РАЗРАБОТКИ
|
Элементы теории вероятности для школьников 9-11 классаХрипков Александр Сергеевич Введение Данная работа посвящена элементам теории вероятности. Я, как ученица 9 класса знаю, что в школьном курсе мало часов обучения, посвященных теории вероятности. Из-за этого многие допускают ошибки при решении задач с вероятностью. Поэтому я решила создать учебное пособие, посвященное решению таких задач. Цель работы: исследовать методические особенности обучения школьников 9-11 классов элементам теории вероятности. Задачи работы.
Объект обучения: процесс обучения математике школьников 9-11 классов. Предмет исследования: процесс обучения школьников 9-11 классов решению задач на нахождение вероятности. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ. 1.1 История возникновения теории вероятности как науки Возникновение теории вероятностей как науки относят к средним векам и первым попыткам математического анализа азартных игр (орлянка, кости, рулетка). Первоначально её основные понятия не имели строго математического вида, к ним можно было относиться как к некоторым эмпирическим фактам, как к свойствам реальных событий, и они формулировались в наглядных представлениях. Самые ранние работы учёных в области теории вероятностей относятся к XVII веку. Исследуя прогнозирование выигрыша в азартных играх, Джероламо Кардано, Блез Паскаль и Пьер Ферма открыли первые вероятностные закономерности, возникающие при бросании костей. Под влиянием поднятых и рассматриваемых ими вопросов решением тех же задач занимался и Христиан Гюйгенс. При этом с перепиской Паскаля и Ферма он знаком не был, поэтому методику решения изобрёл самостоятельно. Его работа, в которой вводятся основные понятия теории вероятностей (понятие вероятности как величины шанса; математическое ожидание для дискретных случаев, в виде цены шанса), а также используются теоремы сложения и умножения вероятностей (не сформулированные явно), вышла в печатном виде на двадцать лет раньше (1657 год) издания писем Паскаля и Ферма (1679 год). Важный вклад в теорию вероятностей внёс Якоб Бернулли: он дал доказательство закона больших чисел в простейшем случае независимых испытаний. В XVIII веке важное значение для развития теории вероятностей имели работы Томаса Байеса, сформулировавшего и доказавшего Теорему Байеса. В первой половине XIX века теория вероятностей начинает применяться к анализу ошибок наблюдений: Виктор Буняковский, продолжая исследования Михаила Остроградского, в своих работах вывел первые основные формулы; Лаплас и Пуассон доказали первые предельные теоремы. Карл Гаусс детально исследовал нормальное распределение случайной величины (см. график выше), также называемое «распределением Гаусса». Во второй половине XIX века значительный вклад внёс ряд европейских и русских ученых: П. Л. Чебышев, А. А. Марков и А. М. Ляпунов. В это время были доказаны закон больших чисел, центральная предельная теорема, а также разработана теория цепей Маркова. Современный вид теория вероятностей получила благодаря аксиоматизации, предложенной Андреем Николаевичем Колмогоровым. В результате теория вероятностей приобрела строгий математический вид и окончательно стала восприниматься как один из разделов математики. 1.2 Определение вероятности: классическое и статистическое Классическое определение: Вероятность - одно из основных понятий теории вероятностей. Существует несколько определений этого понятия. Дадим ряд вспомогательных определений. Определение 1. События называют несовместными, если появление одного из них исключает появление других событий в одном и том же испытании. Например, при бросании монеты появление «герба» исключает появление «надписи». Определение 2. Несколько событий образуют полную группу, если в результате испытания появится хотя бы одно из них. Определение 3. События называются равновозможными, если есть основания считать, что ни одно из них не является более возможным, чем другое. Пример 1. Пусть в урне содержится 6 одинаковых, тщательно перемешанных шаров, причем 2 из них – красные, 3 – синие и 1 – белый. Очевидно, возможность вынуть наудачу из урны цветной (т. е. красный или синий) шар больше, чем возможность извлечь белый шар. Можно ли охарактеризовать эту возможность числом? Оказывается, можно. Это число и Определение 4. Вероятностью события А называют отношение числа благоприятствующих этому событию исходов к общему числу всех равновозможных несовместных элементарных исходов, образующих полную группу. Итак, вероятность события А определяется формулой: P(A)=mn, где m - число элементарных исходов, благоприятствующих A; n - число всех возможных элементарных исходов испытания. Здесь предполагается, что элементарные исходы несовместны, равновозможны и образуют полную группу. Из определения вероятности вытекают следующие ее свойства: Свойство 1. Вероятность достоверного события равна единице. Действительно, если событие достоверно, то каждый элементарный исход испытания благоприятствует событию. В этом случае m = n, следовательно, P(A)=mn=nn=1 Свойство 2. Вероятность невозможного события равна нулю. Действительно, если событие невозможно, то ни один из элементарных исходов испытания не благоприятствует событию. В этом случае m = 0, следовательно, P(A)=mn=0n=0 Свойство 3. Вероятность случайного события есть положительное число, заключенное между нулем и единицей, т.е. 0 <Р(А)<1. Действительно, случайному событию благоприятствует лишь часть из общего числа элементарных исходов испытания. В этом случае 0 < m < n, значит, 0 < m/n < 1, следовательно, 0 < Р(А) < 1. Итак, вероятность любого события удовлетворяет двойному неравенству: 0≤ Р(А) ≤1. Статистическое определение: Пусть производится подряд n опытов. В каждом из них может произойти, а может и не произойти событие A. Пусть m– количество появлений события A. m называется частотой события A. Тогда относительной частотой события A называется величина: P(A)=mn 1.3 Геометрический смысл вероятности Если предположить, что попадание в любую точку области G равновозможно, то вероятность попадания случайной точки в заданное множество A будет равна отношению площадей: P(A)=S(A)S(G) Если A имеет нулевую площадь, то вероятность попадания в A равна нулю. Можно определить геометрическую вероятность в пространстве и на прямой: P(A)=L(A)L(G); P(A)=V(A)V(G) 1.4 Связь вероятности и комбинаторики Комбинаторика фокусируется на подсчете количества всевозможных комбинаций элементов, в то время как теория вероятности изучает закономерности массовых случайных явлений (событий). Формулы комбинаторики используют и для подсчета числа равновозможных событий. 1.5 Основные элементы комбинаторики Определение 5. Сочетание - это неупорядоченный набор элементов, взятых из множества. В сочетании используется только выбор, расположение не используется. Операция сочетания помогает выяснить, сколькими способами можно выбрать k элементов из множества n. Cnk=n!k!(n-k)! Определение 6. Размещение — это способ выбрать и упорядочить элементы из множества. В отличие от операции сочетания, при размещении важен порядок составляющих множества. Вопрос размещения: сколько упорядоченных наборов можно сделать из k элементов, выбранных из n? Формула размещения: Ank= n!n-k! ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ НА НАХОЖДЕНИЕ ВЕРОЯТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ 9-11 КЛАССА. 2.1 Задачи на нахождение вероятности, встречающиеся на ОГЭ по математике. Пример 2. Бабушка испекла одинаковые на вид пирожки: 6 с мясом, 5 с капустой и 9 с яблоками. Внучка Даша наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что пирожок окажется с мясом. Решение. Пример 3. В коробке хранятся жетоны с номерами от 5 до 64 включительно. Какова вероятность того, что на извлеченном наугад из коробки жетоне написано двузначное число? Решение. Пример 4. В лыжных гонках участвуют 10 спортсменов из России, 9 спортсменов из Швеции и 6 спортсменов из Норвегии. Порядок, в котором спортсмены стартуют, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсмен из Швеции будет стартовать последним. Решение. Пример 5. Фабрика выпускает сумки. В среднем на 100 качественных сумок приходится двадцать сумок с дефектами. Найдите вероятность того, что купленная сумка окажется качественной. Результат округлите до сотых. Обратите внимание на условие задачи. Здесь не говорится, что из 100 сумок двадцать – с дефектами. В тексте чётко обозначено, что качественных – 100 штук, а некачественных – 20 штук. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итоги работы, посвященной элементам теории вероятности в школьном курсе математики для 9-11 классов, можно констатировать высокую актуальность данной темы и отметить достижение поставленных целей. В ходе работы было разработано учебное пособие для успешного освоения школьниками основ теории вероятности. Данная работа демонстрирует разнообразие методических приёмов. Изучение элементов теории вероятности в старших классах не только расширяет математический кругозор учащихся, но и способствует развитию логического мышления, формированию умения анализировать и принимать решения в условиях неопределенности. Это пособие поможет сделать обучение теории вероятности и подготовку к экзаменам более эффективными и понятными для школьников, совершенствовать процесс обучения теории вероятности в старших классах. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Ученики смогут ставить оценки своим учителям Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах ![]() В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
![]() Диплом и справка о публикации каждому участнику! ![]() Лучшие статьи
Мастер класс по теме: «Ранняя профилизация - как условие развития одаренности у детей» Игровые технологии в работе учителя с обучающимися с ОВЗ «Современный урок физической культуры – основа процесса физического воспитания». Мелодекламация как форма музыкальной деятельности в общеобразовательной школе Сценарий концерта, посвященного Дню матери «Нет тебя дороже» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены