РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Методическая разработка «Первые шаги обучения пению в хоре»

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕНИЮ В ХОРЕ


1. Пение в хоре - развитие личности

Попробую начать с постановки цели. Для чего мы учим детей петь в хоре? Надо думать, что не для смотров, концертов и школьных праздников. Главная цель - развитие личности ребенка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Итак, - развитие личности через развитие эмоциональной и интеллектуальной сферы ребенка средствами музыкального искусства. Путь такого развития видно только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности. Пение для меня - ведущий способ музыкальной деятельности. Почему пение? На мой взгляд, певческая деятельность - единственный в настоящее время общедоступный способ музицирования. Петь хочет и может практически каждый ребенок за очень небольшим исключением. Для того чтобы дети захотели петь, учителю просто надо показать им красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным, убедить ребят в успешности обучения при определенном трудолюбии, внимании и настойчивости с их стороны.

Голос - инструмент общедоступный, и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности, к познанию красоты и законов музыкального искусства. Конечно, мало только петь, но певческая деятельность является стержнем всей работы по музыкальному воспитанию.

Что же, кроме пения, я использую в хоровой работе? Прежде всего это импровизация - ритмическая, вокальная, хоровая и пластическая; ритмические многоголосные упражнения, в том числе и с применением простейших музыкальных инструментов; освоение детьми элементарных приемов дирижирования: так называемое свободное дирижирование; изучение музыкальной грамоты в необходимом объеме в строгом соответствии с возрастом детей; различные развивающие музыкальные игры. Фундаментом всей работы по музыкальной грамоте является относительная сольмизация. Систематическая работа в рамках системы относительной сольмизации, предполагающая демократические и игровые формы знакомства с музыкальной грамотой, дает хороший развивающий эффект, а впоследствии позволяет без сложностей освоить и абсолютную нотацию.

2. Методы хоровой работы

Обучение пению начинаю всегда с небольших попевок – интонаций, состоящих из двух – трех разновысоких звуков. Попевки основаны на нисходящем движении, это позволяет, во – первых, сохранить головное резонирование, во – вторых, высокий звук лучше отражается в сознании, следовательно, чище интонируется. Стремиться к тому, чтобы звук при пении был мягкий, негромкий, динамика меццо – форте; призывать ребят все время внимательно себя слушать.

Подводя некоторые итоги сказанному, хочется подчеркнуть, что на первом этапе обучения пению перед учителем и детьми стоят три главные задачи:

1) освоение певческой установки;
2) освоение навыка одновременного начала пения (сюда входит и момент организации единовременного вдоха, и момент начала фонации) и одновременного окончания пения;
3) освоение навыка кантиленного пения, так как именно наличие кантилены в первую очередь свидетельствует о степени овладения певческим процессом.

3. Вокальные принципы работы с детьми

В вокальной работе с детьми я придерживаюсь следующих принципов :

1. Развивать голос из примерных тонов, постепенно, не спеша, расширяя диапазон. Полезен только тот звук, который при повторении не вызывает напряжения.

2. Главным методом вокальной работы является устное объяснение и пение учителя и лучших учеников. Их пение часто является наиболее эффективным показом правильного звучания. Важно никогда не передразнивать детей, всегда демонстрировать им правильное пение. Всю работу вести в спокойной и доброжелательной обстановке. Не повторять плохо прозвучавшую фразу до того, как будет точно сформулирована задача.

3. Главным критерием в занятиях является качество звука и свобода при пении.

4. Вся певческая работа должна быть тесно связана с развитием музыкального слуха и музыкальным развитием личности ребенка.

5. На первоначальном этапе обучения роль вокальных упражнений выполняют русские народные попевки и песенки.

6. Работать без торопливости; критерий - не количество, а качество выученного. Дети с удовольствием поют небольшие попевки, песенки, которые ими выучены и получаются.

7. На каждом занятии, особенно с малышами, необходимо повторить выученное. Повторение выученного, с одной стороны, является фундаментом для последующей работы, с другой - позволяет детям уже на первых этапах обучения пению получать удовольствие от процесса пения.

8. По возможности использовать в работе показ видимых движений артикуляционного аппарата - губ, челюстей, языка.
Известно, что одним из самых распространенных недостатков у детей является зажатость нижней челюсти. Предложите ребятам подставить к подбородку кисть руки и следить, отпускаем ли подбородок при пении, особенно при пении гласных «о», «а», «у». Очень полезно такое упражнение: приложить кисть руки к уху или закрыть слуховой проход указательным пальцем, чтобы лучше услышать себя. Это прекрасный способ контроля, и плохо интонирующие дети могут петь, прикрыв ухо. Надо внимательно следить за тем, чтобы ребята не задирали и не отпускали низко подбородок, так как и то и другое свидетельствует о неправильном положении гортани, о нарушении физиологии певческого процесса. Необходимо также следить, чтобы учащиеся во время пения не наклоняли головы в разные стороны, так как важно сохранять вертикальное положение гортани.

4. Работа над песней

Новое произведение я всегда показываю целиком, все куплеты, максимально выразительно, чаще всего сама, реже в записи или в исполнении других учащихся, обычно старших. Можно показать песню в разном исполнении, сравнить и определить то, которое глубже раскрывает ее содержание. Хорошо показать произведение, если есть такая возможность, в исполнении профессиональных певцов, хоров. Показать произведение надо так, чтобы ребенок понимал, к чему он должен стремиться при разучивании и исполнении.
После показа непременно обсуждаю услышанное с детьми: выясняю, как они поняли содержание песни, объясняю непонятные слова (на самом деле их гораздо больше, чем нам кажется); вместе мы анализируем в самых общих чертах характер музыки, так как более подробный анализ происходит в процессе разучивания. Маленьким детям надо все показывать очень четко и точно - и качество звука, и необходимые штрихи, и когда брать дыхание, и логику развития музыкальной фразы. На начальном этапе обучения при показе я несколько утрирую желаемое качество пения: более долгое «удивление» - задержка, более яркое замыкание слов, а главное - большая, чем обычно, протяженность звуков при пении.
Я учу ребят пропевать, протягивать гласные звуки, учу правильному вокальному разделению на слоги. Протягивая, удлиняя звучание гласных звуков, мы вместе слушаем, как льется голос, учимся собственно пению. С самых первых занятий дети должны понять и усвоить главное правило вокальной орфоэпии - согласный звук, замыкающий слог, относится при пении к следующему слогу, давая гласному свободу и время для звучания. Для наглядности я выписываю слова на доске, «неправильно» деля их на слоги:

У кого в по – ря – дке
Кни – жки и те – тра – дки.

Долгие гласные дети, пропевая, как бы протягивают рукой : А я по лу – гу. Рука делает плавное полукружие, напоминая главное хороводное движение. Эта фраза просто клад для начала работы: здесь органично слиты движение мелодии и вершина фразы, удивительно удобна последовательность гласных, да и тянется удобный и полезный звук «о». При работе с детьми я стараюсь большое внимание уделять работе над орфоэпией. Слушая многие хоры, я чаще всего слышу ошибки именно в этой области. Неверно произносятся согласные, целые слоги, а это оставляет впечатление низкой вокальной культуры.
Перед началом разучивания любого, самого простого произведения я всегда в партитуре проставляю все требования к исполнению: дыхание, снятия, динамику, фразировку. Считаю, что без тщательной проработки партитуры к детям выходить нельзя, надо заранее продумать все сложности произведения и определить главный путь разучивания, а это без детального звания партитуры и ее серьезного, многостороннего анализа невозможно. Анализировать надо интонационно – ритмическую структуру произведения, текстовые сложности, форму, а исходя из нее - фразировку, дыхание, орфоэпию и т.д.
Главный метод разучивания - метод предупреждения ошибок. Мне рассказывали, что когда – то А. Свешникова спросили: «Что делать, чтобы хор пел чисто?» он ответил: «Не давать петь фальшиво!» Мы все из практики знаем, как трудно, а порой невозможно переучить популярные песни, которые дети поют с ошибками. Это происходит потому, что первое впечатление обычно бывает наиболее ярким и, согласно законам человеческой психики, часто особенно глубоко врезается в память. Отсюда следует, что лучше лишний раз правильно показать произведение детям, спеть его «про себя», вычленить сложную интонацию, сложный ритм, трудный с точки зрения вокала слог. Выучить, освоить их отдельно - по нотам, в процессе музыкальной игры, вокализируя, - но не допустить неверного пения! Считаю категорически неверным выучивание произведения вообще, а затем исправление деталей.
Как же происходит разучивание песни? Традиционно песню учим частями: фразами, предложениями, куплетами. Начинаем обычно с 1-го куплета, но если фонетически текст неудобен, то лучше учить куплет с наиболее удобной фонетикой.
Перед первым пропеванием учащиеся должны услышать предназначенную для разучивания часть не менее трех раз, при этом каждый раз перед прослушиванием должна быть поставлена новая задача. Например: «Спой про себя с учителем», «Покажи движение мелодии рукой», «Найди главный звук фразы и покажи его рукой» и т.п. Конкретных задач может быть поставлено много, а цель одна - выучить правильно и грамотно. Сложные фрагменты обязательно вычленяем и учим отдельно.
Возможно, кому – то покажется, что я учу очень долго, а на самом деле все происходит быстро, так как я максимально активизирую музыкальные и интеллектуальные способности ребят и во время прослушивания и выполнения моих заданий ребенок практически выучивает музыкальный материал. На практике песня выучивается быстрее, а сам процесс разучивания становится более интересным для детей благодаря разнообразным заданиям учителя. Этот подход к разучиванию вносит в него элементы самостоятельности и творчества детей.

Разучивать песню можно различными методами, например учить по слуху, с применением высотного тактирования, по графической записи, с опорой на нотную запись, сольфеджируя, с помощью ручных знаков, принятых в ладовой сольмизации. Можно использовать кисть руки по Г. Струве («рука - нотный стан») или свободное дирижирование, пластическое интонирование. Обычно я использую все перечисленные методы как отдельно, так и в различных сочетаниях, в зависимости от трудности произведения и от задач обучения, стоящих на данном этапе. Чаще всего я пользуюсь разными знаками, применяемыми в ладовой сольмизации, «пальцовкой». Г. Струве и, разумеется, нотной записью во всех видах и вариантах. С малышами больше использую графическую запись, свободное дирижирование, элементы пластического интонирования.
Итак, мы разучили по фазам весь 1-й куплет. В заключение надо обязательно спеть выученный фрагмент песни целиком, чтобы у детей в сознании остался целостный образ. Если законченный фрагмент выучить не удалось, то дети исполняют то, что они выучили, а остальное допевает учитель.
Следующий урок или внеклассное занятие надо обязательно начать с пения детьми выученного на предыдущем занятии фрагмента целиком, не нужно останавливать их, чтобы стало ясно, как усвоен материал. В куплетной песне я затем учу 2-й куплет, исправляя на этом материале замеченные ошибки. Как правило, песня учится три – четыре урока, а с хором произведение в зависимости от его сложности разучивается на трех - пяти занятиях и непременно повторяется в конце. Иногда, выучив произведение, полезно дать ему «отлежаться», затем снова вернуться к нему. Чтобы выученное произведение звучало, его надо «впевать», работая над певческой и исполнительской свободой. Впевание - процесс более длительный, чем разучивание. Впетое произведение дети поют свободно, не думая о технических трудностях; исполнение впетого произведения дает возможность для исполнительской импровизации, т.е. живого исполнения.
В процессе работы на одном занятии хорошо совмещать разные произведения и разные этапы работы над ними. На одном занятии должны звучать от трех до четырех, пять (в старшем хоре) произведений. Задачи работы самые разные : в одной песне - первое знакомство и разучивание, в другой - работа над фразой, в третьей - разучивание нового куплета, в четвертой - соединение выученной мелодии с аккомпанементом, в пятой - работа над исполнением. Произведения могут исполняться не целиком, а частями, фрагментами. Если музыка разная и решаются различные учебные задачи, то дети меньше устают и занятие будет более продуктивным. На уроках музыки я также всегда стараюсь одновременно работать над двумя – тремя песнями разной сложности и объема, ставя различные задачи, - это очень стимулирует вокальное и музыкальное развитие моих учеников.
Я описала наиболее известный. Традиционный подход к разучиванию песни, однако есть и другой путь - от общего к частному. Этот способ разучивания хорош для небольших и несложных песен с повторяющимися или частично изменяющимися фразами. Он предполагает охват на слух всей песни целиком, затем детальный анализ : количество фраз, их сходство и различие, выяснение различий. В процессе анализа песня пропевается несколько раз и целиком, и частями, и ученики имеют возможность ее запомнить. После этого песня исполняется сразу целиком, детали доделываются потом. Примером подобных песен могут служить Л. Марченко «Мальчик-хулиганчик», С.В. Крупа-Шушарина и И.В. Яворовская «Дебют кошки и мышки», В.Голиков «Чудо-сказки».

Одним из важных вопросов хоровой работы является работа над текстом песен. Я всегда учу текст только вместе с мелодией. Если в дальнейшем возникает необходимость, то я, конечно, выделяю сложные в плане произношения куски, но первое обращение к плакату с текстом для меня всегда накрепко связано с интонацией музыкальной. Практика показывает, что мало знать текст отдельно, надо каждое слово «впеть», соединить его с высотностью, облагородить вокально последовательность фоном. Нарушение этого правила приводит к тому, что мы часто слышим, как хорошо звучит у детей первый куплет, а остальные - все хуже и хуже. Каждое слово требует внимания, каждый звук, и не стоит уповать на то, что хорошо выучена мелодия: это, увы, не гарантирует качества вокального звучания. Конечно, я никогда не диктую тексты отдельно для записи в тетрадь, но была бы очень довольна, если бы у каждого моего ученика и на занятиях хора, и на уроке музыки перед глазами лежала партитура произведения с полным текстом.

Главным при разучивании любого произведения является, конечно его содержание, характер, эмоциональный строй. Дети преодолевают любые сложности только в том случае, если они глубоко проникли в художественный образ произведения. Никогда не надо жалеть времени на объяснение содержания, еще и еще раз читать текст, вдумываться в него. Иногда надо и стихи прочесть и сказку рассказать, показать репродукции картин, слайды и подробно рассказать об эпохе создания произведения, об авторе. Сколько времени мы уделяем на хоровых занятиях разговорам об искусстве, о человеческих судьбах и характерах, о нравственных проблемах, стоящих перед человечеством!

5. Подбор репертуара

Говорят, что хормейстеры делятся на тех, кто «учит хор» и тех, кто «учит произведения». Я отношу себя к тем, кто рассматривает репертуар, последовательность его изучения, сложность, характер и т.д. как основной инструмент воспитания хора. Основой репертуара в моей работе являются народные песни и классические произведения. В подготовительном хоре главная часть репертуара - народные попевки, прибаутки, песни, в подавляющем большинстве русские. С них я начинаю, так как они очень легки интонационно, невелики по объему, легко запоминаются, удобны орфоэпически, вокально - одним словом, органичны. Ведь народные песни создавались и шлифовались в процессе пения, исполнители находили более удобные и выразительные интонации, шлифовался текст в соответствии с интонацией (распеваются обычно самые удобные гласные, да и обилие гласных в русских песнях, их преобладание за счет распевов способствует кантилене). Поэтому народная песня не удобной быть не может, единственно о чем надо помнить, - это о существовании различных обработок, разных по качеству. Лучше выбирать более близкие к первоисточникам обработки, которых меньше всего коснулись композиторские властные руки.
Дети поют русские народные песни с удовольствием, и чем лучше получается, тем с большим удовольствием поют. Многие русские народные песни можно сопровождать танцевальными движениями рук, но так, чтобы не мешать певческому процессу, не нарушать физиологию. Можно подыграть на детских музыкальных инструментах мелодию, а можно сочинить целую ритмическую партитуру, можно петь a cappella, а можно с сопровождением. Изумительные обработки русских народных песен для хора и фортепиано есть у А. Гречанинова. Хор может петь простейшую попевку на одном звуке («Андрей – воробей»), зато в аккомпанементе красочные гармонии расценивают все время по – разному этот звук... и вот уже получается не попевка, а произведение, да еще какое интересное!

Народные песни, и не только русские, я включаю в репертуар во всех возрастных группах хора и, конечно, на уроках. Вероятно, поэтому у меня нет проблем, связанных с изучением и исполнением народных песен. Дети с самого начала обучения музыке осваивают их музыкальный язык и с удовольствием обращаются к народной песне в любом возрасте. Мне представляется очень важным воспитать у своих учеников любовь к народной песне, так как народная песня - часть великой русской культуры, о возрождении и сохранении которой сейчас мы так много говорим. В народной песне мы слышим душу народа, познаем его национальный характер. Неотъемлема русская песня от осознания красоты русской природы. Через народную песню можно ощутить свои глубокие корни, воспитывать истинный патриотизм.
Серьезная часть репертуара - классическая музыка. Уже с малышами я стараюсь петь классику. Для совсем маленьких классической музыки написано не так уж много. Здесь надо назвать А. Гречанинова, В. Калинникова, Ц. Кюи, А. Аренского, М. Ипполитова – Иванова. Мы, к сожалению, забыли о русской классической музыке, а ведь она незаменима в воспитании детей, так как именно эта музыка является эталоном вкуса и создает музыкальный иммунитет против всякого рода халтуры. Кстати, и по содержанию детская классическая музыка близка детям и интересна.
Третья группа произведений - произведения российских авторов: песни о Родине, о героических военных подвигах и, конечно, детские песни – игры, песни – забавы, короче говоря, веселые и смешные песенки и песни.

Поддубная Елена Викторовна15.05.2012 81670 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar