РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Научно-исследовательская работа «Курить - себе вредить»

Научно-исследовательская работа  «Курить - себе вредить»

Авторы работы: Шевченко Светлана Максимовна
ученица 6 «Б» класса МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки

Руководитель: Шевченко Ольга Васильевна
учитель начальных классов 1 категории МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки

Кто курит табак, тот сам себе враг!
Запомни – человек не слаб!
Рожден свободным.
Он не раб.
Сегодня вечером.
Как ляжешь спать
Ты должен так себе сказать:
“Я выбрал сам дорогу к свету
Я, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить.
Я человек.
Я должен сильным быть!”

1. Введение

Актуальность исследования.

Один из наиболее распространенных в мире факторов, губительно влияющих на здоровье, — табакокурение. Табак — единственный вид потребительской продукции, который, в конечном счете, убивает половину своих постоянных потребителей, являясь одной из причин высокой распространенности сердечно-сосудистых, онкологических и многих хронических заболеваний легких. Курение — главная причина болезней и преждевременной смертности современного человека.В среднем в мире курит около 50 % мужчин и 25 % женщин. В нашей стране, как и во многих других, ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростков, молодежи.

Курение и молодежь — очень серьезная проблема, и проблема не только медицинская, но и социальная. В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию, распространившуюся не только среди мужчин, но и среди женщин и подростков, что наносит существенный ущерб здоровью населения. Приобщение к курению начинается в школе, мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки в 13-14 лет. В нашей школе также много курящих подростков. Курение опасно не только для самих курящих, но и для окружающих их некурящих людей.

Во многих странах мира развернута активная борьба с употреблением табачной продукции. В Российской Федерации в январе 2002 года был принят Закон «Об ограничении курения табака», который регламентирует производство и потребление табачных изделий, в 2008 году вышел Закон о запрете рекламы на табачные изделия, 1 июня 2013 года вступил в силу закон, вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах.
Считаю, проблема борьбы с курением очень актуальна и требует скорейшего ее решения.

Цель работы. Изучение отношения обучающихся МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки к курению и воздействия табачного дыма на живые организмы.

Задачи:

  • проанализировать научную информацию по теме;
  • описать состав табачного дыма;
  • определить, к каким последствиям ведет курение подростков;
  • выявить отношение детей к данной проблеме.

Объект исследования — человек.

Предмет исследования — здоровье человека.

Выдвигаем гипотезу. Могу предположить, что курение вредит здоровью.

Методы исследования:

  • анализ научной литературы;
  • анкетирование;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • сравнение полученных результатов.

2. Основная часть.

2.1. Что такое табак и откуда он взялся?

Таба́к (лат. Nicotiána) — род многолетних и однолетних растений семейства Паслёновые. Культивируется как наркотическое средство, вызывающее кратковременную эйфорию. Употребление табака в различных видах и различными способами (курение, жевание, нюхание) вызывает зависимость.

В Европе долго не было известно о табаке. Листья и семена табака были привезены из Америки в 1492 году моряками экспедиции Христофора Колумба. Когда его корабли пристали к одному из островов неизвестного материка, матросы с изумлением наблюдали, как индейцы выпускали изо рта дым, который они втягивали из тлеющих листьев какого-то растения. Существовало поверие, что дымом они отпугивали москитов. Испытывая одурманивающее действие табака, индейцы приписывали ему волшебные свойства. Курили они и во время религиозных церемоний, пускали клубы табачного дыма по направлению к солнцу, где, по их мнению, и обитало божество “Моннито” - дух жизни.

При встрече с матросами Христофора Колумба индейцы пытались в знак дружбы угощать их табаком. Если кто-либо отказывался от предлагаемой “Трубки мира”, это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Чтобы не обидеть индейцев Христофор Колумб и его матросы были вынуждены принимать угощение и курить, не смотря на тошноту и неприятное самочувствие. Постепенно часть матросов привыкли к курению табака.

Испанский монах Роман Пано использовал растения в качестве декоративных.О табаке писали хвалебные трактаты, рассматривая его как чудодейственное средство на организм: очищает мозговые соки, уменьшает голод, жажду и пьянит, как вино.Екатерина Медичи, будучи больна, стала применять “нюхательный табак” от головной боли. Она испытывала кратковременное облегчение под воздействием никотина. Мода нюхать табак стала быстро распространяться. Вера в целебные свойства табака была настолько сильна, что во время эпидемии чумы в целях профилактики табак нюхали даже дети.

Вскоре увлечение табаком сменилось глубоким разочарованием. Оказалось, что употребление табака вредно и опасно для здоровья. В 1680 году французский король Людовик XII издал декрет по которому только аптекари имели право его продавать. В других странах, лиц увлеченных курением строго наказывали. Например, с петлей на шее водили напоказ местным жителям в целях их устрашения, а злостных курильщиков даже казнили. В Сант-Яго в 1692 году пять монахов, уличенных в курении, заживо замуровали в монастырской стене. В России царь Михаил Федорович издал свод законов, в которых говорилось, что курильщиков табака следует наказывать шестьюдесятью палочными ударами по подошвам ног. А торговцам табака “пороть ноздри”, резать носы и ссылать в дальние города. Лишь Петр I, который пристрастился к табаку в Голландии, снял запрет на табак.

2.2. Состав табачного дыма.

Сигарета содержит более четырёх тысяч вредных веществ! Запомнить на память все их конечно нереально. Тем неменее знать три самые основные группы токсинов надо.

Первая группа - это смола. Она содержит в себе сильнейшие канцерогенные вещества, которые сильно раздражают ткани бронхов, а также и лёгких. А как известно, канцерогены - это вещества, способствующие развитию рака. По статистике 85 % заболеваний раком лёгких вызвано именно курением. Также курением вызвана большая часть раковых заболеваний полости рта и гортани. Смола также и есть самая главная причина кашля и хронических бронхитов у курильщиков.

Ко второй группе относится сам никотин. Никотин - это наркотическое вещество, которое оказывает стимулирующее действие. Никотин вызывает привыкание, перерастающее в зависимость. Он содержится в листьях различных растений: табака, индийской конопли, польского хвоща и др. Никотин имеет сложное строение и обладает сильным отравляющим действием. Одной капли чистого никотина (0,05г) достаточно, чтобы умертвить человека. Все живые вещества очень чувствительны к никотину. Птицы гибнут при нанесении на клюв 1/4 части капли, собаки от 1/2, лошадь от 3 капель.

К третьей группе вредных веществ относят токсичные газы. Самый главный ядовитый компонент – этоокись углерода, которую ещё называют угарным газом. Он образует с гемоглобином очень прочную связь, из-за чего происходит так, что количество гемоглобина, способного переносить кислород, уменьшается, что приводит к кислородному голоданию. По этой причине большое количество курильщиков мучаются постоянным кислородным голоданием. Это отчётливо ощущается ими при физических нагрузках. Особенно это заметно курильщикам при подъёме по лестнице или на пробежке, появляется быстрая одышка.

В табачном дыму содержится 4 000 токсичных веществ, а это в 4 раза больше, чем в выхлопах машин. То есть курение сигареты на протяжении одной минуты можно сравнить с тем, что курильщик будет дышать выхлопами машины на протяжении 4 минут.

2.3. Вред курения для подростков.

Когда человек впервые прикасается к сигарете, он не задумывается о тех тяжелых последствиях, к которым может привести курение. Когда же приобщаются к курению? В основном в школьном возрасте. Никотин появляется в тканях мозга спустя 7 секунд после первой затяжки. Мозг привыкает к постоянным никотиновым подачкам, чтобы поддержать нормальное самочувствие, приходиться «подкармливать» мозг никотином. А иначе появляется беспокойство, раздражительность, нервозность.

Поскольку в период пребывания в школе, организм человека находится в стадии активного формирования, вред курения для подростков и юношей достаточно ощутим. Прежде всего, привычка замедляет темпы физического развития ребенка. Подросток, балующийся сигаретами, отличается худобой и нездоровым цветом лица. Однако это лишь внешние проявления курения. На самом деле, последствия для организма ребенка куда более плачевные.

От воздействия вредных веществ, содержащихся в сигарете, страдают, в первую очередь, легкие и сердечнососудистая система. На стадии физического становления у ребенка уже появляется одышка, кашель. Кроме того, в виду не достаточной устойчивости организма к внешним воздействиям, страдает и сердце.

Для подросткового возраста характерны активные гормональные изменения. Поэтому переходный период часто сопровождается повышенным или заниженным давлением, некоторыми коррективами в работе сердца. Курение усугубляет течение переходного периода, делая его более критичным. Никотин провоцирует сердце на более активную работу. Таким образом, оно изнашивается еще с достаточно юного возраста.

Ничуть не меньшее влияние курение оказывает и на интеллектуальное развитие детей. Поскольку вместе с кровью вредные вещества, содержащиеся в табачном дыме, циркулируют по всему организму, они так же воздействуют на мозг и нервную систему. Последствия курения накладываются одно на другое, в итоге, не позволяя ребенку учиться в полную силу. Сразу после выкуривания сигареты подросток ощущает прилив сил, который быстро сменяется усталостью, подавленным состоянием. Естественно, что плохое настроение ребенка сопровождается стремлением увильнуть от учебной деятельности. Конечно, речь не всегда идет о прогулах. Чаще всего, ребенок проявляет низкую активность на уроке, становится невнимательным, несобранным, рассеянным.

Подростковое курение отрицательно влияет на память и развитие основных мыслительных процессов. Чем больше сигарет ребенок употребляет в течение дня, тем худшую услугу он оказывает собственному интеллекту. Прежде всего, от курения сокращается объем памяти. По этой причине ребенок не всегда может справиться с многочисленными предметами школьной программы. Кроме того, слабее становится логика, подросток в меньшей мере становится способен к анализу, синтезу, абстрагированию.

У курящего подростка происходят изменения чувствительности органов восприятия: ухудшается зрение, обоняние, слух. Кроме того, табачный дым провоцирует возникновение заболеваний в ротовой полости. Кариес, эрозия эмали, а так же характерный для нее желтый цвет становятся настоящей проблемой для подростка. Впоследствии они приводят к разрушению зубов.

В организм ребенка обычно поступает несколько больше вредных веществ, чем в тело взрослого. Это связано не только с меньшей массой тела подростка, но и с особенностью «стиля» курения. Поскольку такая привычка обычно тщательно скрывается от родителей и учителей, ребенок курит достаточно быстро.

Непродолжительные и глубокие затяжки способствуют проникновению в организм как минимум на 20% больше вредных веществ. Кроме того, достаточно часто ребенок использует недокуренные ранее табачные изделия. В них концентрация ядовитых элементов вовсе зашкаливает.

Чтобы вовремя обнаружить и пресечь эту вредную для подростка привычку, родители должны обращать большее внимание на своего ребенка. Конечно, это не означает, что мама и папа должны устраивать обыски с целью поиска табачных изделий. Взрослым нужно следить за внешним видом сына или дочери, состоянием здоровья детей.

3. Экспериментальная часть

3.1. Социологический опрос и его анализ.

Цель опроса - выявление отношения обучающихся нашей школы к курению, а также причин, которые способствуют приобщению молодых людей к курению. В анкетировании участвовало 108 обучающихся МОАУ СОШ № 1 с. Возжаевки.

По результатам опроса сделали выводы:

  1. Из 108 обучающихся курит – 24% (26 учеников), не курит – 66% (72 ученика), раньше курили – 10% (10 учеников). На первый взгляд может показаться, что 24% цифра не большая, но если подумать, то это каждый пятый из опрошенных учеников.
  2. Среди наиболее распространённых мотивов, побудивших обучающихся нашей школы к курению являются: желание выглядеть взрослее – 36% (53 ученика) и за компанию –26% (38 учеников). Также большую роль в приобретении этой привычки сыграло любопытство – 13% (19 учеников), пример друзей и взрослых – 13% (19 учеников), 12% (17 учеников) считают, что курение успокаивает.
  3. Среди курящих ребят нашей школы 73% (19 учеников) впервые взяли сигарету в 13 лет, 15% (4 ученика) в 11 лет, 11% (3 ученика) курят с 8 лет.
  4. Что же нужно делать, чтобы снизить количество курящих в школах? 50% (71 ученик) ребят считают, что необходимо запретить продажу сигарет,– 23% (32 ученика) – считают, что нужно заниматься спортом. Также ребята предлагают вводить штрафы (15% - 21 ученик) и больше просвещать подростков о последствиях курения (12% - 18 учеников).

3.2. Изучение действия сигаретного дыма на живые организмы.

Действие никотина на семена огурцов. (Приложение, опыт № 1)

По несколько семян огурцов положили в две ёмкости, в каждый из которых налили воды таким образом, чтобы она покрыла семена. В первую ёмкость налили водопроводной воды, во вторую – воды, в которой был растворен дым от сигареты. Через четыре дня в первой ёмкости появились проростки, которые в последующие дни увеличились в размерах, во второй проростки не появились совсем.

Действие никотина на плесневый грибок. (Приложение, опыт № 2)

В два полиэтиленовых пакета положили по небольшому кусочку хлеба. Первый оставили контрольным, во второй напустили дым от сигареты. Пакеты оставили в одинаковых условиях при температуре 25оС. В контрольном пакете кусочек хлеба покрылся плесенью через 6 дней. В пакетах с дымом от сигарет плесень не появилась и спустя 10 дней, хлеб лишь зачерствел.

Из проведенных опытов можно сделать выводы:

  • Под воздействием никотина семена огурцов не развиваются.
  • В среде дыма не появляется даже плесневый грибок.

4. Заключение

В заключении исследования можно сделать выводы:

  1. Курение это массовая эпидемия.
  2. Ряды курильщиков пополняются в основном за счет подростков.
  3. Курение – одна из причин потери здоровья уже в юном возрасте.
  4. Табачный дым пагубно влияет на живые организмы.

Помните - школьные годы это годы роста, как физического так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно навыки, привычки как полезные, так и вредные, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволит вам выбрать род занятий по душе и в будущем добиться успеха. Отказаться от курения очень трудно, так как это своего рода, наркомания.

Для того, чтобы снизить процент курящих и создать негативное отношение к табакокурению, в школе должна проводится профилактическая работа, включающая в себя следующие мероприятия:

  • организовать лекторские группы среди учащихся 10-11 классов и разработать темы бесед с учащимися 5-9 классов;
  • раз в месяц проводить «День Здоровья»;
  • вводить спортивные кружки;
  • разработать листовки в помощь желающим бросить курить «Помоги себе сам», буклеты по пропаганде ЗОЖ.

Мой выбор — ЖИЗНЬ без табака.
Мы рождены, чтоб жить на свете долго:
Грустить и петь, смеяться и любить.
Но, что бы стали все мечты возможны,
Должны мы все здоровье сохранить.
Спроси себя: готов ли ты к работе –
Активно двигаться и в меру есть и пить?
Отбросить сигарету? Выбросить окурок?
И только так здоровье сохранить.
Взгляни вокруг: прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете всей здоровье сохранить.

5. Список литературы и источников

  1. Дацун, И. П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] / И. П. Дацун // Химия в школе. – 2006. – № 6. – с. 63-69
  2. Деларю, В. В. Губительная сигарета [Текст] / В. В. Деларю. – М., 1987. – с. 34-36
  3. Колесов, В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] / Д. В. Колесов. – 2-е изд. – М., 1994. – с. 164
  4. Тихомиров, С. В. История потребления табака [Текст] / С. В. Тихомиров // ОБЖ. – 2002. – № 10. – с. 53-59
  5. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» // ОБЖ. – 2006. – № 1. – С. 45-47
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/курение
  7. http://www.bibliopskov.ru/calendar2012.htm
  8. http://www.tooday.ru/11/kurenie.php
  9. http://www.tooday.ru/05/tabak.php
  10. http://kyrenie.ru/opasnosti_kureniya.html
  11. “курение вредит здоровью” — 6 тыс. картинок

6. Приложение:

  • анкеты с ответами обучающихся;
  • фотографии с проведёнными опытами.
Шевченко Ольга Васильевна15.03.2015 24540 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar