РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение технологии автономного обучения при изучении грамматики немецкого языка

Применение технологии автономного обучения при изучении грамматики немецкого языка Водянкина Светлана Степановна, 
учитель немецкого языка 
МБОУ «Зональненская СОШ» Томского района.


Древняя истина гласит: человек есть мера всех вещей. В ХХI веке эта истина стала очевидна как никогда. Именно человек становится целью, смыслом, критерием, движущей силой и конечным результатом общественного прогресса. Поэтому воспитательно-образовательный процесс ориентирован на активную и самостоятельную личность с развитой индивидуальностью. Понятие автономного/самоуправляемого обучения не ново. Еще в глубокой древности древнегреческие ученые Аристотель, Сократ, Платон и др. глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. Свое дальнейшее развитие эти суждения получили в трудах Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые говорили о необходимости обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем критически мыслящего человека. 

Сегодня лозунг «учить учиться» приобретает новое звучание. Общество информационных технологий заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно и активно действовать, принимать самостоятельно решения и отвечать за их выполнение, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. А учить этому надо в школе. Школа не может дать ученику знания, которых ему хватило бы на всю жизнь, но она может научить его добывать эти знания самостоятельно – в этом сегодня одна из главных задач школы. Другими словами, речь идет о значительном повышении ответственности школьника за ход и результаты процесса овладения знаниями, в том числе и по иностранному языку. При изучении предмета «иностранный язык» технология автономного/самоуправляемого обучения является наиболее перспективной и эффективной. 

Самым трудным аспектом в процессе изучения иностранного языка является грамматика. При опросе (анкетировании) именно изучение грамматики обучающиеся называют скучным и утомительным. И хотя грамматика не цель обучения иностранному языку, а лишь средство овладения им, незнание грамматики существенно затрудняет понимание иноязычной речи, делает невозможным ясное выражение мысли, а часто и совершенно искажает смысл сказанного. Таким образом, грамматический материал - это средство активного применения языка, инструмент к действию. Помочь в решении этой проблемы может только изменение самого подхода к изучению грамматики. Применение технологии автономного обучения позволяют не только с интересом изучать грамматические явления, но и достаточно легко применять их на практике, т.е. в речи.
Чтобы облегчить изучение грамматических правил, необходимо научить обучающихся видеть языковые (грамматические) закономерности, самостоятельно их осмысливать, самостоятельно открывать новое грамматическое правило, т.е. научить их определённым стратегиям работы с грамматическим материалом. Давно известна истина, что самостоятельно открытое запоминается лучше и надолго. 

Эти стратегии хорошо укладываются в схему СОС: собрать – осмыслить (упорядочить) – систематизировать

1. собрать: Грамматический материал предъявляется всегда в контексте (лучше в тексте, ещё лучше в аутентичном, но приемлемы и просто предложения связанные по смыслу) например: употребление прилагательных - в объявлениях о потере животных, образование повелительного наклонения - в рецепте и т. д. Задача – найти, заметить представленные в тексте общности/схожесть (или различия) грамматических структур. Текст должен быть понятным, в ином случае предварительно необходимо поработать над пониманием текста. Лучше это делать в парах тогда обмен мнениями будет более интенсивным (задание: выписать или подчеркнуть)

2. осмыслить (упорядочить): Выписанные предложения (словосочетания, слова) необходимо упорядочить, т.е. отнести к определённым группам (задание: заполни таблицу, выдели цветом и т.д.) Именно эта работа позволяет структурировать общности/схожесть (или различия) грамматических структур

3. систематизировать: Именно на этой фазе происходит открытие правила. (задание: сформулируйте правило, приведите примеры)

Не все и не всегда ученики готовы к выполнению задания последней фазы, т.е. к формулировке правила. Для овладения этой стратегией можно предложить систему заданий, построенных по принципу от рецептивного через репродуктивное к продуктивному (как на иностранном, так и на русском языке). 
  • Выбрать из предложенных вариантов правильную формулировку правила 
  • Заполнить пропуски в тексте правила 
  • Рассмотрите приведённые примеры и сформулируйте правило 
  • Придумайте, как лучше запомнить это правило (схема, рисунок, рифмовка) 
Преимущества данного метода введения нового грамматического материала:
  1. В центре урока – ученик, т. к. основную работу проделывает он сам. 
  2. В центре обучения – познавательная деятельность учащегося, учитывающая и развивающая его индивидуальные возможности, креативные и рефлексивные способности 
  3. Роль учителя – наблюдатель, помощник (помощь индивидуально направлена) 
  4. Задача учителя – организовать продуктивную учебную деятельность учащихся, которая представляет собой определённый тип самостоятельной творческой учебно-познавательной деятельности учащихся 
  5. Работа в парах/группах 
Всё это соответствует личностно-ориентированной парадигме обучения иностранному языку.

Автономное/самоуправляемое обучение полностью вписывается в Федеральные государственные стандарты второго поколения, так как предполагает развитие базовых универсальных учебных действий: 
  • Личностных (развитие самооценки, умение соотносить своё поведение с принятыми этическими принципами) 
  • Регулятивных (планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; прогнозирование, оценивание; элементы саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию к преодолению трудностей) 
  • Познавательных (логические действия и действия постановки и решения проблем, умение структурировать знания и т.д.) 
  • Коммуникативных (умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно сотрудничать с ними, учёт позиции других людей) 
Способность к автономному обучению закладывается уже на раннем этапе обучения иностранному языку. Важно научить ребят учиться, помочь им найти наиболее удобные для каждого учебные приёмы и стратеги. В перспективе способность к автономному обучению должна стать основой постоянного развития личности, залогом непрерывности процесса обучения. Реализация контекста автономии учащегося в УД по овладению иностранным языком позволит поддерживать и развивать систему непрерывного языкового образования, обеспечит учащемуся возможность самостоятельно поддерживать и совершенствовать свой языковой уровень в различных учебных ситуациях, в условиях варьируемого учебного контекста, разнообразия образовательных систем, изменяющихся социальных потребностей в области иностранного языка.

Список литературы
  1. Григальчик Е. К., Губаревич Д. И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения - Минск – 2003 – 86 с. 
  2. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М., 1996 – 156 c. 
  3. Зверев А.А. 10 и 90 - новая статистика интеллекта. Знание – сила – М., 1997. – 269 с. 
  4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991. – 222 с. 
  5. Инновационные методы в гражданском образовании. /Величко В.В. [и др.]; под общей редакцией Л.Г.Кирилюк - Минск., 1999. 
  6. Интерактивные методы обучения в 5 – 7 классах средней общеобразовательной школы. - http://x-soft. tomsk. ru/ 
  7. Непрерывность активного обучения: выбор методов деятельности для активизации учебной работы студентов в аудитории. Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению./ Ч.К. Бонуэл, Т.Е. Сазерленд: сборник статей-рефератов по дидактике высшей школы – Минск: БГУ центр проблем развития образования, 2001
Водянкина Светлана Степановна30.10.2013 19540 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar