РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования

Учебная мотивация учащихся как показатель результативности в условиях дополнительного образования

Исследования мотивации, как показателя результативности обусловлена всевозрастающим интересом развития личности учащихся, в условиях дополнительного образования, а мотивация, безусловно, является ядром. Мотивационная сфера учащихся имеет две стороны - мотивацию отношения, которая фиксируется в системе ценностей, и мотивацию достижения. Сложность и противоречивость изучения процесса мотивации объясняется тем, что каждый автор психолого-педагогической литературы имеет свой взгляд на данную проблему, каждый по-своему трактует содержание данного процесса, структуру мотива.

По мнению А. Н. Леонтьева в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности. Отсюда вытекает центральная закономерность: развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную деятельность. Автор психологической концепции деятельности А. Н. Леонтьев отмечал, что предмет деятельности, являясь мотивом, может быть как вещественным, так и идеальным, но главное, что за ним всегда стоит потребность, а под мотивом следует понимать внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определённой потребности. Таким образом, мотивация выступает тем сложным механизмом соотношения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которая определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. По понятию введённым Д.МакКлелландом мотивация достижения - это переживание стремления достичь успеха, и по возможности сохранить достигнутое, избегнуть неуспеха в каком-либо виде деятельности; она направлена на возможно лучшее выполнение любого вида деятельности, к результату которой может быть применён критерий успешности. Это означает, что мотивация может быть реализована в самых разнообразных видах деятельности: учебной, трудовой, досуговой и др.

Применительно к среде дополнительного образования это предполагает готовность и способность учащегося к выполнению различных социально значимых видов деятельности (игровой, учебной, коммуникативной и др.), которые обеспечивают ему социальную адаптацию в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями. Изучения мотивации на современном этапе развития системы образования наряду с задачами обучения и развития познавательных способностей детей школьного возраста ставится задача социализации и индивидуализации. Социализация понимается здесь как процесс усвоения индивидом социального опыта, его социальное образование, а индивидуализация - как совместный процесс индивидуального развития и адаптации. Социальная сторона человеческих способностей состоит в том, что их актуализация зависит не только от активности самого человека, но и от встречной активности его окружения. Поэтому каждый человек вынужден прилагать усилия, чтобы найти условия и формы становления самодеятельности как деятельности социально и профессионально значимой, и в первую очередь максимально благоприятную для этого среду.

Говоря о «социальной ситуации развития» Л.С.Выготский подчёркивал, что именно среда представляет собой условие осуществления деятельности человека и источник развития личности. Усложнение учебной деятельности учащихся, их поступков, изменяющаяся учебная нагрузка делает изучение мотивации ученика актуальной проблемой в психологии.

В объединении дополнительного образования детей на первый план выходит не просто обучение учащихся в образовательном процессе, а передача им предметных знаний, умений и творческих навыков, объем которых постоянно и неуклонно растёт. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности процесса обучения, вовлеченность в деятельность, инициативность, активность, удовлетворённость происходящим, пониманием того, что учебная информация и вся учебная деятельность дополнительного образования личностно значимы для него. Поэтому мотивация к освоению различных видов деятельности и проживание успеха/неуспеха в ходе их освоения выступают не только в качестве важнейших условий социализации, но и в качестве показателя индивидуализации детей в тех или иных условиях дополнительного образования. Проблемы возникновения неуспеваемости учащихся зачастую связаны не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации. Необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы учения для того, чтобы бороться с не успешностью в обучении. Увеличение в последние годы числа публикаций, раскрывающих результаты поисков способов и средств воздействия, на мотивационную сферу обучаемых и целенаправленной работы по формированию мотивации учащихся, свидетельствует о растущем интересе исследователей к данной проблеме.

В современных условиях объединение дополнительного образования детей играет уникальную роль в системе образования, и служит задачам обеспечения необходимых условий для личностного развития и роста, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет, позволяют адаптировать детей к жизни в обществе, формируют общую культуру, позволяют организовать содержательный досуг.

