РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач

Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач
Формирование универсальных учебных действий при обучении решению сюжетных задач 

Бубликова Е.В.
МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода 

Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений. «Сегодняшним школьникам предстоит работать: по профессиям, которых еще нет; использовать технологии, которые еще не созданы; решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться» [1]. Естественно, в изменяющем мире будет изменяться и школа. Согласно образовательным стандартам второго поколения, основанных на овладении школьниками универсальными умственными и учебными действиями, современный процесс обучения должен быть ориентирован на развитие таких качеств личности современного информационного общества, как инициативность, способность находить решение самых разных задач, креативность, готовность и способность обучаться в течение всей жизни.

Под универсальными учебными действиями понимают – в широком смысле – «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта» [2]. В более узком значении под этим термином понимают «совокупность» действий учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса» [2]. В требованиях Стандарта [3] второго поколения к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу, выделено: «в направлении личностного развития – готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся; в метапредметном направлении – освоение обучающимися универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетентностями и межпредметными понятиями; в предметном направлении – умение работать с математическим текстом, владение базовым аппаратом понятий, овладение практически значимыми математическими умениями, их применение к решению математических и нематематических задач».

Спектр развития универсальных учебных действий обширен и разнообразен, поэтому одна из задач в обучении учащихся – определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут формироваться конкретные виды универсальных учебных действий, а также определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждой возрастной ступени образования.

При обучении различным предметам используются учебные задачи. С их помощью формируются предметные знания и умения, но вместе с тем отметим, что независимо от предметной области в основе их решения лежит общий прием решения задач. В связи с этим возникает вопрос: на каких задачах целесообразнее формировать общий прием решения любых задач? К таким задачам мы относим сюжетные математические задачи. По мнению Л.Ф.Фридмана, наиболее общий случай возникновения сюжетных задач – это их проявление в процессе познания. В каждой сюжетной задаче описывается некоторый процесс, событие или явление, которые в процессе анализа задачи требуется выявить. В процессе, событии или явлении, как правило рассматриваются объекты реальной действительности, обладающие качественными и количественными характеристиками. Автор считает, что своеобразие рассмотрения количественной стороны объектов в сюжетных задачах достигается тем, что в них, как правило, не указываются качественные особенности описываемых объектов, а лишь указываются величины, отношения и зависимости между ними, характеризующие количественную сторону этих объектов.

Рассматривая сюжетную задачу как модель познания окружающей действительности, важно научить обучающихся преобразовывать не только количественные, но и качественные характеристики объектов сюжетной задачи.

Сюжетные задачи – это такой математический объект, при изучении которого можно опереться на жизненный опыт учащихся, что позволяет сделать процесс решения сюжетных (и других) задач для учащихся более зримыми, понятными и осознаваемыми.

К универсальным учебным действиям, формируемым в процессе обучения решению сюжетных задач, мы относим анализ условия задачи (семантический, логический, математический): ведь как может учащийся решить задачу, если он не представляет, из чего складывается анализ задачи; перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств (перевод текста в форму модели позволяет обнаружить в нем свойства и отношения, которые часто с трудом выявляются при чтении текста, а переформирование позволяет формализовать условие задачи, сделать его более математизированным); установление отношений между данными и искомыми; осуществление поиска решения задачи; составление плана решения задачи; оценка решения задачи; установление причинно-следственных, межпредметных связей, основанные на таких действиях, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; определение понятий, доказательство и опровержение, определение и решение проблем; моделирование как универсальное учебное умение включает в себя: кодирование (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов), декодирование (считывание информации), умение использовать наглядные модели, умение строить схемы, модели и т.п.

Овладение универсальными учебными действиями в процессе решения сюжетных задач создают возможность самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний и умений, так как это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания.

Литература
1. Асламов А.Г., Семенов А.П., Уваров А.Ю. Новый этап информатизации отечественной школы// Информатика. 2011. №15.
2. Асламов А.Г., Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
3. Примерные программы основного общего образования. Математика. М.,2012.
Бубликова Екатерина Васильевна26.04.2013 23980 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar