РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников

Актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников
Актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников

Профессиональное самоопределение школьников - одна из ключевых педагогических проблем, связанных с профессиональным становлением личности. Выбор профессии – одна из главных задач, которую молодым людям приходиться решать самостоятельно. Не имея большого жизненного опыта, молодежь не всегда может правильно сориентироваться в мире профессий, в своих интересах и склонностях. Выпускники школ чаще всего подходят к выбору профессии односторонне, не всегда осознанно. Неслучайно исследователи отмечают, что учащиеся, сделавшие свой профессиональный выбор, первостепенное внимание уделяют профилирующим учебным предметам, игнорируя при этом другие школьные дисциплины, не усматривая в них того вклада, который они вносят в данную профессиональную область. Нередко таким предметом выступает математика. Анализ научных публикаций и существующей образовательной практики привел нас к выводу о том, что имеет место противоречие между объективно имеющимся ценностным потенциалом математики и отсутствием у многих школьников, осуществляющих свое профессиональное самоопределение, осознания значимости этого потенциала для будущей профессии. Отсюда проблема исследования: каковы педагогические условия актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников.

Гипотеза исследования: актуализация ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:

  • введение в контекст содержания учебного материала исторических сведений, иллюстрирующих примеры научных открытий, идей на стыке математики и других областей знаний;
  • решение старшеклассниками задач, раскрывающих связь математики и определенной профессии;
  • использование различных форм внеучебной образовательной работы с учащимися по математике;
  • оптимизация межпредметных связей в процессе обучения.
Задачи исследования:
  • На основе анализа психолого-педагогической и методической литературы выявить ценностный потенциал математики.
  • Определить педагогические условия, способствующие успешной актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников.
  • Реализовать совокупность данных педагогических условий в образовательной практике современной школы.

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент.
Исследование осуществлялось в течение 2011 – 2012 учебных годов.
Опытно - экспериментальной базой исследования явилась школа №31 г. Барнаула.

Анализ научных публикаций позволил нам определить ценностный потенциал математики, который в контексте нашего исследования понимается как степень мощи и скрытых возможностей влияния ее содержания, на успешное овладение той или иной профессией. 

Исследователи в составе ценностного потенциала математики выделяют также:

  • Гуманитарный потенциал
  • Эстетический потенциал
  • Образовательный потенциал
Анализ изученной психолого-педагогической литературы по проблеме профессионального самоопределения учащихся помог нам выделить теоретические положения, послужившие основой нашего исследования, и сформулировать понятие самоопределения старшеклассников. Профессиональное самоопределение старшеклассников – это процесс самостоятельного поиска и осознание учащихся ценностей и смыслов выполняемой ими деятельности, сопровождающийся выбором направления послешкольного образования как основы будущей профессиональной деятельности, и оценка собственных перспектив обучения и работы в выбранном направлении на основе самореализации в этой области.

В качестве педагогических условий успешной реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников выступают:

  • введение в контекст содержания учебного материала исторических сведений, иллюстрирующих примеры научных открытий, идей на стыке математики и других областей знаний;
  • решение старшеклассниками задач, раскрывающих связь математики и определенной профессии;
  • использование различных форм внеучебной образовательной работы с учащимися по математике;
  • оптимизация межпредметных связей в процессе обучения.
Введение в контекст содержания учебного материала исторических сведений, иллюстрирующих примеры научных открытий, идей на стыке математики и других областей знаний позволяет учащимся осознать, как связана математика с другими науками, и как она связана с различными профессиями.

Следующий путь актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников - это задачи, раскрывающие связь математики и определенной профессии;

Данный путь позволяет учащимся проследить значимость ценностного потенциала математики через различные задачи, имеющие своим содержанием явления, процессы, происходящие в той или иной профессиональной сфере.

Рассмотрим некоторые из них: задача, демонстрирующая применение математических знаний в профессии биолога.

Скорость размножения бактерий пропорциональна их количеству. В начальный момент времени t=0 имелось 100 бактерий, а течении 3 часов их число удвоилось. Найти зависимость количества бактерий от времени. Во сколько раз увеличится количество бактерий в течение 9 часов?

В качестве примера можно привести задачу, связанную с профессией строителя или архитектора:

Арка моста имеет форму дуги параболы. Высота арки 2 м, а длина стягивающей ее хорды 24 м. Арка имеет 5 вертикальных стоек, укрепленных в точках хорды и делящих ее на части равной длины. Вычислить длины стоек.

Следующая задача отражает связь математики с профессией астронома:
Найти, через какое время встретятся два небесных тела, движущихся навстречу друг другу или в одном направлении, если известны их скорости и расстояния между ними.

Подобные задачи дают возможность школьникам лучше представить себе практические применения математических методов, показать важность математики в различных профессиях.

Следующий путь реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников – использование различных форм внеучебной образовательной работы с учащимися по математике.

Существуют следующие формы организации внеклассной работы с учащимися, в ходе которых можно успешно реализовать ценностный потенциал математики:

  • математические кружки, на которых задания подбираются таким образом, чтобы учащиеся четко прослеживали связь математики с теми или иными профессиями;
  • математические викторины, конкурсы и олимпиады;
  • математические вечера, посвященные различным видам профессии, на которых могут быть приглашены представители из различных сфер своей деятельности и студенты разных факультетов, которые рассказали бы как математика важна в их деятельности;
  • внеклассное чтение литературы, иллюстрирующей связь математики и будущей профессии.
Еще один важный путь актуализации ценностного потенциала – это оптимизация межпредметных связей в процессе обучения.
Гуманитарная ориентация обучения математики приводит к необходимости новой постановки классической проблемы межпредметных связей в общеобразовательном курсе и конструирования новых путей ее решения.

В работе рассмотрен ряд межпредметных связей это связь математики с физикой, с химией, экономикой, историей, географией.
В исследовании приняли участие 92 школьника 9-ых и 11-ых классов и 5 учителей математики и 4 учителя других учебных дисциплин.

Целью констатирующего эксперимента явилось выяснение у учащихся понимания важности ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения.

В связи с этим нами были выявлены критерии и разработаны уровни сформированности осознания учащимися значимость математики для будущей профессии. В качестве таких критериев, на наш взгляд, выступают:

  • осознание важности математики как неотъемлемой составляющей общей культуры человека;
  • понимание необходимости конкретных математических знаний для восприятия и интерпретации различной, социальной, экономической, политической информации, использования в современной технике, повседневной практической действительности;
  • способность видеть возможности использования математических методов в любой профессиональной области;
  • понимание значимости математического мышления как основы любого профессионального мышления, необходимого для решения многообразных производственных ситуаций.
Выявление уровней сформированности осознания учащимися значимости математики для будущей профессии осуществлялось с помощью метода анкетирования.

Школьникам были предложены вопросы, которые требовали от них осознания значимости математики для будущей профессии.
Учащиеся выбравшие гуманитарные профессии, отвечали на вопросы анкеты однозначно, математика им не нужна. Те, кто выбрал профессию, связанную с точными науками, отвечали, что математика им необходима. Однако подобного рода ответы можно встретить у 20,3% испытуемых.

Анализ ответов учащихся свидетельствует о том, что большая часть учащихся не осознает важности математики в их будущей профессии.

Итоги констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что 20,3% старшеклассников своей будущей профессией выбирают профессию экономиста, учителя математики и энергетика, где так или иначе необходимы знания математики.
30,8% учащихся выбрали медицинские специальности и считают наиболее важными предметами химию и биологию, а математика, по их мнению, им не нужна вообще.

48,9% старшеклассников выбрали юриспруденцию и строительство, где , на их взгляд математика не имеет большого значения.
79,7% испытуемых считают, что наиболее значимы для них в школе профилирующие предметы, т. е. те, которые необходимо сдавать на вступительных экзаменах в вуз, либо предметы, близкие к ним. Таким образом происходит отождествление важности той или иной учебной дисциплины для поступления в высшее учебное заведение и для будущей профессиональной деятельности. Ценностный потенциал математики в этом отношении, как правило, не осознается данной группой испытуемых. Использование метода наблюдения показало и отсутствие у этих учащихся интереса к математике, либо его слабую выраженность.

Уровень сформированности познавательного интереса учащихся к математике.

  • осознание важности математики как неотъемлемой составляющей общей культуры человека на высоком уровне составляет 20,3% учащихся, на среднем уровне 34,8 % испытуемых, на низком 44,9%.
  • понимание необходимости конкретных математических знаний для восприятия и интерпретации различной, социальной, экономической, политической информации, использования в современной технике, повседневной практической действительности. На высоком уровне 25,3% учащихся, на среднем 31,5%, на низком уровне составляет 43,2% испытуемых.
  • способность видеть возможности использования математических методов в любой профессиональной области на высоком уровне составляет 20,2% учащихся, на среднем уровне 35,7%, на низком 44,1%.
  • понимание значимости математического мышления как основы любого профессионального мышления, необходимого для решения многообразных производственных ситуаций, на высоком уровне составляет 23,8% учащихся, на среднем уровне 40,3%, на низком 35,9% испытуемых.
Одновременно с учителями была проведена беседа, в ходе которой были рассмотрены следующие вопросы, связанные с выявлением того, как педагоги актуализируют ценностный потенциал математики у учащихся старших классов в процессе их профессионального самоопределения .

Беседа с учителями математики и другими учителями показала, что помочь в достижении этой цели могут отдельные приемы, активизирующие творчество и специальные творческие уроки. Кроме того, постоянно должна подчеркиваться на уроках роль математики в жизни человека, предлагаться задачи с практическим содержанием из различных областей науки и техники и др.
Приведем пример фрагмента урока географии, где реализовывались разработанные нами пути: (слайд) График функции у=sin x», мы опирались на знания школьников по географии. Цель урока: ответить на вопрос «Что общего между заходом Солнца и функцией синус?». Тем самым мы пытались продемонстрировать значимость математики в профессии географа и проиллюстрировать применение синусоиды в окружающей действительности.

В начале урока нами была приведена историческая справка, которая вызвала у учащихся большой интерес к данной теме. Тем самым уже на первом этапе урока учащиеся убедились, что математика играет большую роль в естественнах науках, в частности, в профессии астранома.

Мотивацией к поиску ответа на поставленный вопрос могут служить следующие наши рассуждения.
С помощью отрывного календаря нетрудно отметить момент захода Солнца на первое число каждого месяца с помощью таблицы:
дата время дата время
1.1 16.05 1.7 22.14
1.2 17.01 1.8 21.33
1.3 18.02 1.9 20.22
1.4 20.05 1.10 18.03
1.5 21.05 1.11 16.48
1.6 21.59 1.12 15.59

Соединив полученные точки плавной линией, построим график, у которого на оси ординат начало отсчета соответствует среднему времени захода солнца
Учащиеся довольно быстро замечают возможность уточнения этой линии - если нанести график ещё по 15 (или даже по 30) точек в течение каждого
Месяца, считая месяц округлённо за 30 дней.
Описанный путь может быть использован для повторения определения функции и её основных свойств, так и для обсуждения особенностей функции у=sin x и у = arcsin x.

Все свойства графика функции y=sin x рассматривались на уроке на основе георафических фактов, например: Область определения. Солнечная система существует если не вечно, то достаточно долго, как в прошлом, так и в будущем. Поэтому некоторые школьники утверждают, что область определения этой функции интервал (-х, +∞).и т.д. В ходе рассмотрения свойств предлагались задачи связанные с астрономией, географией тем самым осуществлялся второй путь актуализации ценностного потенциала математики. Пример: построив кривую зависимости момента захода Солнца от даты для Барнаула, получить график для более высоких широт, построить график для более низких широт , аналогичным образом.

Многие пересмотрели свое мнение о том, что математика не нужна в какой – либо профессии, увидев ее значимость для профессии географа, а также для профессий связанных с астрономией.
Такого рода уроки были проведены по истории, экономике, химии.

Также нами было проведено с учащимися 11-х классов, классный час, куда были приглашены родители, студенты. Они рассказывали про свои профессии и как необходима математика в их профессиональной деятельности.
Реализация данных условий в определенной степени обеспечила осознание ценностного потенциала математики старшеклассниками, понимание ее значимости для будущей профессиональной деятельности. В результате чего у учащихся повысился уровень мотивации, интерес к данной учебной дисциплине.

Список литературы
  1. Абульхова – Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980. – 335 с. 
  2. Агранович М. Доклад о развитии человеческого потенциала // Альмаматер. – 2003. - №6. – С.10 -12. 
  3. Ануфриев С. И. Самоопределение человека в современном обществе // Вестник ТГПУ.- 2004. - №2 - С.39 – 43. 
  4. Артюхова И. С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. – 2004. - №2. – С.9-13. 
  5. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М: Педагогика. - 1989 – 192 с. 
  6. Бибрих Р. Р. Васильев И. А.. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности // Вестник Московского университета. – 1987. - №2. – С.20 -30. 
  7. Бодалев А. А. Психология о личности. - М: Издательство Московского университета, 1988. – С.191. 
  8. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии -1979. - №4 – С. 25 – 35. 
  9. Борисова Е. М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект // Профессиональный потенциал. – 2003. - №2. – С.3 -4. 
  10. Брейтигам Э. К. Интеграция предметно – понятийной и смысловой деятельности при обучении старшеклассником математического анализа. Барнаул, 2002. - С.12 – 22. 
  11. Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики. - М: Просвещение, 1996. – 319 с. 
  12. Вовк С. Н. Математический эксперимент и научное познание // Педагогика. – 2003. - №7. - С.12 -14. 
  13. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. – 1994. - №3. – С.43 – 52. 
  14. Глас Д. Статистические методы в педагогике и психологии. – М: Прогресс, 1976. – 495 с. 
  15. Гнеденко Б. В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. - М., 1982. - С.23 -34. 
  16. Годник С. М. Процесс преемственности высшей и средней школы. - Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1982. – 208 с. 
  17. Гостева П. А. Взаимосвязь критериев и этапов профессионального выбора у старшеклассников // Профессиональный
Белоусова Анна Ивановна01.03.2013 19590 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar