РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Структура профессиональных качеств специалиста-хореографа в процессе педагогической деятельности

В условиях модернизации профессионального образования в России, активно входящей в мировое образовательное сообщество, проходит разработка научно-технологического обеспечения инновационных преобразований в системе высшего хореографического образования, в целях достижения современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Развитие современной педагогической науки характеризуется повышенным вниманием к внутреннему потенциалу человека, созданием образовательной среды, способствующей творческой активности личности.

Существующая в системе высшего хореографического образования острая потребность в подготовке интеллектуальных, инициативных специалистов с развитым творческим мышлением сопровождается растущей неудовлетворенностью образовательным процессом, не уделяющим должного внимания развитию профессиональных качеств и способностей. Между тем, эффективность будущей профессиональной деятельности студента-хореографа зависит не только от приобретенных в вузе профессиональных знаний и умений, но и от уровня развития профессиональных качеств будущего специалиста.

В данных условиях возрастают требования к качеству подготовки студентов-хореографов в вузах культуры и искусств. Хореографическое искусство в России как часть национальной культуры за последнее время претерпело множественные изменения, которые коснулись расширения жанрового и стилевого многообразия, репертуарной политики, изменения структуры профессиональной подготовки специалистов-хореографов, а в целом - изменения роли хореографии в социальной жизни общества. Изменились и основные требования, предъявляемые к качеству подготовки студента-хореографа, которые выводятся из Национальной доктрины образования, отвечающей современным стандартам, и, уже сложившейся веками, российской системы хореографического образования, а потому становится актуальным вопрос гармоничного взаимодействия новейших тенденций и традиций в системе современного профессионального образования. Без осмысления новых эстетических парадигм, связанных с интеграцией нашей страны в общемировой процесс культурной эволюции, становится невозможным реформирование системы высшего профессионального образования, отвечающего современным требованиям по качеству подготовки специалистов-хореографов.

Введение в Российской Федерации двухуровневой системы высшего профессионального образования стало одним из ключевых элементов Болонского процесса. Это новый этап модернизации образования, целью которого, по словам Е.В. Самохваловой является «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства» [3, с.123]. Результатом данной реформы, по утверждению М.Н.Юрьевой, должен стать высококвалифицированный специалист, свободно владеющий своей профессией, ориентированный в смежных областях деятельности, конкурентоспособный на рынке труда, способный к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовый к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности [10, с.34].

В сфере хореографического образования содержательная унификация профессий приводит к изменению ранее существовавших специальностей. В настоящее время в Федеральном государственном образовательном стандарте ВПО по направлению подготовки 071200 «Хореографическое искусство», степень «бакалавр» предполагает, что «профессиональная деятельность бакалавров осуществляется в области культуры и искусств, связанной с хореографическим искусством и способами его функционирования в обществе, в учреждениях сферы образования, культуры, искусства и управления». Также ФГОС ВПО устанавливает требования, относящиеся к объектам, задачам, в зависимости от вида профессиональной деятельности бакалавра, перечислены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник в результате освоения основных образовательных программ.

Хореографическая деятельность, как одна из основных видов творческой деятельности, характеризуется как процесс создания качественно новых материальных и духовных ценностей, итог произведения субъективно нового. Как отмечает М.Н.Юрьева, «Понятие «хореограф» предполагает не узконаправленное, ограниченное использование труда специалиста, а с учетом современных тенденций включает более широкие возможности его применения в различных сферах культуры, ис¬кусства, образования, спорта и т. д.

Общим для всех специалистов-хореографов является овладение искусством танца, которое включает в себя различные виды хореографической деятельности, методы, характер воздействия на объект про¬фессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования»[10, с.6].

Специфика структуры хореографического образования в том, что она наиболее полно несет в себе аутентичность связи искусства и педагогики, искусства и психологии, отличаясь глубокими, длительными и трудоемкими технологиями формирования личности будущего специалиста. Профессия хореографа очень многогранна и затрагивает большое количество областей науки и культуры, в которых должен ориентироваться специалист, потому, что само искусство хореографии синкретично по своему характеру.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров хореографического искусства определены основные виды его деятельности, среди них:

  • педагогическая деятельность;
  • балетмейстерская деятельность;
  • репетиторская деятельность;
  • организационно-управленческая деятельность;
  • методическая деятельность;
  • культурно-просветительская деятельность;

Педагогическая деятельность в структуре профессиональной деятельности специалиста-хореографа является одной из приоритетных направлений и заключает в себе объемную систему знаний, умений и навыков цикла специальных дисциплин и общедидактических принципов.

Педагогическая деятельность - это сложная, многоуровневая система, в структуру которой входят различные компоненты, детерминирующие ее результаты. Термины «требования к учителю» и «качества педагога» [4, с. 235; 6, с. 64; 7, с. 34] используется многими педагогами и психологами. Необходимо иметь в виду, что многие процессы в педагогике проявляют себя исключительно как тенденции, и это затрудняет формулировку некоторых понятий и терминов. Существование зависимости между совокупностью качеств педагога и закономерностями педагогики выражается в социальных функциях учителя и в специфике его деятельности. Если эти функции и особенности определены верно по научным принципам, то и «качества педагога» будут выявлены не субъективным образом, а на объективной основе.

Многочисленные исследователи проблематики педагогического процесса достаточно подробно изучают и анализируют структуру деятельности педагога, его особенности и свойства. В этих работах прослеживается ряд общих принципов и моментов. Прежде всего, авторы выделяют педагогические способности, умения и навыки, выводимые из различных видов профессиональной деятельности учителя: организаторские, конструктивные, коммуникативные, гностические, дидактические, перцептивные, прогностические, суггестивные, экспрессивные, аналитико–оценочные и некоторые иные умения и способности. В комплексе можно выделить две группы способностей – личностные и имеющие профессиональную специфику, причем первые, по мнению ученых, играют ведущую роль в отношении последних.

В настоящее время в науке существует профессиографический подход к изучению специфики ряда специальностей. Под профессиограммой большинство исследователей подразумевают своеобразный сплав требований, связанных с профессиональной деятельностью и требований, предъявляемых профессией к личности человека. Так, В.М. Шуман основной акцент делает на профессионально важных качествах личности, рассматривая их как «основу профессиограммы» [9, с.75]. Определенный интерес представляет профессиограмма учителя, разработанная В.А. Сластениным.

На основе целого ряда исследовательских методик автор осуществил комплексный подход к выявлению личностных и профессиональных качеств, составляющих понятие профессиональной готовности педагога и выступающих как проектирование системы требований, предъявляемых человеку педагогической профессией.

  1. Качества личности учителя, определяющие его социально-нравственную позицию, профессионально-педагогическую направленность и познавательную направленность;
  2. Требования к психолого-педагогической подготовке учителя (комплекс знаний в области психологии и педагогики);
  3. Объем и состав специальной подготовки (общенаучные знания и знания по предмету);
  4. Содержание методической подготовки по специальности

С точки зрения В.А. Сластенина, профессиограмма «моделирует предвосхищаемый результат развития, который существует идеально, но должен быть получен по прошествии определенного срока обучения и воспитания студента в ВУЗе» [8, с.26]. Центральным звеном в данной модели выступает профессионально-педагогическая направленность, без которой, по мнению, В.А. Сластенина, невозможно развитие профессионально значимых качеств личности учителя. Следует отметить, что данная интегрированная модель впервые включила в себя совокупность личностных качеств, общепедагогических и специальных знаний и умений, составляющих понятие профессиональной готовности педагога.

Все чаще педагогическая наука и практика внимание уделяет исследованию творческих компонентов в структуре профессиональных качеств преподавателя. Педагогическое творчество, по мнению большинства специалистов, охватывает все стороны педагогического процесса, специфически отражаясь во всех представленных функциях (конструктивной, организаторской, коммуникативной, гностической). Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности.

В этой связи Ю.К. Бабанский отмечает следующие профессиональные качества, которые являются необходимыми компонентами педагогического творчества: мобильность и оригинальность мышления; эмоциональная отзывчивость, умение учитывать изменчивость педагогического процесса и корректировать в связи с этим свои действия; умение учитывать конкретные условия и соотносить с ними принимаемые решения. В.А. Кан-Калик в структуре творческой деятельности учителя, наряду с логико-педагогическим, субьективно-эмоциональным аспектами, конкретизирует коммуникативные умения и коммуникативные способности, считая их наиболее значимыми, поскольку общение в педагогической деятельности играет очень важную роль.

В числе качеств, необходимых педагогу в различных научных исследованиях называются следующие: инициативность, самостоятельность, способность к преодолению инерции мышления, чувство подлинно нового и стремление к его познанию, высокую потребность в достижении, целеустремленность, широту ассоциаций, наблюдательность, развитую профессиональную память, креативность, как способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.

Проблема качественной подготовки специалиста-хореографа в процессе обучения в вузе является весьма актуальной на современном этапе развития системы высшего профессионального образования. Вопрос о том, какими профессиональными качествами должен обладать специалист-хореограф для успешной реализации своей педагогической деятельности, является предметом изучения новейших научных исследований в области хореографического искусства.

Специфика педагогической деятельности предъявляет особые требования к личностным и профессиональным качествам специалиста-хореографа. Несомненно, что комплекс профессионально значимых качеств специалиста-хореографа должен включать в себя, помимо общепедагогических компонентов, и специальные узкопрофильные характеристики.

Профессионально-педагогическая деятельность педагога-хореографа — это сложнейшая многокомпонентная система, объединяющая в себе несколько функций:

  • образовательная (общие задачи процесса обучения),
  • воспитательно-просветительская (общедидактические и эстетические задачи процесса обучения)
  • аналитическая и прогностическая (объяснение внутренних, внешних прояв¬лений процесса и предвидение тенденций последующего развития);
  • коммуникативная (осуществление многосторонних связей как внутри коллектива, так и с членами профессионального сообщества)
  • организационно-методическая (организация образовательного процесса, методическая работа по изучению и обобщению практического и теоретического опыта отечественных и зарубежных исследований в области педагогики хореографического искусства)

Для успешного выполнения задач и функционирования в рамках своей педагогической деятельности, специалист-хореограф должен обладать широким спектром профессионально важных качеств: компетентность (не только в рамках своей специальности, но и в смежных областях науки и искусства), творческое мышление, рефлексия, социальная и творческая активность, инициатива, целеустремленность, мобильность, толерантность и стрессоустойчивость, артистизм, педагогический такт.

Современные исследователи рассматривают специфические профессиональные качества специалистов в области хореографического образования, как и у представителей других творческих профессий, в тесной взаимосвязи с общепедагогическими, отмечая, что «артистические, художественные, музыкальные способности помогают более оригинальному и творческому осуществлению педагогической деятельности только при достаточно высоком уровне развития общепедагогических способностей» [1, с.35]. Тем самым вполне правомерно акцентируется важность педагогических качеств в структуре профессиональной подготовки специалистов-хореографов.

На сегодняшний день выделено основное противоречие в концепции хореографического образования между общепринятым шаблоном системы подготовки хореографа и индивидуально-творческим характером его деятельности. Пересмотрев сложность, иерархичность и консерватизм системы профессионального образования, необходимо вывести его на личностный уровень, ориентировать на развитие профессиональных качеств хореографа как субъекта, реализующего в современной системе собственную форму профессионального самовыражения.

Список использованной литературы

  1. Аржачникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 111с.
  2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методический аспект. М,: Просвещение, 1982. – 192с.
  3. Бабинцев В.П., Воронов В.А., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Проблемы организации кураторской работы в вузе // Высшее образование в России. 2010. - № 6. - С. 123-127.
  4. Гоноболин Н. Ф. Психологический анализ педагогических способностей.– В кн.: Способности и интересы. М., 1962. – С. 230–242
  5. Кан-Калик В.А., Учителю о педагогическом общении; Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 190с.
  6. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя: Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. Л., 1967
  7. Маркова А.К., Никонова А.Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психологии. 1987. № 5
  8. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: «Издательство Магистр», 1997. – 224с.
  9. Шуман В.М. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов. Сов. Педагогика. – 1973. - №7, - с.75-84.
  10. Юрьева М.Н. Профессионально-творческое становление личности студента-хореографа в вузах культуры и искусств: дис. ... док. пед наук. - Тамбов, 2010.-571 с.
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены