РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Текст как дидактическая единица на уроках русского языка

Текст как дидактическая единица на уроках русского языка

Текст стал предметом активного внимания методистов со второй половины ХХ века. В новом поколении учебников по русскому языку текст является обязательной дидактической единицей учебного материала.

Текст в методике преподавания русского языка используется как предмет обучения, а также как средство обучения иным языковым единицам: словам, предложениям, сложным синтаксическим целым, которые изучаются в структуре текста и усваиваются как важные компоненты речи.

При работе с текстом обучение проходит «не только на основе подражания образцам, происходит и «самонаучение», что постепенно приводит к формированию языковой личности, обладающей индивидуально-авторским стилем, личности, способной выразить свои мысли, чувства в слове…» [Пахнов, 2000, с.5]
При каких условиях текст становится дидактической единицей? Как на уроках русского языка познакомить школьников с системой, структурой, основными понятиями и категориями языка и одновременно способствовать развитию у них связной речи? Именно эти вопросы имеют первостепенное значение для учителей, методистов, лингвистов, филологов.

Для начала определимся, что же такое текст?

Интуитивное представление о том, что такое текст, имеют все, тем не менее в настоящее время существует множество разногласий о природе текста, его назначении. Из-за многоплановости и многоуровневости текста до сих пор не существует единого определения этого понятия.

Отечественный лингвист, лексикограф И. Р. Гальперин в книге «Текст как объект лингвистического исследования» так определяет этот термин: «Текст – произведение речетворческого процесса, обладающее завершенностью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединенных разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определенную целенаправленность и прагматическую установку» [Гальперин, 1981, с.18]

«Текст – это письменное по форме речевое произведение, принадлежащее одному участнику коммуникации, законченное и правильно оформленное», — такова точка зрения Н. Д. Зарубиной [Зарубина, 1981, с.11]

М. И. Откупщикова, автор известного труда «Синтаксис связного текста», справедливо отмечает, что текст «представляет собой почти жестко фиксированную, передающую определенный связный смысл последовательность предложений, связанных друг с другом семантически, что выражено различными языковыми способами». [Откупщикова, 1982, с.28]

Много определений текста построено на выдвижении на первое место коммуникативной природы текста. При этом одновременно подчеркиваются разные его свойства. Специалист в области психолингвистики В.А. Пищальникова подчеркивает особую эстетическую ценность текста как коммуникативного произведения.

Во всех приведенных дефинициях текста, несмотря на кажущиеся противоречия, есть много общего. Прежде всего, текст рассматривается как речетворческое произведение, как продукт речи, как основная единица речи. Следовательно, для всех исследователей является бесспорным положение о том, что продуцирование текстов и их осмысление происходит в процессе познания действительности и коммуникации. Все сходятся во мнении, что текст, как правило, реализуется в письменной форме, что текст - это законченное, завершенное произведение и, наконец, что он имеет собственную внутреннюю структуру, определенное строение, обладает средствами связности его частей.

Вернемся к тексту как к дидактической единице.

В методике работа над текстом осуществляется на основе речеведческих понятий, которые усваиваются в виде умений производить учебные действия с этими понятиями и правилами. Текст – это не просто дидактическая единица, но универсальная дидактическая единица, позволяющая слить воедино два важнейших направления: познание системы формально-языковых средств языка и познание норм и правил общения. Неоценима роль текста в обучении всем, без исключения, видам речевой деятельности. Связный текст выражает законченную мысль, дает материал для речевой практики, позволяет показать источник информации, словарь, все виды речевой деятельности, решает обучающие и воспитывающие цели занятия.

В идеале каждое занятие русского языка должно включать в себя работу с текстом. Такая работа совместима с любой программой по русскому языку. Каждая синтаксическая тема, каждое явление языка должно изучаться на материале текстов: теория проверяется на практике, обучающиеся видят, как правила и законы синтаксиса реализуются на практике, то есть в тексте. Один и тот же текст можно использовать неоднократно, каждый раз отыскивая в нем что-то новое.

Конечно, к тексту как основной дидактической единице обучения русскому языку предъявляются особые требования. Во-первых, в ходе анализа текста обязательно должна осуществляться взаимосвязь всех разделов курса русского языка. Во-вторых, в тексте максимально полно должны быть представлены различные виды орфограмм, предложены все виды разборов. В-третьих, тексты предлагаемые на уроках русского языка должны являться образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направленными на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрирующими звучность, выразительность, богатство русского языка.

Методике известны следующие задания по тексту:

  1. определить тему и основную мысль текста;
  2. найти лингвистические единицы (слова в определенной грамматической форме, или синтаксические конструкции, или слова с определенными лексико-семантическими характеристиками), определить их роль в тексте (соотносительность их использования с задачами, условиями и содержанием высказывания);
  3. указать средства связи частей предложения, предложений в тексте, абзацев;
  4. указать признаки текста в приведенном тексте или отрывке текста;
  5. определить тип текста (повествование, описание, рассуждение), подтвердить свое мнение анализом структуры текста и языковых средств (например, в рассуждении найти тезис, доказательства и вывод);
  6. проанализировать элементы текста, например, его название;
  7. указать условия и задачи речи, то есть охарактеризовать ситуацию общения, в которой может быть использовать анализируемый текст;
  8. определить стиль текста через анализ его стилевых черт (непринужденность, официальность; эмоциональность, отсутствие эмоциональности; образность, отсутствие образности и др.) и языковых средств;
  9. указать различия в текстах на одну тему, но разного стиля, жанра, композиции;
  10. найти недостатки исполнения в негативном (намеренно необразцовом) тексте.

Обязательное условие подобные занятий – выход в речетворческую деятельность учащихся, то есть создание школьниками собственного текста. Это может быть мини-сочинение, рассказ или художественная зарисовка.

О важности продуцирования учениками собственных текстов готовит и Е.И. Литневская. Она справедливо подчеркивает, что работа на уроках русского языка с текстом «имеет не только познавательное, но и чрезвычайно важное практическое значение, так как является необходимой ступенью для создания собственных текстов». [Литневская, 2006, с.507]
При изучении синтаксических тем, также в качестве идеального дидактического материала подойдет текст, а не отдельные искусственно созданные предложения.

Упражнения по тексту в рамках изучения тем синтаксиса могут быть следующими:

  1. Определить жанр речи и композиционную схему текста (линейная или параллельная).
  2. Преобразовать текст, перестроив бессоюзные сложные предложения в синонимичные им сложносочиненные или сложноподчиненные.
  3. Сделать синтаксический разбор предложений.
  4. Определить вид связи предложении в тексте.
  5. Определить способ подчинительной связи в словосочетаниях (согласование, управление, примыкание)
  6. Определить вид предложения по цели высказывания.
  7. Объяснить постановку знаков препинания в предложении.
  8. Подчеркнуть главные/ второстепенные члены предложения.
  9. Найти и подчеркнуть обособленные и необособленные приложения в тексте.
  10. Найти в тексте односоставные предложения, определенно-личные, полные, неполные предложения. определить их вид.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с текстом на уроках является не целью, а средством для развития связной речи у школьников. Воспроизведение, трансформация и информационная переработка текста имеют и самостоятельную ценность, и вспомогательную ценность как ступень формирования умения создавать собственные тексты. Текст при обучении школьников связной речи выступает в качестве основной дидактической единицы, так как он позволяет слить воедино два важнейших направления: познание системы формально-языковых средств языка и познание норм и правил общения. Именно в нем все единицы языка представлены в естественной ситуации, в естественном положении и окружении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. 3арубина, Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспекты / Н.Д. Зарубина. — М., 1981.- 11с.
  2. Гальперин, И. Р. Текст как объект лингвистического исследования/ И.Р.Гальперин. — М., 1981.- 18с.
  3. Ельмуратова, Г.Н. Текст как дидактическая единица обучения русскому языку [Электронный ресурс]/ Г.Н.Ельмуратова.- Режим доступа: http://repository.enu.kz/handle/123456789/6778. – Дата обращения 04.02.2016.
  4. Ладыженская, Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка/ под ред. Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 1997.- 232с.
  5. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, под ред. Е.И. Литневской. — М.: Академический проект, 2006. — 590 с.
  6. Откупщикова, М.И. Синтаксис связного текста/ М.И. Откупщикова. – Л., 1982. 28с.
  7. Пахнов, Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей среды [Текст] / Т.М.Пахнов// Русский язык в школе. -2000, №4, - 3-11с.
  8. Разумовская, М.М. Русский язык. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ М.М Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.И. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 12-е изд. стер. - М.: 2009. – 269 [3]с.: ил., 8л. цв. вкл.
  9. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте: краткий очерк / Д.Б. Эльконин. - М.: АПН РСФСР, 1958. 115 с.
Мадиярова Дарья Алексеевна16.02.2016 10840 Вне урока
Всего комментариев: 0
avatar