РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии.

Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии.
Формирование информационной культуры учащихся в процессе обучения географии. 

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества с развитой сетевой и коммуникационной инфраструктурой, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры школьников. 

Под информационной культурой понимается совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий (по Н.И. Гендиной, директора НИИ информационных технологий социальной сферы Кузбасса). 

Роль образования в формировании информационной культуры велика. Именно в школе ребёнок приобретает изначальные понятия общей культуры. Ещё Конфуций отмечал, что люди различаются не только характером, который они получили от природы, сколько культурой, которой они научились. И поэтому я, являясь учителем географии общеобразовательной школы и членом общества, понимаю актуальность моей деятельности, в рамках которой я должна превратить учение в процесс развития познавательных стремлений учащихся. 

Поэтому, целью моей педагогической деятельности является формирование общеучебных умений и навыков с использованием дидактических средств обучения, средств массовой информации, различных форм устного и речевого общения, компьютерных технологий. 

Для достижения цели перед собой ставлю следующие задачи:
  • способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями; 
  • развивать познавательные процессы; 
  • содействовать творческому развитию каждого ученика; 
  • способствовать воспитанию социально – активной личности. 
В МОУ СОШ № 200 есть все необходимые условия достижения поставленных мною целей и задач. Материальная база коммуникационных средств кабинета географии находится на высоком уровне: в кабинете имеется компьютер, интерактивная доска, проектор. Чтобы преуспевать в овладении современными средствами и технологиями в обучении, я прошла курсы повышения квалификации по проблеме «Применение электронно–образовательных ресурсов в обучении». Успешно реализую полученные знания и умения в урочное и внеурочное время. 

Рассмотрим, реализацию поставленных целей и задач через различные формы организации деятельности учащихся на уроке, в каждом блоке:

Культура работы с дидактическими средствами на уроках географии. 

Географические источники информации в школе представлены: учебником, картографическими пособиями (атласами), печатными пособиями (картинами, таблицами, схемами), иллюстративным раздаточным материалом, дидактическими карточками, видеофильмами, справочниками, географическими сериями книжных изданий, моделями и приборами.
Большая часть используемых мною современных дидактических средств разработана на основе учебных программ и действующих учебников, которые отражают базовый минимум содержания географического образования.
Сегодня учебник перестал быть для школьника единственным источником знаний. С целью выявления отношения к современному учебнику учащимся было предложено ответить на вопрос: «Какую роль несёт учебник?». Большинство учащихся обозначили роль учебника, как роль назидательной книги, которую необходимо освоить на определённой ступени обучения.
Поэтому в процессе обучения на моих уроках уделяется внимание формированию у школьников навыков рационального чтения, умению выделять смысловые единицы, устанавливать связь текста с нетекстовыми компонентами, умениям делать выводы, осмысление которых помогает систематизировать знания, увидеть скрытые проблемы, понять уровень усвоения и понимания.
При работе с учебником использую знаковую систему, которая позволяет учащимся выделить в тексте главное содержание, отметить новые понятия, требующие запоминания. Так, при работе с текстом на полях ставим знак:
 - прочитать; *- обратить внимание; ^ - уметь рассказать; ! - выучить.
На основе содержания учебника мною были разработаны и включены в учебный процесс блок – схемы, позволяющие создавать у учащихся целостное представление об изучаемом географическом объекте, рассматривать причинно-следственные связи природных процессов и явлений. Например, при изучении раздела «Климат»
блок – схема раскрывает взаимосвязь между типом воздушных масс и типом погоды. То есть, если территория зимой находится под влиянием континентальных воздушных масс, то устанавливается сухая и морозная погода и т.д.

Блок – схемы выполняют несколько функций:
  • информационную; 
  • формирующую (формирование логического мышления, навыков, системного изложения теоретического материала; 
  • контролирующую (вопросы, отражённые в блок – схеме, могут быть использованы на семинарском и зачётном занятиях). 
Необходимым элементом работы школьников с учебником на уроке, по моему мнению, является обращение к словарю терминов. Это способствует усвоению географических понятий. При этом можно выделить несколько этапов:
  • самостоятельная работа – формирование понятия географического объекта; 
  • коллективное обсуждение вариантов, предложенных учащимися в классе; 
  • индивидуальная или коллективная работа со словарём; 
  • вывод: 
- корректировка записи и понятия;
- запись определения учащимися со словаря.

Так, например, при изучении темы «Атмосферные осадки» (6 класс) предлагаю учащимся самостоятельно дать определение понятия «атмосферные осадки»:
  • это снег, дождь; 
  • вода в разных физических состояниях. 
Затем читаем определение, данное в словаре «Атмосферные осадки – это вода в жидком и твёрдом виде, выпадающая из облаков в результате конденсации водяного пара». В ходе обсуждения устанавливаем, что в данном определении указаны физическое состояние воды (жидкое, твёрдое), место формирования (из облаков), условия формирования (конденсация водяного пара).
Расширяя сферу географических интересов учащихся, включаю в учебный процесс фрагменты из художественных произведений, а также материалы энциклопедий и хрестоматий по географии. Использование этих материалов на уроках позволяет создавать атмосферу литературной гостиной. Так, например, на уроке по теме "Строение атмосферы” предлагаю ученикам фрагмент из пособия Т. В. Балебановой и Е. В. Козиной "Естествознание” (с. 189): «В 1862 году английский естествоиспытатель Джеймс Глейшер и его друг Коксуэлл отправились путешествовать на воздушном шаре, но дело в том, что они отправились в путь в одних пиджаках, не взяв с собой теплой одежды — бесстрашные исследователи не ожидали, что на большой высоте будет так холодно. Они поднялись на высоту 11 километров. Воздух здесь был значительно разряжен, и дышать было очень трудно, а температура равнялась -25оС, как показывал минимальный термометр, когда воздушный шар приземлился. Путешественники потеряли сознание и сильно обморозились. Глейшер не знал, что увеличением высоты на каждые 1500 метров температура понижается на 8оС». 

В ходе беседы выясняю, все ли слова были правильно поняты школьниками, а затем предлагаю прочитать вслух "самое главное предложение”, кратко записываю на доске ответы учащихся и прошу обсудить их. Школьники выясняют, что в одном и том же тексте может быть несколько главных мыслей в зависимости от того, какая цель была поставлена перед прочтением текста.
В классах социально – экономического профиля практикую использование на уроке рубрики «Поэтическая тетрадь». Ребята с большим интересом представляют стихи разных поэтов о природе и природных объектах. Данная форма работы, позволила создать банк литературной и поэтической информации. 

Невозможно представить изучение географии без работы с картографическими источниками информации. Стандартный комплект настенных карт и школьные атласы являются незаменимым средством познания картографической информации.
При работе с тематическими картами у учащихся формируются умения:
  • «читать» карту»; 
  • находить и показывать расположение географических объектов; 
  • составлять характеристику объектов; 
  • сопоставлять, анализировать и делать выводы; 
  • выполнять творческие и практические работы с контурными картами. 
Разнообразные вопросы, тесты, кроссворды, творческие задания охватывают большинство тем, предусмотренных школьной программой. Работа с этими материалами требует сообразительности, определённых знаний, даёт возможность почувствовать радость самостоятельного открытия. 

Особую роль в данном случае играет использование в учебной деятельности дидактических материалов и карточек. Карточки – задания создают условия для самостоятельной работы с информацией, а также позволяют осуществлять дифференциацию обучения. Так, при изучении темы «Металлургия мира» в 10 классе предлагаю учащимся следующее задание:

Пользуясь картой «Чёрная металлургия», приведите примеры ориентации районов и центров чёрной металлургии на:
а) каменноугольные бассейны,
б) железорудные бассейны,
в) территориальное сочетание каменного угля и железной руды,
г) грузопотоки каменного угля и железной руды.

При изучении темы «Географическая карта» в 6 классе предлагаю следующее задание:

Карточка №2
  1. Что такое географическая карта? Перечислите существенные признаки этого понятия. 
  2. Назовите основные элементы градусной сетки. 
  3. Что такое географические координаты? В каких пределах могут изменяться географическая широта и долгота? 
  4. Какое значение имеют карты в хозяйственной деятельности человека? 
На уроках использую видеофильмы серии ВВС, GEOGRAFIC и др. При планировании урока предлагаю ряд вопросов к содержанию фильма.
Особая роль принадлежит моделям и приборам, позволяющим увидеть и понять различные географические соотношения и закономерности. Например, на уроках природоведения в 5 классе при изучении темы «Солнечная система» демонстрирую модель Марса.
В 6 классе наиболее частое применение находят физические глобусы, модель вулкана, модель строения рельефа дна Мирового океана, модель сдвигов земной коры, теллурий.

Приборы использую не только на уроках, но и во внеурочной форме. Так, на протяжении двух лет активно веду внеурочную деятельность, являясь руководителем географического кружка «Горизонт» по спортивному ориентированию. Считаю что, ориентирование – интеллектуальный вид спорта. С ребятами проводим «Кругосветки», где используем атласы, курвиметры, компасы.

Ежегодно команда участвует в городских соревнованиях по спортивному ориентированию. В 2007 – 2008 учебном году команда школьников заняла третье место в командном зачёте.

Культура работы со средствами массовой информации (СМИ)
Внешкольная информация – это та информация, которая не нашла отражение в школьном учебнике. Основным ее источником являются средства массовой информации (СМИ). Все СМИ можно разделить на группы:

Внешкольная информация используется на уроках для сообщения новых знаний учащимся, для контроля усвоения основных географических понятий, как иллюстративный материал для создания мотивации изучения географии. Из проведённого опроса среди учащихся 6, 10-11 классов было установлено:
  • 80% учащихся просматривают телевизионные сериалы и различные развлекательные программы; 
  • 12 % отмечают интерес к научно – популярным программам; 
  • 3 % проявляют интерес к географическим видеофильмам. 
Анализируя отношение школьников к изучению периодической печати (газеты, журналы), было установлено:
  • 92 % опрошенных отдают предпочтение молодёжным, развлекательным изданиям и сборникам с еженедельными программами телепередач, которые не выполняют образовательной и просветительской функций; - 4 % отмечают, что покупают или выписывают журналы «Вокруг света», «GEO». Сегодня общество всё сильнее ориентируется на визуальную информацию, которую в большинстве случаев научным знанием назвать нельзя. 
Установлено негативное влияние сообщений СМИ детей и подростков, которое проявляется в формировании искажённо естественно–научной картины мира, разрушении нравственных устоев и национального самосознания. Игнорировать влияние СМИ на формирование личности нельзя. Таким образом, необходимо сделать СМИ не соперником, а союзником учителя и учащихся. Для этого нужно включить СМИ в учебный процесс (медиаобразование).

Направления медиаобразования:
  • введение отдельного учебного предмета – специальное медиаобразование; - факультативное медиаобразование; - непосредственно в процессе изучения традиционных школьных курсов (интегрированное образование). 
В начальном курсе физической географии школьниками изучается свыше 160 новых понятий, которые помогают им ознакомиться с основным предметом изучения географии — нашей планетой Земля и ее крупнейшим природным комплексом — географической оболочкой. Именно здесь выделяется взаимосвязь и взаимодействие четырех главных компонентов этого комплекса — оболочек Земли — литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы. Рассмотрим использование внешкольной информации при формировании основных географических понятий при изучении одного из компонентов комплекса — атмосферы.
Одним из важнейших и наиболее сложных, для восприятия школьниками, изучаемых понятий этого раздела является понятие "Климат”, так как в его основе лежат физические процессы, изучением которых занимаются только в старших классах на уроках физики. Поэтому воспринимать информацию об атмосферных явлениях и процессах учащимся приходится как аксиому. Для того чтобы изучаемый материал был более доступен всем обучающимся, можно использовать множество примеров, подбирая их в различных источниках информации. И здесь на помощь может прийти медиаобразование. Ведь с главнейшей составляющей понятия темы "Климат” — погодой, мы по несколько раз в день сталкиваемся в средствах массовой информации. Это и метеосводки погоды на сегодня, завтра или ближайшие дни в газете, в программах телепередач. Поэтому, заполняя дневник наблюдений за природой, каждый ученик 6 класса на уроках географии работает с информацией СМИ, выбирая то, что ему необходимо в данный момент — это сведения о погоде. Факты, которые обязательно используются во всех средствах массовой информации, — это сведения о катастрофических атмосферных явлениях, таких как ураганы, бури, снежные завалы, засухи, ливни, град или другие катастрофические явления природы, связанные с атмосферными осадками, например, наводнения, оползни и так далее. Эту информацию можно использовать не только в 6-ом классе, но и на протяжении всего курса изучения физической географии.
Учитывая небольшое количество учебных часов по географии (1-2 часа в не-делю) и общую учебную перегрузку учащихся, мною была разработана система взаимодействия со школьной библиотекой. Ведь библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:
научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.).

Составляя тематическое планирование, использую продукты СМИ в учебном процессе так, чтобы на протяжении одной темы осуществлялась периодическая работа с материалами газет и журналов. Следовательно, каждый этап состоит из двух библиотечных уроков и двух учебных занятий. Учащиеся имеют постоянный доступ в Интернет в условиях компьютерной модернизации образовательных учреждений. На протяжении нескольких лет в процессе обучения используем следующие печатные издания: «Следопыт», «Вокруг света», «Geo».
Из газетных изданий выбираем статьи о социально-экономических процессах и природе. Все это позволило активизировать и пробудить интерес учащихся к печатным изданиям. Было установлено, что СМИ обладают огромным информационным, дидактическим и психолого- мотивационным потенциалом, позволяющим расширить границы содержательной и процессуально – деятельностной структуры учебно-воспитательного процесса. Необходимо отметить особую роль средств массовой информации в подготовке учащихся к ежегодной научно – практической конференции «Человек. Природа. Общество». Материал для работ регионального характера учащиеся берут из газеты «Амурская правда», особенно из рубрик «Окно в природу», «Охота», «Эко» и т.д.
Результаты участия школьников в научно-практической конференции «Человек. Природа. Общество».

Все материалы конференции использую на уроках краеведения в форме докладов, опорных схем, элементов карт.
В рамках работы ШНО 2007 – 2008 учебном году было организовано заседание клуба «ШАНС» и проведена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».

Культура диалога

В связи с развитием информационных технологий и расширением границ коммуникативного пространства роль диалогового общения непрерывно возрастает, Умение вести диалог становится неотъемлемой частью стиля «делового общения». «Деловое общение» — это процесс речевого взаимодействия двух или нескольких лиц, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. В учебном процессе к деловому общению мы относим формы устного речевого общения: диалог, полилог.
Диалог — универсальное средство обучения, которое позволило совершить переход от монолога учителя к совместному диалогу. На уроке-диалоге выступаю в непривычной роли «дирижера». При этом стараюсь научить учащихся правильно говорить, высказывать свое мнение, слушать мнение других, корректно спорить, аргументировано доказывать свою точку зрения.
Более сложной формой речевого общения является полилог. Полилог — это подводка к самостоятельному свободному обсуждению сложных тем. Преимущество его в том, что в обсуждении принимают участие учащиеся всего класса. Возможны различные способы включения полилога в учебную деятельность. Так, рассматривая проблему строительства ГЭС, провожу ролевую игру. Учащиеся разбиваются на малые группы (экологи, географы, энергетики-экономисты, местные жители), каждая из которых в ходе полилога выделяет реплики:
  • истинные; 
  • ложные; 
  • вызывающие сомнения. 
Если мнения групп совпали, коллективно обсуждаются «сомнительные» высказывания. Если нет, возникает ситуация спора. Учитывая мнения каждой группы, учащиеся приходят к единому мнению о том, что строительство ГЭС повлечет за собой необратимое изменение природных компонентов: затопление уникального ландшафта, разрушение естественной экосистемы, изменение геолого-минералогических параметров, затопление части населенных пунктов, возможность ртутного загрязнения, социально-экономические последствия. 

Формирование культуры диалогового общения представляет собой сложный и длительный процесс, начало которого, несомненно, должно быть в школе. Установлено, что 66% информации учащиеся узнают в результате общения со сверстниками. Взаимоинформирование в процессе урока формирует коммуникативные качества личности, учащиеся приобретают навыки речевого этикета, учатся воспринимать речь собеседника, т.е. осознают ее смысл. Культура общения помогает будущим выпускникам быстро адаптироваться в новой жизни, свободно ориенти- роваться в коммуникативном пространстве. В процессе диалогового общения происходит самораскрытие личности учащегося, а это главное условие формирования информационной культуры современного школьника. Данные условия раскрываются на занятиях элективных курсов «Экономика без вопросов», «Глобальная географии», «Политическая география», «Медицинская география». В рамках предметов регионального компонента – географическое краеведение, мною был разработан элективный курс «Земля – колыбель человечества и наш общий дом». Курс ориентирован на формирование и развитие навыков исследовательской работы. В рамках данного курса используется не только теоретические вопросы, но и рассказы, легенды, мифы древних народов, упражнения, ребусы, кроссворды, чтобы курс был не только полезным, но и занимательным. Признание элективного курса нашло подтверждение на Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации». В подтверждение участия выдан сертификат. 

Информационные компьютерные технологии (ИКТ) в процессе обучения географии 

Компьютерная культура — этот вид культуры гармонично сочетает культуру работы с дидактическими средствами, культуру работы со СМИ, культуру диалога. Главное отличие заключается в том, что источником информации является компьютер. Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Эффективность использования ИКТ в процессе получения знаний и формирования умений оценивается в ходе анкетирования школьников. 

Анкета для учащихся: 
  1. Считаете ли вы необходимым использование ИКТ на уроках географии? 
  2. Изменится ли ваше отношение к предмету при компьютеризации учебного процесса? 
  3. Используете ли вы ПК и возможности ИКТ при подготовке к урокам гео-графии? 
  4. Имеете ли вы возможность работать с ПК (ПК присутствует дома; интернет-ресурсы школы; другие источники; не имею возможности работать с ПК). 
Из общего числа опрошенных 100% отмечают необходимость использования информационных технологий в учебном процессе. Очевидным является их при-оритетность по сравнению с традиционными формами организации учебной де-ятельности. Ответы учащихся позволяют сделать вывод о том, что происходит определенное изменение мотивации школьников к изучению данного предмета. Широкий спектр возможностей, которые предоставляют компьютерные технологии, на взгляд учащихся, сможет увеличить объем нужной, «полезной» информации. Школьники предлагают использовать на уроках географии: схемы, таблицы, графики, обучающие программы, электронные энциклопедии, карты (атласы), статистические материалы, Интернет-ресурсы, СД-диски (тематические, музыкальные), видеофрагменты, электронную почту, игровые программы, практические работы, тестовый контроль, материалы для рефератов. 

В настоящее время 86,3% учащихся используют ПК для подготовки к урокам географии, но 13,7% отмечают преимущество других источников информации. 

При использовании ИКТ на уроках в практике работы опираюсь на следующие принципы:
  • принцип целостного представления о мире: учебное содержание отобрано в соответствии с современными представлениями и взглядами на географическую науку, определяя ее место в системе общечеловеческого знания; 
  • принцип деятельности: позволяет коренным образом изменить роль ученика. Он является не объектом, а субъектом познавательной деятельности; 
  • принцип минимакса: учебное содержание должно соответствовать макси-мальному уровню изучения географии, которое обеспечивает освоение уровня, задаваемого стандартом; 
  • принцип вариативности: позволяет ставить ученика в позицию выбора, где из большого объема учебного материала учащиеся должны выбрать только тот, который соответствует определенным требованиям; 
  • принцип творчества: позволяет включать в план урока задания, для выполне-ния которых ученику потребуется придумать собственный метод; 
  • принцип психологической комфортности: позволяет осуществлять индивиду-альный подход к деятельности каждого ученика, учитывая психологические и интеллектуальные способности личности. 
Этапы подготовки урока с использованием ИКТ:
  • 1-й этап — технологический (работа в классе с использованием проектора);
  • 2-й этап — содержательно-организационный (выбор темы урока, определение цели и задачи, планирование деятельность учителя и учащихся, оценивание эффективности использования выбранных методов и форм изучения материала); 
  • 3-й этап — процессуальный (проведение урока и реализация замыслов на основе использования ИКТ); 
  • 4-й этап — аналитико-рефлексивный (анализ деятельности учащихся на всех этапах урока, обоснование эффективности использования компьютерных средств, оценка качества знаний учащихся). 
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроках изучения нового материала, для обобщения и систематизации знаний, при выполнении практических работ, творческих заданий, при контроле знаний и умений. 

Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами. 

1. Учебные (наставнические) программы ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний. Многие из них работают в режиме, близком к программированному обучению с разветвленной программой. 

2. Программы-тренажёры предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.
Использование этих программ предполагает, что теоретический материал обучаемыми уже усвоен.
Особая роль программ отводиться при подготовке в ЕГЭ.
Специальные интерактивные тренажёры позволяют развивать навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащийся выполняет экзаменационные задания на время. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу 

3. Контролирующие программы предназначены для контроля определенного уровня знаний и умений. Преимущество данных программ заключается в том, что ученик, совершив ошибку или выполнив работу на «2», может снова вернуться к заданию. В этом случае школьник работает в темпе, соответствующем его природным задаткам. Он не боится отстать от других одноклассников или ответить хуже их, потому что в данном случае процесс соревнования отсутствует. 

4. Демонстрационные программы предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий: картины, фотографии, видеофрагменты. Последние позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментариями диктора. Интересно представлены в мультимедийных программах природные процессы. Ученики являются свидетелями происходящего на экране землетрясения, разрушительного цунами. Очевидными для них становятся различные атмосферные и тектонические процессы, наглядность которых с помощью других дидактических средств очень трудно представить. Таким образом, появляется возможность демонстрировать анимационные схемы, раскрывающие сущность изучаемого явления и со-храняющие его динамичность. Так, если можно найти описание какого-либо гео-графического объекта в книге, то спуститься на дно Мирового океана или уви-деть общую циркуляцию атмосферы из космоса доведется далеко не каждому. Вот именно в познании этих уголков Земли компьютер становится и для учителя и для ученика помощником. 

Также разновидностью демонстрационных программ можно считать географические интерактивные атласы и карты, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и "накладывать" друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования - Power Point, Smart Notebook. 

Метод проектов в последнее время приобретает всё большую популярность. Он предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
 
Используя исследовательские методы, учащиеся аргументируют актуальность принятой для исследования темы, определяют объект проблем, выдвигают гипотезы решения этих проблем, обсуждают полученные результаты и делают выводы.
Творческие проекты ребята оформляют в виде сценария видеофильма, репортажа, рубрик газет и др.
Информационные проекты направлены на сбор информации об объекте, явлении. Результатом информационного поиска является презентация.
Мы с ребятами составляем каталог презентационных программ, которыми пользуются не только учителя – предметники, но и учителя начальных классов. 

5. Имитационные и моделирующие программы предназначены для имитации движения объектов и явлений. Эти программы особенно важны для географии, когда изучаемый материал труден для показа или носит абстрактный характер 

6. Информационно-справочные программы предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Интернета. На уроках-практикумах учащиеся совершенствуют свои умения сопоставлять карты, заполнять таблицы, работать со статистическими материалами, таблицами, делать выводы. Предлагаю ребятам дополнительную зрительную и слуховую информацию с мультимедийных носителей или с образовательных порталов через Интернет. 

