| РАЗРАБОТКИ | Приемы мнемотехники на уроках русского языка: как сделать сложные правила простыми и запоминающимисяКовалюк Дарья Геннадьевна «Ученики снова путают безударные гласные в корнях с чередованием? А правила на -Н-/-НН- вызывают панику? Знакомая ситуация для многих учителей. Проблема часто заключается не в лени детей, а в том, что сухое правило из учебника не находит “крючков” в памяти. Выход есть — мнемотехника, искусство запоминания. Её приемы позволяют создать яркие, нестандартные ассоциации, которые мозг отказывается забывать. Предлагаю несколько “работающих” приемов из моей практики. 1. “Злой директор” и чередующиеся корни. Классическое правило про -лаг-/-лож- и -рос-/-раст- ученики часто заучивают механически. Предложите им небольшую историю: 2. Сказка про царя “Приставок” и его дочерей “С” и “З”. Правописание приставок на -з/-с (без-/бес-, раз-/рас- и др.) можно оживить. «Жил-был царь Приставок. Были у него две дочери: звонкая З и глухая С. Выдавал он их замуж строго по характеру. Если жених (первая буква корня) был звонкий (б, в, г, д, ж, з), то отправляли дочку З (без-, раз-). Если жених был глухой (п, ф, к, т, ш, с, ч, щ, х, ц), то отправляли дочку С (бес-, рас-).Визуализируйте это в виде схемы-домика, и правило усвоится на игровом уровне. 3. “Оловянный-деревянный-стеклянный” — наш волшебный спасатель. Правило для прилагательных -Н- и -НН- объемное. Но есть ключ-подсказка: три исключения-образа. Просим детей запомнить фразу: «Оловянный солдатик, деревянный меч и стеклянный шар». Эти три слова всегда пишутся с -НН-. Далее объясняем, что это “волшебные” слова, которые помогут понять правило: если прилагательное образовано не от существительного, а является исключением-“братом” этих трех слов (например, оловянный → стеклянный, деревянный), мы тоже пишем -НН-. 4. Глаголы-исключения II спряжения. Классика: «Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, а еще терпеть, вертеть, ненавидеть и смотреть». Мнемо-фраза: «Ко второму спряжению на О отнесем, без сомнения: Смотреть, Видеть, Ненавидеть, Зависеть, Терпеть, Обидеть, Держать, Дышать, Слышать, Вертеть, Гнать.» Разбор: Первые буквы слов в этой фразе складываются в аббревиатуру «СВНЗ ТОДДСВГ». Можно предложить ученикам придумать свою, еще более безумную фразу, что повысит степень запоминания. 5. Метод историй и сюжетов Здесь мы не просто запоминаем буквы, а погружаем правило в мини-сюжет. Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Сложность: Ученики путают значения «приближение» (ПРИ-) и «высшая степень» (ПРЕ-). История: «Представьте рыцаря ПРИ- и волшебника ПРЕ-. Рыцарь ПРИбывает к замку, ПРИкрепляет щит, ПРИоткрывает ворота (неполное действие). А волшебник — это ПРЕмудрый старик, который все делает ПРЕвосходно, он может ПРЕодолеть любое препятствие и ПРЕвратить врага в лягушку (значение «очень»). А если они ссорятся, то рыцарь говорит волшебнику: «Ты ПРЕнеприятный тип!» (здесь ПРЕ- близко к ПЕРЕ-).» Разбор: Эта история визуализирует абстрактные значения. На уроке можно даже нарисовать комикс с этими персонажами. 6. Однородные члены и обобщающие слова. Правило: Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Визуальный образ: «Представьте, что обобщающее слово — это мама-утка, а однородные члены — утята. Если мама впереди (Утка: «Кря-кря!»), она зовет их за собой, и мы ставим двоеточие (:). Если мама сзади («Кря-кря!» — утка), она подводит итог, и мы ставим тире (–).» Разбор: Простая метафора сразу проясняет логику постановки этих знаков препинания. Заключение Данные приемы не отменяют необходимости знать правило, но они становятся тем “костылем”, который помогает ученику уверенно идти к цели, пока знание не перейдет в устойчивый навык. Использование мнемотехники на уроках: 
 Экспериментируйте, создавайте свои образы вместе с учениками, и русский язык превратится из скучной необходимости в увлекательное путешествие!» 
Всего комментариев: 0
			
			
			
			
			
		
 Новые статьи Приемы мнемотехники на уроках русского языка: как сделать сложные правила простыми и запоминающимися Трудности в освоении английского языка у длительно болеющих детей Создание интеллектуальной системы «вопрос-ответ», распознающей речь и реагирующей на неё Сценарий праздничного школьного концерта, посвященного Международному Дню учителя Последние новости образования Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей   В помощь учителю Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться. | Конкурсы   Диплом и справка о публикации каждому участнику!   Лучшие статьи Как научить ребенка быть чутким к учителям Учитель – это путь длиною в жизнь: опыт, признание и вера в учеников Сценарий концерта, посвященный Международному женскому дню Сценарий классного часа, посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» Родителям Школьные проблемы одарённого ребёнка Особенности формирования самооценки в юношеском возрасте и её психокоррекция Ответственность родителей перед детьми Мастер-класс для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования с детьми 2-3 лет». День народного единства   День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику | 
 
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены 