РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Нетрадиционные методы привлечения детей к чтению (из опыта сотрудничества с библиотекой)

Нетрадиционные методы привлечения детей к чтению (из опыта сотрудничества с библиотекой)

Бабушкина Е.С.
учитель высшей категории МБОУ «НШДС №1» г.Ангарск

Актуальность выбранной темы связана с тем, что с то сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения.

Современные дети не любят читать!

А ведь каждый учитель мечтает, чтобы по возможности каждый ученик приходил на его урок подготовленным: прочитал то или иное произведение, параграф, сделал задания. Но в век новых технологий среди школьников распространен синдром "комикса": учащиеся заинтересованы в чтении текстов маленьких по объему. Однако реальность современной жизни требует от человека умения ориентироваться в большом потоке информации, умение ее интерпретировать и использовать в жизни.

Дети на вопрос «Любите ли вы читать?» почти всегда отвечают: «Да», но вот на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?» отвечают по-разному: играю, смотрю телевизор, гуляю. И только некоторые ребята отвечают: «Читаю книги». Почему?

Я считаю, что в начальной школе необходимо сформировать ребенка — грамотного читателя, у которого есть привычка к чтению, он знает книги, умеет их самостоятельно выбирать. Этого от нас требует новый федеральный стандарт, этого же ждут от нас родители.

Из образовательной программы "Школа 2100"
«Сквозная цель образования — воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, чувств и мышления»

Ключевая фраза в этом определении — это "воспитание грамотного, компетентного читателя". Кого можно назвать "грамотным читателем"?

Грамотность чтения — это способность:

  • Понимать письменные тексты;
  • Рефлексировать на содержание текстов:
  • Размышлять над содержанием;
  • Оценивать прочитанное;
  • Излагать свои мысли о прочитанном;
  • Использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.);

В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.

По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.

Одна из главных задач моей педагогической деятельности:

  • воспитание в ребенке читателя, любви к книге и приобщение детей к чтению.

Многолетний труд, постоянный поиск эффективных методов и приемов, творческий подход к делу позволил мне создать некую систему в области подготовки юного читателя:

Работа с детьми по приобщению к чтению строится следующим образом:

1. Создание предметно-развивающей среды в классе:

  • книжный уголок, книжные выставки по различным темам (к памятным датам, по сказкам, одного автора, одного иллюстратора и т. п.) ;
  • уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т. п.,
  • уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников,иллюстраторов;
  • выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т. п.

Тесное взаимодействие с библиотекой.

Предлагаю вам опыт работы Сотрудничества с библиотекой для детей младшего школьного возраста. Данный материал, я надеюсь, будет полезен учителям начальной школы.
Своё тесное сотрудничество с Детской библиотекой(филиалом №4) мы начинаем с 1 класса. Подписан договор о сотрудничестве, совместно составляется план на год. Выработана система работы, которая отражена в «Воспитательной программе».

Школьники 1 класса только начинают овладевать техникой чтения; в классе они читают учебник, но процесс чтения им труден, и они охотнее слушают чтение вслух, чем читают сами. В книге их привлекают иллюстрации, они с увлечением их рассматривают, не всегда понимая их связь с текстом.

Во 2 классе школьники уже самостоятельно читают небольшие рассказы, отрывки, а главным образом, сказки; любят рассказы о животных.

Школьники 3 класса вполне овладели техникой чтения. Они отличаются от второклассников своими читательскими интересами. Здесь сказывается различие в чтении мальчиков и девочек: мальчики особенно охотно читают приключения; у девочек преобладает интерес к сказкам. Дети этого возраста умеют не только передать содержание прочитанного и указать, что им особенно понравилось, но и по-своему оценить поступки героев книги.
Третьеклассники начинают пользоваться рекомендательными пособиями.

С переходом в 4 класс у школьников сказывается более широкий диапазон интересов, связанный со школьной программой; они шире знакомятся с вопросами естествознания и истории; начинают читать исторические рассказы, небольшие описания путешествий. В этом возрасте они активно приобщаются к общественной работе, регулярно читают детские газеты, спрашивают книги, помогающие в труде. Многие из них умело используют познавательный материал книги в занятиях.

С каждым годом постепенно улучшается качество чтения школьников: воспитывается привычка дочитывать книгу до конца, умение самостоятельно выбирать книгу.
Традиционно наше взаимодействие проходит в форме проектов. В год реализуется несколько тем. План работы для ребят 1-2 класса составляем совместно с библиотекарем.

Например, план сотрудничества в 1 классе выглядит так:

В 3 и 4 классе план работы составляем совместно с ребятами, исходя из интересов учащихся, а также на основании учебной программы.

Формы работы нашего взаимодействия таковы:

  • Организация в Детской библиотеке «Школа творческого чтения», цель которой не только привлечь ребят в библиотеку, научить их работать с книгой;
  • осуществление совместных проектов,
  • разработка перечня литературы внеклассных чтений;
  • тематические книжные выставки,
  • презентации книг,
  • проведение литературные игры; КВН;

Необычные путешествия по книгам».

Сущность его заключается в следующем: участникам «путешествия» предлагается в месячный срок «побывать» в различных пунктах. Например, «Собака-друг человека».

Даются примерные вопросы к отдельным маршрутам. «Путешествие» завершается общей встречей «путешественников» после их «возвращения». А творческое задание ребятам было

  • написать сочинение «Если был бы я собакой»;
  • выставка рисунков по прочитанным произведениям;
  • проведение дней детских журналов;
  • встречи с поэтами и писателями Ангарска. Например, встреча с Анной Желтоноговой оставила глубокий след в сердцах маленьких читателей.С ангарским поэтом Александром Обуховым у нас сложились особенные взаимоотношения. Готовясь к встрече с поэтом ребята учили стихи, написанные Александром Ивановичем для детей, но и с удовольствием рисовали рисунки к стихотворениям.

У нас даже книга совместная получилась! В этом году поэт написал новую сказку для детей, а проиллюстрировать её он пригласил наших ребятишек, которые с нетерпением ждут новых встреч. И даже сами пробуют себя в роли маленьких поэтов:

СТИХИ ДЕТЕЙ:

Если осень - каждый знает:
В небе листики гуляют.
Цветом листья разные:
Жёлтые и красные!
Листья шепчут об одном -
"Потанцуйте вальс со мной!"
Даже слышен вечерком,
Шелест платьев под окном.
И без музыки, красиво
Ветер кружит в вальсе с ними!

- спектакли по мотивам произведений, театральные постановки;
- конкурсы чтецов;
- акции, привлекающие внимание к чтению;

ПРОМО-АКЦИЯ «ФЛЕШМОБ «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК,,,».

Ровно в 14.00, солнечным сентябрьским днём мы с ребятами отправились в парк «Строителей». В руках у участников акции появились книги, плакаты и листовки, призывающие к чтению. Все эти средства были направлены на привлечение внимания прохожих к читающим людям. Ребята, кто вслух, кто про себя, читали сказки, при этом то выстраиваясь в круг, то усаживались на лавочки, то просто бродили по парку, с книгами в руках.

Зрители, на которых было направлено действо, реагировали по-разному на происходящее. Кто-то с недоумением обходил «умную» толпу, кто-то останавливался и вслушивался в чтение. Многие с одобрением и заинтересованностью отзывались о происходящем: «Побольше бы таких акций, люди стали бы чаще читать!». Некоторые прохожие выражали желание присоединиться к участникам флешмоба. А далее мы провели провели мини-опрос прохожих: «Когда Вы в последний раз читали?» Ответы были разные – от «Я не трачу на это свое время» до «Неделю назад прочитал интересную книгу».живая реакция людей на происходящее говорит о том, что цель флешмоба достигнута!
Каковы результаты данного взаимодействия:

В заключении хочется отметить, что все методы, формы работы, используемые мной, позволяют повысить интерес учащихся к чтению художественной и научно-публицистической литературы. Они заключают в себе неограниченный образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Формируют социально-активных и конкурентоспособных граждан, которые хорошо начитанны и образованны, живо откликаются на актуальные требования современного общества. Успешно адаптируются и самореализуются в дальнейшей жизни.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь к одному из важных источников информации, но и реализуем более важное дело:

  • защищаем его душу;
  • питаем ум и сердце;
  • побуждаем к самосознанию;
  • содействуем творческой самореализации личности и её жизнестойкости, в каких бы сложных ситуациях она не оказалась.
Бабушкина Елена Сергеевна10.02.2016 14280 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar