дуб зелёный…
По результатам отборочного тура в игре принимают участие 8 знатоков поэзии. Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде выбывает по одному игроку, признанному командой слабым звеном.
I раунд длится 135 секунд (2 мин. 15 сек.). Начинаем с игрока, чьё имя первое по алфавиту.
II раунд – 120 секунд (2 мин.).
III раунд – 105 секунд (1 мин. 45 сек.)
IV раунд – 90 секунд (1 мин. 30 сек.)
V раунд – 75 секунд (1 мин. 15 сек.)
VI раунд – 60 секунд (1 мин.)
Финал – оставшиеся двое игроков отвечают на 5 пар вопросов.
1. В каком году родился Ломоносов? (в 1711г.)
2. Где родился Ломоносов? (в с. Мишанинском Холмогорского уезда Архангельской губернии)
3. Как звали отца Ломоносова? (Василий Дорофеевич)
4. Чем занимался отец Ломоносова? (рыбак)
5. Кем был дед Ломоносова по материнской линии? (дьяком)
6. Сколько было Ломоносову лет, когда он покинул родной дом и ушёл в Москву? (19)
7. Был ли Ломоносов крепостным? (Нет: на русском Севере крепостного права не было)
8. Какое учебное заведение в Петербурге закончил Ломоносов? (Академию наук)
9. В какой европейской стране продолжил учёбу Ломоносов? (в Германии)
10. На каком нынче мёртвом языке Ломоносов писал стихи? (на латинском)
11. Знал ли Ломоносов итальянский язык? (нет)
12. Сколько лет проучился в Германии Ломоносов? (5)
13. Какой русской императрице посвящена ода Ломоносова, написанная в 1747 г.? (Елизавете Петровне)
14. Какая страна избрала Ломоносова почётным членом своей Академии наук? (Швеция)
15. Звание профессора какой науки получил Ломоносов в 1745 г.? (химии)
16. Кому посвящалась мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (Петру I)
17. Какова площадь мозаичной картины «Полтавская баталия»? (30 м2)
18. Где находится нынче мозаичная картина «Полтавская баталия», созданная Ломоносовым? (в Академии наук в Петербурге)
19. Кому из русских поэтов принадлежат следующие стихотворные строчки, посвящённые Ломоносову:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик. (Н.А.Некрасов)
20. Продолжите известное стихотворение Ломоносова:
Открылась бездна звёзд полна;
Звёздам числа нет, бездне … (дна)
21. Какое высшее учебное заведение носит имя Ломоносова? (МГУ)
22. Какого русского царя Ломоносов считал идеальным правителем государства? (Петра I)
23. Кто из писателей сказал о Ломоносове: «Он сам был первым нашим университетом»? (А.С.Пушкин)
24. В каком году был открыт МГУ? (в 1755 г.)
25. Была ли у Ломоносова семья? (да)
26. Кем по национальности была жена Ломоносова? (немка)
27. Сколько у Ломоносова было детей? (1 ребёнок)
28. Как звали дочь Ломоносова? (Елена)
29. Кем доводилась Ломоносову М.Н.Волконская, последовавшая за мужем-декабристом в Сибирь? (правнучкой)
30. Кому принадлежит высказывание о Ломоносове: «Вся жизнь его была прекрасным подвигом»? (В.Г.Белинскому)
31. В каком году умер Ломоносов? (в 1765 г.)
32. Где похоронен Ломоносов? (в Санкт-Петербурге)
33. Где установлен памятник Ломоносову работы Н.В.Томского? (перед МГУ)
34. Где установлен памятник Ломоносову работы П.П.Забелло? (в Петербурге возле Академии наук)
35. Сколько лет прожил Ломоносов? (54 года)
36. Кто написал единственный прижизненный портрет Ломоносова? (Преннер)
37. Назовите фамилию графа, при содействии которого был открыт Московский университет? (И.Шувалов)
38. О каком городе Ломоносов писал: «… великий город, первого ранга во всей Европе»? (Москва)
39. Каким русским царём была основана Цифирная школа, где учился Ломоносов? (Петром I)
40. В знаменитой оде «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны…» есть строчка «И бытрых разумом Невтонов Российская земля рождать…». Кто такой Невтон? (Ньютон)
41. Где находится город, названный именем Ломоносова? (в Ленинградской области)
42. Как звали мать Ломоносова? (Елена Ивановна Сивкова)
43. Как называлось первое научное сочинение Ломоносова? («О превращении твёрдого тела в жидкое»)
44. На какую должность был определён Ломоносов по возвращении из Германии? (адъюнкта)
45. В 1739 году Ломоносов написал «Оду на взятие Казани или Хотина»? (Хотина)
46. В каком веке жил Ломоносов? (в XVIII)
47. Сколько од написано Ломоносовым? (36)
48. Произведение Ломоносова «Тамира и Селим» – комедия или трагедия? (трагедия)
49. Писал ли Ломоносов басни? (да)
50. С каким великим французским просветителем Ломоносов состоял в переписке, когда тот писал историю царствования Петра I? (с Вольтером)
51. На берегу какого моря стоит Архангельск? (Белого)
52. Был ли Ломоносов в Киеве? (да, учился в Киевской академии)
53. Музыку какого великого немецкого композитора любил слушать Ломоносов? (Иоганн Себастьян Бах)
54. Какой советский поэт написал поэму «Михайло Ломоносов»? (Алексей Марков)
55. Что изучал Ломоносов с помощью сконструированной им «громовой машины»? (электричество)
56. Сколько учебников написано Ломоносовым? (10)
57. Ода – это жанр лирики или эпоса? (лирики)
58. Кто писал о Ломоносове: «… великий сподвижник великого Петра»? (А.С.Пушкин)
59. О ком Ломоносов пишет: «Свободен, беззаботен, не просишь ни о чём, не должен никому»? (о кузнечике)
60. Какой великий русский литературовед назвал Ломоносова отцом нашей литературы? (В.Г.Белинский)
61. К какому литературному направлению относятся произведения Ломоносова?
(к классицизму)
62. В каком городе жил Ломоносов в последние годы? (в Петербурге)
63. Переведите на современный русский язык устаревшее ныне слово, встречающееся в произведениях Ломоносова – уста. (губы)
64. Слово взор. (взгляд)
65. Слово глагол. (речь, слово)
66. Слово зело. (очень)
67. Слово ланиты. (щёки)
68. Слово перст. (палец)
69. Слово токмо. (только)
70. Слово дщерь. (дочь)
71. Слово запона. (преграда)
72. Слово раченье. (старание)
73. Слово денница. (утренняя заря)
74. Слово паки. (опять, снова)
75. Слово вран. (ворон)
76. Слово чело. (лоб)

Вопросы финала:
1. В какое учебное заведение поступил Ломоносов, придя в Москву с рыбным обозом в 1730 году? (в Славяно-греко-римскую академию)
2. В 1735 году Ломоносова в числе лучших учеников направили учиться в Германию. В каком немецком городе он учился? (в Марбурге)
3. Какой новый размер стиха ввёл в русское стихосложение Ломоносов? (силлабо-тонический)
4. Кто был современником Ломоносова: Державин или Тредиаковский? (Тредиаковский)
5. Ломоносов разработал теорию «трёх штилей»: высокий стиль, средний и низкий.
В каком из трёх стилей он предлагал писать басни? (в низком)
6. Ломоносов доказал наличие атмосферы на Сатурне или на Венере? (на Венере)
7. Кому была посвящена неоконченная поэма Ломоносова? (Петру Великому)
8. В произведениях Ломоносова часто упоминается слово зефир. Какой ветер у древних греков назывался зефиром: западный или восточный? (западный)
9. В 1761 году Ломоносов написал стихотворение «Разговор с Анакреоном». Анакреон, по преданию, умер, подавившись зерном чего: апельсина или винограда? (винограда)
10. В 1753 году Ломоносов с профессором Рихманом проводил опыты по изучению атмосферного электричества. Професссор Рихман погиб. Как это случилось? (Был убит молнией)
11. Последняя глава книги известного вольнодумца, сосланного в Сибирь, – «Путешествие из Петербурга в Москву» посвящена Ломоносову. Кто автор этой книги? (А.Н. Радищев)
12. Ломоносов умер в 1765 году. Кто правил в России в этот период, точнее, с 1762 по 1796 год? (Екатерина II)
13. Ломоносов был директором географического департамента академии наук.
В «Кратком описании разных путешествий по северным морям» он предугадал, что в открытой части океана дрейф льдов должен происходить с востока на запад. Каким великим мореплавателем в 1896 году было практически подтверждено это предположение? (Фритьоф Нансен)

Использованная литература:
Лебедев Е. М. В. Ломоносов. Ростов-на-Дону, 1997. — (Жизнь замечательных людей).
Лиры и трубы. Русская поэзия XVIII века. Сборник. // Серия: Школьная библиотека. —
Лихоткин Г. А. Ломоносов в Петербурге. — Л.: Лениздат. 1981
Ломоносов М. В. Стихотворения. // Серия: Школьная библиотека. — М.: Советская Россия. 1981
М.: Детская литература. 1973
Морозов А. А. Михаил Васильевич Ломоносов. М.: Молодая гвардия. 1965
Михайло Ломоносов: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. Стихи и проза о нём / Сост. Г. Е. Павлова, А. С. Орлов. М.: Современник, 1989.
Всего комментариев: 2
avatar
1 плп • 18:19, 31.10.2011

Очень хороший сценарий. Спасибо.
avatar
2 Shiyan12 • 17:40, 25.12.2012

"Человек жив, пока о нем помнят!" )) Автор молодец.
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены