РАЗРАБОТКИ

Другие модули


«Воспитание патриотических чувств у детей начальных классов в процессе реализации метода проектов»

Педагогический проект на тему
«Воспитание патриотических чувств у детей начальных классов в процессе реализации метода проектов»

Выполнила: учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ»
села Кинель-Черкассы Молчанова Татьяна Владимировна
с.Кинель-Черкассы 2012 год.

Оглавление
1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение

1. Введение

С детства, ещё в школе, нас учат патриотизму. Однако никто не объясняет, что это. «Надо любить свою Родину»- говорят учителя. А как её любить? Что это вообще значит? Пришвин говорил, что «любить свою Родину, значит, знать её». Писатель фактически вывел определение патриотизма. У детей чаще всего понятие Родина ассоциируется с местом, где они живут. От того, насколько они хорошо знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства у детей.
Образовательное учреждение даёт детям возможность для накопления опыта, который ребёнок приобретёт самостоятельно и наиболее успешно с помощью метода проекта. Из возможных путей решения задач по патриотическому воспитанию самая эффективная форма проекта. В основе, которого лежит развитие познавательных навыков критического и творческого мышления, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, прогнозировать результаты и возможности разных вариантов решения, устанавливать причинно следственные связи.
Проводя анкеты – опросники среди учеников, можем с уверенностью сказать, что не все обучающиеся понимают и знают, какой смысл скрывается за словами «Родина», «патриот», «гражданин», «патриотизм», «гражданственность» и какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны.

Нет готовых, прописанных универсальных технологий по данному направлению. С чего начинать работу? Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям начальных классов? Как заинтересовать детей, родителей? Что из этого получится?
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная тема актуальна.
Работа по воспитанию патриотических чувств ведётся с первого класса, но на практике видно, что уровень патриотического воспитания низкий.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Каково же содержание проблемы?

Наиболее идеологически незащищенными оказались дети начальных классов. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей, именно бездуховность часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Проектная поэтапная работа по формированию патриотического воспитания реализуется по трем направлениям:
1. Работа с детьми
2. Работа с родителями
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным городом, его историей
2. Знакомство с родным краем и Россией
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающейся личности. Реализуемая в школьном образовании модель открывает путь к участию детей в районных, городских, региональных, а затем и международных проектах, а значит к непрерывному гражданскому образованию.
Гипотеза: В результате целенаправленной и системной работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальной школы, возможно, развитие у детей чувства любви к природе, семье, к своей стране, к окружающим людям. Возможно, что проект способствует возникновению желания совершать положительные поступки и добрые дела, поможет освоить традиции отечественной культуры.

2. Основная часть
Этапы работы над проектом Цели и задачи Деятельность учителя Деятельность детей Деятельность родителей

1. Погружение в проект Цель – подготовка детей к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) детей для работы над проектом Отбирает возможные темы и предлагает их детям.
Побуждает у детей интерес к теме проекта.
Помогает сформулировать:
• проблему проекта;
• сюжетную ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует детей к обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск детьми оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает, контролирует. Консультирует воспитанников при постановке цели и задач, при  необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые специфические умения и навыки. Осуществляют вживание в ситуацию. Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.
Получают дополнительную информацию.
Определяют свои потребности.
Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта. Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.
Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы. Направляет процесс поиска информации детьми (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает воспитанникам:
• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;
• распределить роли в группах;
• спланировать деятельность по решению задач проекта;
• продумать возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов. Осуществляют:
• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение ролей в группе;
• планирование работы;
• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа детей по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время). Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.
При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах. Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов. Наблюдает, советует,
направляет процесс анализа.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чув-ство успеха; под-черкивает социаль-ную и личностную важность достигну-того Оформляют про-ект,
изготавливают продукт.
Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы. Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта. Организует презентацию.
Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости консультирует детей по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.
Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги обучения;
• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Выбирают (предлагают) форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять портфолио.
При необходимости консультируются с педагогом (экспертом).
Осуществляют защиту проекта.
Отвечают на вопросы слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса. Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.
Задачи:
– коллективное обсуждение результатов проекта;
– самоанализ проектной деятельности. Оценивает усилия воспитанников, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует детей.
Наблюдает, направляет процесс. Осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:
• коллективного обсуждения;
• самоанализа. Консультируют в оформлении отчета.

3. Заключение
Таким образом, работа, реализуемая во всех формах учебно-воспитательного процесса, в том числе и метода проектов, может стать одним из самых главных элементов, способствующих:

1. Формированию у педагогов мотивации к ведению работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

2. Повышению педагогической компетентности педагогов в решении задач, связанных с воспитанием у детей нравственно-патриотических чувств.

Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе общеобразовательных учреждений. Инновационные технологии требует для их реализации иного подхода со стороны педагогов. Это, прежде всего повышение профессионального мастерства, творческого потенциала, умение анализировать и прогнозировать. Всему этому способствуют активные формы методической работы. Формированию проектно-исследовательских умений были посвящены семинары и семинары-практикумы, на которых педагоги обучались разрабатывать проекты, анализировать их. Такие формы работы, как деловая игра «Точка зрения», «Конкурс методических находок», «Рекламное агентство» раскрыли творческий потенциал. Презентация проектов проходила в форме выставок, показа видеоматериала.

3.Формированию у детей представлений об истории, культуре, традициях народа, об его социальной жизни в настоящее время через систему занятий познавательного цикла, в продуктивной, игровой, исследовательской деятельности.

4.Развитию личностных качеств учащихся.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, что поразило его воображение, какие уроки извлек он из рассказов о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Вот почему нужно помогать ребенку открывать историческое прошлое и настоящее нашей Родины. Важно, чтобы у ребенка проявлялась гражданственность в чувствах, в сознании, в поведении.

Измерили уровень патриотических чувств детей. В начале проекта было 53%. По окончанию проекта уровень вырос до 93%.
У более двух третей учеников класса понятии «Родина» ассоциируется с уважением к своей стране. Почти половина учеников испытывает чувство гордости за её историю, культуру. У 15% опрошенных понятие « Родина» вызывает высокие положительные эмоции ( любовь, уважение). И только 0,5%ощущают чувство унижения.
Наряду с обобщённым пониманием слова «Родина», можно выяснить, с чем конкретно связывают дети любовь к Отечеству.
Определяющим в понятии «Родина» является Количество ответов
Родная семья, родной дом 5
Место, где родился и живёшь (город, село) 15
Россия в целом 6
Как видно из таблицы, большая часть ребят связывает понятие «Родина» с местом, где они родились и живут.
Можно выяснить, с каким качеством и конкретными жизненными позициями связывают ребята понятие «Патриот».
Быть патриотом - это значит Количество ответов
Любить и уважать Родину 13
Отстаивать интересы Родины 10
Уважать людей всех национальностей 8
Гордиться Родиной и переживать за неё 17
Таким образом, у подавляющего большинства опрошенных сложилось довольно зрелое представление о святых для каждого человека понятиях «Родина», «Патриот».
5. Привлечению родителей к вопросам нравственнопатриотического воспитания детей.
6. Повышению компетентности родителей в вопросах нравственнопатриотического воспитания.
Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурноисторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей.
Дж. Байрон писал: "Племя, неспособное воспитать в потомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего"
Участие в проектной деятельности дает возможность развивать у детей внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. Проектная модель позволяет удовлетворить потребность общества в активной, творчески развивающей личности, способствует воспитанию гражданскопатриотических чувств.
В ходе проектной деятельности создалась профессиональнопедагогическая общность, которая занимается не только разработкой и реализацией проектов, но и рефлексией. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.
Молчанова Татьяна Владимировна21.06.2012 69220 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar