|
РАЗРАБОТКИ
|
Организация мотивирующей среды патриотической направленности в дошкольной образовательной организацииПеченая Ольга Евгеньевна Итак, я представляю опыт работы МАДОУ д/с «Детство» структурного подразделения № 193 в рамках организации воспитывающей развивающей предметно пространственной среды патриотической направленности. И начнём мы, как ни странно с раннего возраста. В группах раннего возраста центр патриотического воспитания, как правило, не выделяют. Формирование среды в таких группах мы планируем с учетом непосредственного взаимодействия с семьей. Начинается эта работа с создания в группах семейных альбомов; дополняет которые, разработанные нашими педагогами, дидактические игры для малышей «Моя Семья», играя в которую ребенок подбирает картинки, соответствующие увлечениям мамы и папы, и игру «Круг обязанностей», благодаря которой ребенок понимает, что у каждого члена семьи есть свои обязанности, в том числе и у него. В раннем возрасте для формирования чувства принадлежности к своей Родине начинаем с принадлежности к тем местам, где непосредственно больше и чаще всего бывает ребёнок, используя его небольшой опыт - это дом и площадка у дома, это детский сад и прогулочная площадка на нём. Для решения данных задач мы используем авторскую разработку «Интерактивное панно «Мой участок». На следующих возрастных этапах весь материал по направлению патриотического воспитания мы условно разделяем на несколько блоков:
Начиная с младшего возраста (группы 3-4 лет), центру патриотического воспитания отводится отдельное место, при организации которого учитываются возрастные особенности детей дошкольного возраста, их интересы и возможности. Блок «Семья» Для расширения понятий «семья», семейные традиции и праздники, родной дом помимо дидактических игр и альбомов к старшему дошкольному возрасту в центре появляются генеалогические древа и герб семьи воспитанников. Блок «Народная культура» Для приобщения детей дошкольного возраста к культуре своего народа и развитие их творческого потенциала в насыщение центра патриотического воспитания включены русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русскую народную избу, национальные костюмы, народные праздники, фольклор. Блок «Родина» Для обогащения представления воспитанников о своей «Малой родине» - о родном городе, исторической значимости названия улиц, природном мире, транспорте, архитектуре и достопримечательностях родного города, символике города, совместно с родителями создаются сборники стихов и рассказов о городе. Одна из популярных форм работы в наших детских садах – семейная интерактивная игра «Путешествие по городу Нижний Тагил». Разделы «Родной край» и «Страна» С помощью карт России Урала и Свердловской области и различных дидактических пособий знакомим воспитанников с животным и растительным миром, полезными ископаемыми, заповедниками, достопримечательностями, знаменитыми людьми, историческими особенностями, национальными праздниками и обычаями разных народов Урала и страны. Это позволяет развивать в детях чувства любви и уважения к Родине, к представителям разных национальностей, интереса к их культуре и обычаям, расширяя представления детей о государственных праздниках и поддержке интереса детей к событиям, происходящим в стране. Знакомя с целями и доступными практиками волонтерства в России, мы включаем детей при поддержке взрослых в социальные акции, волонтерские мероприятия в детском саду и в городе (сбор крышек, макулатуры, корма для животных и т.д.). Не забываем и о том, что на формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста влияет и художественная литература. Книги данного направления подобраны с обязательным учетом возрастных особенностей каждой возрастной группы. В каждом периоде дошкольного детства особое внимание уделяется Государственной символике. Содержание материала расширяется в соответствии с возрастом. В младшей группе дети знакомятся с государственным флагом России в процессе повседневной жизни. В средней группе о российском флаге говорят уже как о символе и знакомят с государственным гербом. В старших и подготовительных группах дошкольники знакомятся с историей появления символов государственного герба и флага России, учат текст гимна. Для организации патриотического воспитания активно используем и внегрупповое пространство дошкольного учреждения, задействовав холлы и лестничные марши. В холлах дошкольного учреждения организуем многофункциональные географические центры «Моя Россия», в которых расположены, помимо физической карты России, большая «культурологическая» карта нашей страны, макет карты Свердловской области и карта достопримечательностей города Нижний Тагил, адаптированные под дошкольный возраст. Карты позволяют дошкольникам научиться ориентироваться не только в географическом пространстве, но и в пространстве культуры, истории, смыслов и образов. Регулярно карты наполняются новым содержанием (воспоминаниями детей), воспитанники фиксируют маршруты и личные впечатления, размещая на карте фотографии, картинки, наклейки, условные знаки (следы, стрелки и др.). В ДОУ был создан мини-музей «Русская изба», который позволяет дошкольникам познакомиться с интерьером крестьянской избы, русскими обычаями, обрядами новоселья и значением дома, как защиты семьи. Для оптимизации пространства используем «Мини-музей в чемодане». Особенность его в том, что для дошкольника гораздо полезнее и интереснее ситуация, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Знакомство с его самыми разнообразными тематическими коллекциями всесторонне развивает и расширяет культурный кругозор детей. Одной из наших педагогических находок в рамках патриотического воспитания детей дошкольного возраста стал интерактивный центр-музей «Ларец времени», в основу которого легла технология Надежды Александровны Коротковой «Река времени». Это уникальное пространство, где дети могут не только смотреть и слушать, но и активно взаимодействовать с экспонатами. Тематическое разнообразие и регулярное обновление включает в себя разделы, посвященные природе, науке, искусству, истории, что способствует развитию интереса дошкольников к родной стране, городу, переживание чувства удивления, восхищения событиями прошлого и настоящего. Библиотеки наших детских садов содержат в себе отдельный блок подобранной тематической литературы, дополненный яркими иллюстрациями к произведениям для создания более яркого образа. В воспитательных целях и в рамках патриотического воспитания используется не только пространство детского сада, но и территории детского сада. Благодаря природному пространству, мы учим детей видеть красоту окружающей природы, чувствовать уникальность родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитываем любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, воспитываем интерес и бережное отношение к ней. Один из элементов природного пространства - «Зимний сад», который способствует формированию патриотических чувств у детей через эстетическое восприятие и бережное отношение к природе родного края, помогает детям увидеть и развить ценностное отношение к собственному труду и труду других людей. «Картинная галерея» в холлах детского сада и отдельных помещениях знакомит дошкольников с национальным наследием, способствует формированию гармоничной личности, гордости за страну и желания сохранить и продолжить ее культурные традиции. Рассматривая произведения искусства, ребенок узнает о великих исторических событиях, выдающихся личностях, красоте и богатстве культуры своей родины. Взаимодействие семьи и детского сада помогает не только формировать у детей чувство любви к Родине, но и укреплять связь между поколениями, воспитывать у детей уважение к семейным ценностям, традициям и истории. Наши семьи воспитанников не сторонние наблюдатели, а активные участники педагогического процесса. Так все вместе мы принимаем участие в волонтерском движении, организуем совместные акции, тематические мероприятия по развитию образовательной среды в рамках патриотического воспитания. Активно проходит тематический «тур выходного дня», так для наших семей разработан специальный маршрут с рекомендациями по доступному ознакомлению ребенка с достопримечательностями родного города. Работа в поиске новых средств и форм работы по организации мотивирующей среды патриотической направленности в нашем учреждении ведется регулярно. Именно такая среда, на наш взгляд, способствует приобщению дошкольников к ценности Родина и формированию важных нравственных качеств дошкольников, таких как патриотизм и гражданственность.
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Министерство просвещения выделило 19 основных проблем российской системы образования Вячеслав Володин: в сельских школах не хватает 30% учителей Перевод баллов ОГЭ-2025 в оценку Сергей Кравцов выступил с инициативой о проведении проверки по бюрократической нагрузке учителей Популярные разработки
Тренировочный вариант ОГЭ по информатике №13. Задания с 1 по 10 (Повышенный уровень сложности) Презентация по рассказу Снегирёва Г.Я. "Как птицы и звери к зиме готовятся" Презентация для детского сада "Сифонофоры" Презентация для детского сада "Мшанки" Презентация к уроку по теме "Увеличить на ... Уменьшить на ... "
В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику!
Лучшие статьи
Как научить ребенка быть чутким к учителям Учитель – это путь длиною в жизнь: опыт, признание и вера в учеников Сценарий концерта, посвященный Международному женскому дню Сценарий классного часа, посвящённый Дню Победы «Этот праздник со слезами на глазах» Родителям
Школьная форма: не жарко и не холодно Как воспитывать ребенка, чтобы им гордиться? День народного единства
День народного единства (4 ноября) - сценарии, классные часы и презентации к празднику |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены 