РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Моя инициатива в образовании

Моя инициатива в образовании Согласно данным «Толкового словаря» Сергея Ивановича Ожегова, инициатива – это почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности. Другими словами, это, что мы хотим увидеть в недалеком будущем, то, к чему должны стремиться.

Вглядитесь в современную жизнь. Нововведения сопровождают нас на каждом шагу. Помню, когда я училась в старших классах школы, процесс информатизации в нашей стране только начинался, а сейчас почти в каждой школе есть не только компьютерный класс, но и возможность выхода в Интернет 

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» выделены следующие основные направления модернизации:
  • новые образовательные стандарты, 
  • развитие системы поддержки талантливых детей, 
  • сохранение и укрепление здоровья школьников, 
Эти направления уже действуют в современной системе образования. Достаточно вспомнить хоты бы то, что в этом году начальная школа уже перешла на Федеральные государственные стандарты второго поколения.

Главные задачи современной школы:
  • раскрытие способностей каждого ученика, 
  • воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. 

Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Ребята должны вовлекаться в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать собственные возможности.

Обучение и воспитание должно строиться на использовании современных форм организации учебно-воспитательного процесса, неординарных подходах, которые превращают обучение в праздник, когда активны все учащиеся, когда каждый имеет возможность проявить себя в атмосфере успешности, а класс становится творческим коллективом. Подходов этих очень много. Нужно только не бояться внедрять их в собственную педагогическую практику. Один из таких подходов использование ситуаций на уроке
Можно ли обойтись на уроке без ситуаций? Конечно, прийти на урок и сказать: «Сегодня мы будем говорить о роде имён существительных. Будем учиться решать задачи на движение. Учиться находить периметр или площадь фигур» но будет ли урок интересным? Позволит ли начало урока с объявления темы заинтересовать, включить в познавательный поиск?

Задача учителя создавать такие учебные ситуации, когда у ребенка появиться потребность в открытии. Поэтому ситуации играют большую роль постановки учебной задачи. Во-первых, ситуация позволяет заинтересовать учащегося в предстоящей деятельности.
Во-вторых, от правильно созданной ситуации зависит, смогут ребята поставить учебную задачу или нет.

Виды ситуаций которые я использую на уроках

Урок математики. Ситуация выбор.
Ребятам предлагается найти для каждой фигуры формулу нахождения периметра. В результате работы, оказывается, что для шестиугольника нет формулы. Задача урока найти формулу нахождения периметра шестиугольника.

Урок окружающего мира. Ситуация неопределенность.
Я загадала понятие. Это понятие тема нашего урока. Слева слова, которые связаны с этим понятием. Справа слова, которые не относятся. Догадайтесь что это?
Если ребята не смогли назвать понятие витамины, можно дать подсказку: есть А, В, С, Д или назвать понятие в конце урока.
Я чаще всего использую в своей работе ситуации конфликт и неожиданность. Ни что так не привлекает внимание и не стимулирует поиск, как удивительное, необычное.

Урок русского языка. Ситуация неожиданность.
Сидят на ветке воробьи,
Болтают про дела свои,
Вспорхнули с ветки воробьи!
Что вы заметили? Ребята обратят внимание на слово ветка. На первой строке это слово написано с «е», на последней строке – с «и». Почему одно слово написано с разными окончаниями ребята - объяснить не могут. Так можно познакомить с падежами.

Урок окружающего мира. Ситуация конфликт, неопределённость и неожиданность.
Изучая, природную зону арктических пустынь, можно начать с ситуации:
Глубокая ночь. В городе работают магазины, открыты школы. Почему?
Не все ребята знают о полярной ночи. Поэтому такая ситуация вызовет интерес к изучаемой теме.

Урок русского языка. Ситуация несоответствие. 
Помогите проверить орфограмму в слове хв . стуны.
Ребята предлагают проверить так: Васи – хвост, Маша – хвастун, Даша – хвастаться.
Рассуждая, ребята сделают вывод, что способ проверки Васи не подойдёт, потому что слова хвост и хвастуны разные по значению. Слово хвастун не подходит, т.к. безударная гласная не в сильной позиции. А вот можно ли проверить, словом хвастаться мы не знаем. Гласная в слове в сильной позиции, но мы не знаем что это за изменение? С 1 класса ребята узнали, чтобы проверить безударную гласную проверить у слов, называющих предмет, надо слово изменить по числу или падежу. Задача урока узнать, что это за изменение. Эта задача решается на протяжении нескольких уроков. И ребята узнают, что это не изменение слова, а родственное слово, поэтому такой способ проверки подходит.

На уроках используем проблемные ситуации

Приемы создания проблемной ситуации 

Прием создания проблемной ситуации Вопросы и предложения для противоречия Вопросы и предложения для формулирования проблемы
  1. Предъявить противоречивые факты Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? Какой вопрос возникает? 
  2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Сколько мнений? Какова будет задача урока? 
  3. Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Что вы предполагали сначала? 
  4. Что получилось? Сформулируйте проблему. 
  5. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Можете ли вы выполнить задание? В чем затруднение? Почему нельзя выполнить задание? Что неизвестно? 
  6. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? 
  1. При изучении зоны пустынь удивились тому что там растут какие то растения. Увидели общие факты – голые стволы, колючки – вопрос как они за счёт чего живут? 
  2. На уроках русского языка при изучении глагольных окончаний – даётся задание в слове вытян.т какую букву писать ?старый способ проверки не подходит 
  3. Математика – делаем задачу а она не делится без остатка – нужен другой подход 
  4. Часто используется в задачах 
  5. Сейчас применим на вас 
Давайте с вами обыграем постановку цели урока математики
-Что записано?
-Что надо сделать? (найти значения выражений)
-В каких выражениях получились разные значения? (на первой строке, потому что считали по-разному)
-Как считали?
-Как правильно? (не знаем)
-Чем выражения первой строки отличаются от второй? (несколько действий)
-Что надо узнать?
-Какова цель урока? (узнать порядок действий в выражениях)

Второй подход - Активное использование ИКТ на уроках и формирование у учащихся информационной культуры - умения, навыки работы с информационными источниками
Поиск информации в дополнительных источниках
Ориентирование в текстовом материале..
Обработка полученной информации.
Получение информации через наблюдение.

Третий подход – формирование самооценки у учащихся. Одна из задач сегодняшней школы – формирование компетентной социальной личности. Такой ребёнок знает меру своих возможностей, умеет включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, управляет своим поведением и способами общения. 

И выполнение этой задачи – в создании условий для развития у ребёнка объективной самооценки. Ребёнок учится не только фиксировать трудность, анализировать её причину, но и научится эту трудность преодолевать. Ученик должен чётко определять для себя «Это я знаю, а этому я должен научиться» 

С действием самооценки ребенок встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из нескольких ступеней и т.д. и цветом и крестиками и портфолио достижений
Своим опытом я делюсь с коллегами и соответственно пользуюсь их опытом для применения на своих уроках и повышения качества образования

Французский писатель Анатоль Франс когда – то сказал: « Не старайтесь удовлетворить свое тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги. Достаточно заронить в них искру, огонь сам разгорится там, где для него есть пища».
Чернова Ольга дмитриевна02.03.2013 35830 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar