РАЗРАБОТКИ
|
Актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассниковАктуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников Профессиональное самоопределение школьников - одна из ключевых педагогических проблем, связанных с профессиональным становлением личности. Выбор профессии – одна из главных задач, которую молодым людям приходиться решать самостоятельно. Не имея большого жизненного опыта, молодежь не всегда может правильно сориентироваться в мире профессий, в своих интересах и склонностях. Выпускники школ чаще всего подходят к выбору профессии односторонне, не всегда осознанно. Неслучайно исследователи отмечают, что учащиеся, сделавшие свой профессиональный выбор, первостепенное внимание уделяют профилирующим учебным предметам, игнорируя при этом другие школьные дисциплины, не усматривая в них того вклада, который они вносят в данную профессиональную область. Нередко таким предметом выступает математика. Анализ научных публикаций и существующей образовательной практики привел нас к выводу о том, что имеет место противоречие между объективно имеющимся ценностным потенциалом математики и отсутствием у многих школьников, осуществляющих свое профессиональное самоопределение, осознания значимости этого потенциала для будущей профессии. Отсюда проблема исследования: каковы педагогические условия актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников. Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования: процесс профессионального самоопределения старшеклассников. Предмет исследования: актуализация ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения старшеклассников. Гипотеза исследования: актуализация ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников обеспечивается реализацией следующих педагогических условий:
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, анкетирование, беседа, наблюдение, эксперимент. Анализ научных публикаций позволил нам определить ценностный потенциал математики, который в контексте нашего исследования понимается как степень мощи и скрытых возможностей влияния ее содержания, на успешное овладение той или иной профессией. Исследователи в составе ценностного потенциала математики выделяют также:
В качестве педагогических условий успешной реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников выступают:
Следующий путь актуализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников - это задачи, раскрывающие связь математики и определенной профессии; Данный путь позволяет учащимся проследить значимость ценностного потенциала математики через различные задачи, имеющие своим содержанием явления, процессы, происходящие в той или иной профессиональной сфере. Рассмотрим некоторые из них: задача, демонстрирующая применение математических знаний в профессии биолога. Скорость размножения бактерий пропорциональна их количеству. В начальный момент времени t=0 имелось 100 бактерий, а течении 3 часов их число удвоилось. Найти зависимость количества бактерий от времени. Во сколько раз увеличится количество бактерий в течение 9 часов? В качестве примера можно привести задачу, связанную с профессией строителя или архитектора: Арка моста имеет форму дуги параболы. Высота арки 2 м, а длина стягивающей ее хорды 24 м. Арка имеет 5 вертикальных стоек, укрепленных в точках хорды и делящих ее на части равной длины. Вычислить длины стоек. Следующая задача отражает связь математики с профессией астронома: Подобные задачи дают возможность школьникам лучше представить себе практические применения математических методов, показать важность математики в различных профессиях. Следующий путь реализации ценностного потенциала математики на этапе профессионального самоопределения старшеклассников – использование различных форм внеучебной образовательной работы с учащимися по математике. Существуют следующие формы организации внеклассной работы с учащимися, в ходе которых можно успешно реализовать ценностный потенциал математики:
Гуманитарная ориентация обучения математики приводит к необходимости новой постановки классической проблемы межпредметных связей в общеобразовательном курсе и конструирования новых путей ее решения. В работе рассмотрен ряд межпредметных связей это связь математики с физикой, с химией, экономикой, историей, географией. Целью констатирующего эксперимента явилось выяснение у учащихся понимания важности ценностного потенциала математики в условиях профессионального самоопределения. В связи с этим нами были выявлены критерии и разработаны уровни сформированности осознания учащимися значимость математики для будущей профессии. В качестве таких критериев, на наш взгляд, выступают:
Школьникам были предложены вопросы, которые требовали от них осознания значимости математики для будущей профессии. Анализ ответов учащихся свидетельствует о том, что большая часть учащихся не осознает важности математики в их будущей профессии. Итоги констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что 20,3% старшеклассников своей будущей профессией выбирают профессию экономиста, учителя математики и энергетика, где так или иначе необходимы знания математики. 48,9% старшеклассников выбрали юриспруденцию и строительство, где , на их взгляд математика не имеет большого значения. Уровень сформированности познавательного интереса учащихся к математике.
Беседа с учителями математики и другими учителями показала, что помочь в достижении этой цели могут отдельные приемы, активизирующие творчество и специальные творческие уроки. Кроме того, постоянно должна подчеркиваться на уроках роль математики в жизни человека, предлагаться задачи с практическим содержанием из различных областей науки и техники и др. В начале урока нами была приведена историческая справка, которая вызвала у учащихся большой интерес к данной теме. Тем самым уже на первом этапе урока учащиеся убедились, что математика играет большую роль в естественнах науках, в частности, в профессии астранома. Мотивацией к поиску ответа на поставленный вопрос могут служить следующие наши рассуждения. Все свойства графика функции y=sin x рассматривались на уроке на основе георафических фактов, например: Область определения. Солнечная система существует если не вечно, то достаточно долго, как в прошлом, так и в будущем. Поэтому некоторые школьники утверждают, что область определения этой функции интервал (-х, +∞).и т.д. В ходе рассмотрения свойств предлагались задачи связанные с астрономией, географией тем самым осуществлялся второй путь актуализации ценностного потенциала математики. Пример: построив кривую зависимости момента захода Солнца от даты для Барнаула, получить график для более высоких широт, построить график для более низких широт , аналогичным образом. Многие пересмотрели свое мнение о том, что математика не нужна в какой – либо профессии, увидев ее значимость для профессии географа, а также для профессий связанных с астрономией. Также нами было проведено с учащимися 11-х классов, классный час, куда были приглашены родители, студенты. Они рассказывали про свои профессии и как необходима математика в их профессиональной деятельности.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Популярные разработки
1.27. Механические волны. Решение задач ОГЭ Презентация для детского сада "Морские приключения" Презентация для детского сада «Морские чудеса» (по стихотворениям Ивана Демьянова) Презентация для детского сада по сказке С.Сахарнова "Почему щука в море не живёт" Презентация для детского сада "Морские небылицы" (по стихотворениям Ивана Демьянова) ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены