РАЗРАБОТКИ

Другие модули


"Метод проектов" педагогический опыт

"Метод проектов" педагогический опыт

1. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Деятельность - единственный путь к знаниям
Бернард Шоу

Актуальность и перспективность опыта

Одно из важнейших творческих направлений в моей работе - научиться правильно планировать и использовать время без непродуктивных потерь, научиться отыскивать его резерв на его основе анализа работы и использовать их для совершенствования форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучению, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом. Так, традиционные системы контроля и учета знаний — это, на мой взгляд, та " болевая " точка, где недостатки старых методов обучения ощущается в наибольшей степени. Как известно, под педагогическим контролем понимают систему научно-обоснованной проверки результатов образования, обучения и воспитания учащихся. Более узкое определение гласит, что педагогический контроль-это выявление, измерение и оценка знаний, умений и навыков учащихся. Различают текущий, тематический, рубежный, итоговый и заключительный контроль. В школе распространены такие методы диагностики учебных достижений учащихся, как экзамены и зачеты, письменный и устный опрос, контрольные работы, рефераты. Все они имеют достоинство и недостатки. Так, опрос прост и универсален, активизирует знание, развивает речь, но не дает возможности проверить знания всех. Экзамен позволяет определить уровень знаний учащихся в целом, но многие из них испытывают чувство страха и неуверенности и поэтому не могут реализовать свои возможности. Традиционные методы контроля зачастую субъективны, у каждого экзаменатора есть свои специфические требования: одни ценят — логичность ответа, другие — его основательность, третьи — оригинальность в суждении. Да и критерии оценки у каждого учителя разные, что делает отметки несопоставимыми между собой. Чтобы объективно оценить знания учащихся, необходимо их измерить. Можно определить основные подходы к измерению уровня знаний, сформировав образ знания, подобрав задания и оценив их выполнение. Основные направления совершенствования контроля, таким образом, связано с переходом к объективным методам измерения знаний. Наилучшим и наиболее корректным из известных сегодня методов измерения знаний обучаемых, на мой взгляд, является метод проектов.

Цели и задачи проектной деятельности :

  1. контроль знаний и умений по пройденному материалу;
  2. формирование в сознании школьника информационной картины мира;
  3. возможность работать с компьютером;
  4. развитие умений поиска и обработки информации;
  5. работа по новым технологиям;
  6. развитие самостоятельности;
  7. умение слушать и уважать мнения учащихся;
  8. способность личной уверенности у каждого участника проектного обучения;
  9. развитие исследовательских умений.

В задачи курса "Информатика и информационные технологии” входит формирование мышления, адекватного современным требованиям, поэтому необходимо учить детей самостоятельно мыслить, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Выполнение проектов в рамках уроков информатики служит этим целям.

Поскольку понятие "проект” довольно широко используется в настоящее время, и за него иногда принимают просто практическую работу над какой-либо темой или групповую работу, нужно обозначить, что метод проектов предполагает наличие самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов. Самостоятельная деятельность учащихся и творческий подход предполагается на каждом этапе проекта – начиная от выбора темы до получения результата. При работе над проектом должен быть получен осязаемый результат: конкретное решение проблемы или продукт, готовый к применению. Технология работы по методу проектов — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

Новизна опыта

Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда»

Работа по методу проектов требует творчества. Развитие продуктивного (творческого) мышления — на сегодняшний день одна из актуальных проблем образовательной среды России. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой обучения.

Проектная деятельность прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:

  • принцип обучения деятельности;
  • принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;
  • принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;
  • принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;
  • креативный принцип.

На предмете информатика проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся.

Теоретическая база опыта

Идеи о творческом характере мышления разрабатывались в трудах Б. Г. Ананьева, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожеца, А. Н. Леонтьева, Н. А. Менчинской и многих других. Среди работ, посвященных вопросам развития продуктивного мышления при обучении информатике следует отметить работы В. А. Крутецкого, Д. Пойа, Л. М. Фридмана, Е. Н. Турецкого.

Очень полная и доступная информация проектном методе приведена в следующей литературе:

  1. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. Л. П. Панкратова, Е. Н. Челак СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 448с.
  2. Журнал «Информатика и образование»
  3. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ, 2003.
  4. Шауцукова Л.З. Информатика Учебник для 10-11классов.–М., 2004
  5. Посещение уроков коллег
  6. Посещение семинаров и конференций учителей других школ
  7. Изучение методической литературы

Кроме этого к учебнику Н.Д.Угриновича издан методический комплекс, включающий в себя и проектные работы.

Ведущая педагогическая идея

Размышляя о целях и задачах общеобразовательной школы на современном этапе развития нашего общества, анализируя происходящие процессы, я пришла неизбежному выводу о необходимости понимания образования как целостной системы формирования социально адекватной личности. Под социальной адекватностью мною понимается такой перечень личностных параметров, который позволяет их обладателю активно и творчески преобразовывать свою жизнь, постоянно сохраняя позитивную позицию данных преобразований как для себя и своего непосредственного окружения, так и для общества в целом с учетом постоянных социальных изменений.

Возникает вопрос, как на уроке информатики в средней общеобразовательной школе, помимо решения традиционных задач, усвоения базисной суммы знаний, умений и навыков, формировать указанные личностные параметры. Я предположила, что потребность в получении знаний, умение самостоятельно организовывать работу по их формированию, выбор наиболее оптимальных путей для этого, планирование своей образовательной деятельности являются социально адекватными ценностями.

Какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления учащихся.

Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую.

1. Развитие всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного, абстрактно-логического, продуктивного, критического) и одновременно стимуляцию процесса перерастания их из одного вида в другой.

2. Формирование и совершенствование мыслительных операций.

3. Развитие умений:

  • выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от несущественных;
  • находить главные связи и отношения предметов и явлений реальной действительности;
  • делать правильные выводы из фактов и проверять их;
  • доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения;
  • раскрывать сущность основных форм правильных умозаключений (индукции, дедукции и по аналогии);
  • излагать свои мысли определенно, последовательно, непротиворечиво и обоснованно.

4. Выработку умения осуществлять перенос операций и приемов мышления из одной области знания в другую, прогнозирования развития явлений и умения делать выводы.

5. Совершенствование умений и навыков применения законов и требований формальной и диалектической логики в учебной и внеучебной познавательной деятельности учащихся.

У ребенка с самого детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная новая мысль, высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Оптимальность и эффективность средств

Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.

В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями информатики в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

Технология опыта

Значительное внимание в современном образовании уделяется личностной ориентации, методике для учета индивидуальных особенностей учащегося, использование опыта учащегося и обучении методам исследования.

Таким требованиям, предъявляемым к содержанию современного образования, несомненно, отвечает проектная форма обучения. Проектная форма обучения - это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что - то новое.

Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, распределять обязанности в группах по способностям и интересам детей.

В ходе проектирования учитель должен быть консультантом: дает рекомендации по подготовке, сбору информации, вовремя направляет в верное русло, если ученики отошли от темы, обсуждает с учащимися этапы реализации проекта.

Трудности, которые могут возникнуть перед учениками в ходе выполнения проекта:

  • выбор темы;
  • постановка целей и задач проекта;
  • пути их решения;
  • сравнения полученного результат с тем, что они получили.

В ходе выполнения работы над проектом у учащихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;
  • проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
  • рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Настоящее время требования ориентированы на возможность изучения информационных технологий и формирования коммуникационной компетентности, в том числе и при изучении различных предметов. Формой контроля усвоение учащимися программы курса «Информационные технологии» был выбран проект создания компьютерной презентации. Проектной деятельностью ребята начинают заниматься с ноября месяца. В сентябре на уроке информатики учащиеся 10- 11 классов самостоятельно выбирают тему, над которой будут работать в течение двух месяцев, на этом же уроке дается краткое описание и оформление проекта.

Учащиеся самостоятельно ведут сбор информации, сканируют рисунки, подбирают музыку. Проекты выполняются с помощью программы Power Point. При выполнении работы ребята овладевают практическими навыками:

  • работа со сканером;
  • микрофоном;
  • компакт – дисками;
  • цифровым фотоаппаратом;
  • видеокамерой;
  • с программой Adobe Photoshop и т.д.

Метод проектов применяется не только при изучении именно этой программы. Например, при прохождении темы «Растровый редактор Paint» учащиеся 9-х классов получают задание (краткосрочный проект) – создать праздничную открытку «К дню учителя», « К 65-летию Победы» и т.д., приглашение, визитную карточку и др. Здесь акцент делается на творческие способности учащихся.
При изучении языка программирования Visual Basic 2005 учащиеся 10 –х классов(профильный класс), к примеру, делают проект «Часы». Но ставится условие, если проект сделан на основе только объяснений учителя, то он не засчитывается, а вот если автор при создании проявил творчество в дизайне, дополнил новыми кнопками, то есть повысил функциональность проекта, - в таком случае ученик может претендовать на оценку «хорошо» или «отлично».

Учащиеся 9-х классов при изучении программы Windows Movie Maker создают небольшие фильмы. Примерные названия: «Мои друзья», «Самые дружные», «День Победы», «К 65-летию Победы» и др. Как видите фильмы большей частью демонстрационные, но я думаю, что чем старше ребята будут становиться, тем их проекты буду носить более исследовательский характер.
Учащиеся 11-х классов ( профильный класс) при изучении темы «Макет и верстка в настольных издательских системах» с помощью издательской системы Scribus создают проекты (газетные полосы , плакаты) на тему «Моя будущая профессия»

Этапы выполнения проекта.

Каждый этап работы должен внимательно и строго контролироваться. При недостаточном контроле в процессе работы над проектом возможна непроизвольная, случайная замена поставленных задач на какие-либо другие и, как следствие, выход на незапланированный результат. Это досадная, но не грубая ошибка, так как проект все равно выполняет свою функцию: учащиеся осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, включая в работу различные учебные дисциплины.

Работа над проектами проходит в несколько этапов:

  1. Подготовка к работе над проектом.
  2. Выбор темы.
  3. Постановка цели и задачи проекта.
  4. Поиск информации различными способами.
  5. Поиск иллюстраций.
  6. Разработка структуры презентации.
  7. Разработка дизайна кадров.
  8. Подготовка к защите проекта
  9. Презентация проектов. (Защита)
  10. Анализ проектной работы.

Результативность опыта

В результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности.

Большое достоинство проектной деятельности:

  • Умение работать в коллективе.
  • Брать ответственность за выбор решения на себя.
  • Разделять ответственность с другими.
  • Демонстрация энтузиазма.
  • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей.
  • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы.
  • Работу над проектом можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи.
  • Не могут использовать чужой проект.
  • Связь информатики с другими школьными предметами и поиск информации за переделами учебного заведения.
  • Каждый ученик понимает важность, работы.

Проекты, выполняемые на уроках, бывают краткосрочные, а также средней продолжительности, которые разрабатываются на нескольких занятиях. Такие проекты выполняются при изучении тем: "Программирование на языке "Turbo Pascal”, Программирование на языке ООП VBasic 2005”, "Графика языка Turbo Pascal”,"Графика языка ООП VBasic 2005”, "Логические функции MS Excel”, "Использование текстового процессора MS Word как издательской системы”, "Создание презентаций с помощью PowerPoint”, "Системы управления базами данных MS Access”, «Разработка Web –сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML». Проекты выполняются в соответствующих средах, которые используются в качестве компьютерных инструментальных средств информационного моделирования. Знания и умения, полученные при изучении курса, станут арсеналом искусства моделирования в широком смысле этого слова.

Тематика проектов может быть предложена самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Например, в среде PowerPoint учениками в разные годы разрабатывались такие темы, как: «Дети- цветы жизни» , «К 65-летию Победы», Саранск, «Формула вечного календаря», «Закат на берегу острова» и т.д. В других случаях тематика проектов выбирается учителем, с учетом учебной ситуации по своему предмету. Например, «Разработка тестов в среде MS Excel», «Создание макросов в приложениях MS Word, MS Excel, MS PowerPoint.»

Все эти задачи требуют интегрированного знания, исследовательского поиска для своего решения, привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей. Таким образом, появляется вполне естественная интеграция знаний – освоение программных сред осуществляется в процессе работы над индивидуальными проектами, в процессе их создания реализуются определенные образовательные цели, кроме того, у обучающихся имеется возможность на уроках информатики закреплять и углублять знания, полученные при изучении других дисциплин.

Возможность тиражирования

Основная часть проектов разработанные учащимися размещена на собственном сайте.
Часть проектов созданных на языке ООП VBasic 2005 созданные учащимися профильного класса размещены на сайте «Сообщество учителей информатики». Проекты созданные в среде PowerPoint и сайты созданные при помощи языка разметки гипертекста HTML размещены на сайте «Интер Ника –открытое педагогическое сообщество».

Левщанова Т.М01.01.2012 82842 Вне урока
Всего комментариев: 2
avatar
0
1

Спасибо автору за конкретные примеры деятельности. smile
avatar
0
2

Огромное вам спасибо
avatar