7. Мультимедиа-учебники - комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.
Одним из главных и масштабных источников информации является сеть Интернет. Основные функции Интернета связаны с вещательными, интерактивными и поисковыми услугами, которые могут быть активно использованы в школьной географии и учебно-воспитательном процессе.
Вещательные услуги: методическая литература, книги, газеты, журналы; обучающие и другие, имеющие отношение к педагогике компьютерные програм-мы; справочные файлы, словари, энциклопедии.
Интерактивные услуги: электронная почта.
Поисковые услуги: каталоги, поисковые системы. 

Интернет-ресурсы активно используются школьниками при подготовке рефе-ратов и докладов по географии. Однако в сети можно найти большое количество уже готовых реферативных работ по всевозможным темам, которые учащиеся представляют как результат собственного труда. Таким образом, на уроках могло появиться сразу от 2 до 5 совершенно одинаковых работ. Решая эту проблему для работы с Интернет-ресурсами, предлагаю следующий план:
  1. Обоснование актуальности выбранной темы. 
  2. Краткое изложение содержания доклада. 
  3. Определение интересного, нового в работе по данной теме. 
  4. Выделение вопросов. 
Это позволяет школьникам осуществлять:
  • поиск оригинальной информации; 
  • систематизацию и обобщение полученных из Интернета данных; 
  • определение их достоверности и качества. 
По результатам психологического опроса «Отношение к учению» (методика Л. Балабкиной), проведенного в 2007 – 2008 учебном году, выявлено повышение уровня мотивации учащихся к предмету, рост рейтинга географии среди других предметов. 

Результаты исследований:
класс предмет баллы
5 природоведение 13, 2
6 география 12
6 географическое краеведение 12
9 география 11
10 «А» (физико- математический профиль) география 11,2

Результаты исследований среди учащихся профильного социально – экономического класса:

предмет 1 уровень
активно положительное отношение к предмету
(от 16 – 14 баллов) 2 уровень
положительное
отношение к предмету
( от 13,9 – 10 баллов) 3 уровень
безразличное отношение
к предмету
(от 9,9 – 8 баллов)
география
10 человек
(40 %) - 10 человек
(40 %) -  5 человек
( 20%)
экономика 12 человек (48%) 8 человек (32 %) -  5 человек ( 20  %) 
Таким образом, большая часть учащихся имеют активно - положительное и положительное отношение к предмету.

Использование различных географических источников знаний позволяет обес-печить школьников учебной, научной, электронной информацией, на основе работы с которой учащиеся приобретают географические знания, практический опыт и основы информационной культуры.
При использовании представленной системы работы достигнуты следующие результаты:
Год/показатели 2005-2006 2006-2007 2007-2008
Успеваемость 100% 100% 100%
Качество 52% 53% 55%

Немаловажным показателем оценки качества знаний учащихся, являются результаты экзаменов. Так, в 2006 – 2007 учебном году экзамен по географии сдавали 14 учеников 9 – го класса. В результате успеваемость составила 100 %, а качество - 57 %.

Анализ результатов государственной итоговой аттестации учителя географии
Петровой Т.Н.


Результаты административного контроля учителя географии
Петровой Т.Н.

Результатом качественной подготовки обучающихся по предметам естественно-научного цикла является участие школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня. За 2007-2008 учебный год 3 ученика стали лауреатами российского заочного конкурса «Познание и творчество» в номинации «Экономическая география», за 1 полугодие 2008-2009 учебного года 2 учащихся удостоены диплома лауреата конкурса в номинации «Экология».
Желание работать, совершенствовать свое педагогическое мастерство в сочетании с успехами обучающихся дают импульс к достижению вершин педагогического олимпа. На пути к ним использую опыт коллег, теорию, полученную по специальности, но всегда обращаюсь к словам Л.Фейербаха «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика».
Петрова Татьяна Никлаевна29.01.2013 32850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar