РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Рациональное использование учебного времени, посильная загруженность учащихся различного уровня подготовки в начальных классах.

Рациональное использование учебного времени, посильная загруженность учащихся различного уровня подготовки в начальных классах. Учитель начальных классов
Белозерских Н. П.
МБОУ «СОШ№40»
г.Старый Оскол


Рациональное использование учебного времени, посильная загруженность учащихся различного уровня подготовки в начальных классах.

Школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, выработать необходимые навыки и умения, формировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Одновременно школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как обществу становится небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания. 

Основной формой учебно-воспитательного процесса признан урок. Какие же факторы, имеющие существенное значение для сохранения высокой работоспособности и профилактики утомления, должен учитывать учитель при планировании урока? Огромное значение для детского организма имеет степень утомляемости на уроке, трудность урока, где под трудностью понимается Свойство урока, включающее конкретный объем знаний, умений и навыков, которые должен усвоить ученик, интенсивность работы. Под утомляемостью же понимается индивидуальный показатель, он различен для каждого школьника. Степень утомляемости на уроке зависит от его длительности. 

Было обнаружено, что к концу 45-минутного урока работоспособность учащихся резко падает.
Сокращение длительности урока до 40 минут в классе значительно улучшает функциональное состояние центральной нервной системы учащихся и позволяет сохранить более высокую работоспособность на протяжении всего учебного дня.

Организация урока 

Наиболее распространенная четырехэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность учащихся и не создает необходимых условий для их развития. 

Структура урока должна быть достаточно гибкой, так как разные предметы требуют различного чередования элементов урока — видов деятельности. Вместе с тем можно выделить и ряд общих физиолого-гигиенических положений по правильной организации уроков. 

С учетом динамики работоспособности школьников урок можно разделить на 3 части:
1-я часть — вырабатывание (3—5 минут урока) — нагрузка невелика,
2-я часть— устойчивая работоспособность (15— 20 минут) — нагрузка максимальная,
3-я часть — упадок (утомление) — полная компенсация, конечный прорыв и прогрессивное падение.

Отсюда понятно, что не всегда оправдана та практика, когда учитель первую часть отводит на опрос домашнего задания.
Фазу вырабатывания можно сократить ситуацией игры. 

Сохранить высокую работоспособность помогают чередование различных видов деятельности, интерес. После фазы интенсивной работоспособности необходимо дать детям отдохнуть, отвлечься — тогда прибавится еще 5—10 минут эффективной работы и не будет резкого спада работоспособности. 

Кроме того, в начальной школе преподавание должно в большей мере строиться на чувственном восприятии. Доказано, что слабые и умеренные эмоции являются организующими, а сильные — дезорганизующими. Следовательно, необходимо знать, что психоэмоциональное напряжение очень сильно истощает организм и приводит к падению работоспособности на уроке.
Поэтому необходимо учитывать все факторы учебного процесса — радость, удивление, длительность работы, объем материала и смену видов деятельности.

На многих уроках, особенно русского языка, учащимся приходится много писать. Значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом напряжении, мышцы кисти работающей руки. Если предоставить учащимся возможность отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности, то признаки утомления могут отступить. Но наиболее эффективно в этих случаях проведение физкультурных минуток.
Время начала физкультурной минутки определяет учитель при появлении у школьников первых признаков утомления. Это наблюдается через 20-25 минут после начала урока. Учащиеся начинают отвлекаться, теряют интерес, снижают работоспособность. Снять наступающее утомление, восстановить работоспособность, повысить эффективность урока помогут физкультминутки, которые включают упражнения для снятия общего и локального утомления, кистей рук, глаз, улучшения слуха, коррекции осанки и др.'.

Упражнения для снятия общего или локального утомления 

Буратино

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Лягушки

На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Ножками топали, Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!

Котенок
Котенок крадется (движение на цыпочках).
Котенок бежит (движение с пятки на носок).
Котенок танцует (различные танцевальные движения).

Упражнения для кистей рук 

Аплодисменты 

Сложить кисти рук ладонь на ладонь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и т.д. Выполняется 15-20 с.
 
Бабочка (сказка)
Бабочка спит в твоем кулачке. Вот она начинает медленно просыпаться. Сначала затрепетало маленькое крылышко (мизинец), потом - другое (безымянный палец). Наконец, запорхало большое крыло (средний палец). Крылышки быстро двигаются, но бабочка еще сидит на ладошке другой руки. Подуй на нее! Полетела!

Расписание уроков 

Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня, недели, четверти и т. д. в очень высокой степени содействует правильно составленное расписание уроков. При составлении расписания уроков можно выделить ряд основных принципов:

Учет динамики работоспособности в сочетании со сложностью предмета: 

1) Дневная динамика:

1-й урок — вырабатывание;
2—3-й уроки — продуктивные;
4-й урок — малоэффективен (некомпенсированное
утомление).

2) Анализ недельной динамики: 

понедельник — вырабатывание, 
вторник, среда — период наиболее высокой и устойчивой работоспособности, 
с четверга — спад работоспособности. 
В субботу — некоторое повышение работоспособности — конечный прорыв, однако оно незначительно, прослеживается не всегда.
Во избежание усталости учащихся па уроке необходимо чередовать виды работ: самостоятельную работу, работу с учебником (устно и письменно), творческие задания. Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки и рациональное распределение ее во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Не менее важным является эмоциональный климат урока. Он во многом зависит от доброжелательного тона учителя. Хороший смех дарит здоровье. Учитель без чувства юмора лишается своей педагогической и личностной привлекательности. Улыбка, искренний смех учителя и ученика на уроке стоят не меньше, чем проведение физкультминутки. Добрый смех — мощный противовес подкрадывающемуся состоянию утомления. Несколько уместных и умных шуток в течение урока, забавная скороговорка — показатель его качества, критерий для оценки. 

Традиционно считается, что основная задача школы — дать необходимое образование, не менее важная задача — сохранить в процессе обучения здоровье детей. Принцип «Не навреди!» должен стать основопо-лагающим в работе не только врачей, но и педагогов.
Белозерских Нина Петровна28.04.2013 28270 Безопасность детей
Всего комментариев: 0
avatar