Итак, вопрос об учебной мотивации учащихся как показателя результативности в условиях дополнительного образования вызывают интерес и актуальны для изучения потому, что:

  • Во-первых, актуально рассмотреть теоретическую сторону понятия мотивации
  • Во-вторых, актуально для рассмотрения направление и содержание активности учащихся в процессе обучения, в частности, вовлеченность в деятельность объедения дополнительного образования.
  • В-третьих, важно изучить вопрос об учебной мотивации детей как показателя результативности в условиях дополнительного образования и возникновения проблем неуспешности учащихся, связанные с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Кроме того, данная тема слабо проработана в современной психолого-педагогической литературе при условии дополнительного образования.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Вся деятельность человека обусловлена реально существующими потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. Итак термин "мотивация" представляет более широкое понятие, чем термин "мотив". И.А.Зимняя определяет то, что мотивация как психологическая категория является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии. Разработки современных психологов в области мотивации связаны с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения. Учебная мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности учащегося, его поведения и деятельности представляет исключительный интерес для психологов и педагогов образования. Мотив - побуждение к деятельности учащихся, связанное с удовлетворением определённой потребности. Существует много определений мотивации:

Мотивация - процесс стимулирования отдельного индивида или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей или целей организации. Мотив – это повод, причина, необходимость действовать, побуждение к чему-либо.

Мотивация родственна понятию «отношение», которое также активизирует и направляет поведение человека.

Мотивация рассматривалась в самых различных аспектах

Леонард Бивайс и Сколл предложили модель, интегрирующую взгляды различных ученых на мотивацию. В этой модели выделяются пять источников мотивации:

  • Внутренние процессы. Желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности
  • Инструментальная мотивация. Желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т.п.
  • Внешняя концепция. Я Желание принятия и подтверждения своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы
  • Внутренняя концепция. Я Желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей
  • Интернализация цели. Желание достигать целей, соответствующих интернализованным ценностям

Мотивация состоит из двух частей – деятельности и направленности. Разница между мотивацией и отношением заключается в том, что мотивация связана с определённой ситуацией, а отношение имеет более устойчивый характер и оказывает длительное воздействие.

Процессы мотивации могут иметь разную направленность

Принципиально различают две формы мотивации – внешнюю и внутреннюю

Внешняя мотивация – это средство достижения цели, например, заработать деньги, получить признание, занять вышестоящую должность. При этом она может использоваться в двух направлениях: как стимул при ожидании преимуществ – принцип надежды; как средство давления при ожидании недостатков – принцип страха.
Внешняя мотивация непосредственно влияет на поведение, но эффективность ее действия ограничена, пока она воспринимается в качестве стимула или давления.

Внутренняя мотивация – это понимание смысла, убежденность. Она возникает в том случае, если идея, цели и задачи, сама деятельность воспринимаются как достойные и целесообразные. При этом создается конкретное состояние, определяющее направленность действий, а поведение станет результатом соответствующей внутренней установки, причем это справедливо не только для человека.

Внутренняя мотивация присутствует, если идея, задача или деятельность воспринимаются целесообразными и чего-то стоящими. Необходимо чувствовать себя ответственным за это и быть в состоянии прогнозировать результаты. Тогда поведение станет результатом, вытекающим из соответствующей установки.

Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности.

Этой наградой является «момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование».

Внешняя мотивация должна выполнять на начальном этапе роль опоры для создания системы эффективного труда. Ее можно также рассматривать как дополнительный поддерживающий стимул в период консолидации. Однако долговременная мотивация и эффективные изменения в поведении сотрудников достигаются только при условии создания внутренней мотивации.

Мотив - это то, что, отражаясь в голове ученика, побуждает к деятельности, направляет на удовлетворение определённой потребности. Первая точка зрения на мотив, как на потребность, исследователи придерживались различных точек зрения на их соотношение: Потребность даёт толчок к возникновению мотива. Возможно, что мотив частично и определяется потребностью учащегося в момент образовательного процесса, но далеко не всегда учебная деятельность определяется удовлетворением своих потребностей, ученик зачастую действует на основе требований образовательной среды, общества, коллектива, своих интересов и склонностей, иногда идущих в разрез с потребностью.

Образовательная среда ОДОД как пространство актуализации мотивации.

В отечественной психологии стало общепринятым представление, что структура личности определяется системой мотивов, имеющей иерархической строение. Мотивы и такие мотивационные образования как интересы и склонности рассматриваются как внутренние условия психического развития учащегося. Учитывая, что школьная образовательная среда ориентирована главным образом на достижение образовательных стандартов, она создаёт преимущественно условия на овладение учебной деятельностью и, соответственно, ориентирована в основном на формирование мотивации к учению.

Образовательная среда отделения дополнительного образования детей (ОДОД) как пространство актуализации изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Определение понятия «мотив» представляет определённую научную проблему. Одни под мотивом понимают побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, другие - осознаваемую причину, лежащую в основе выбора действий и поступков личности. У многих учащихся возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.

Дети, которые обучаются в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряжённые усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы.

Бесспорно то, что слабоуспевающий ученик работает медленно, зачастую неверно, нарушает школьную дисциплину, получает много замечаний и отрицательных оценок. В результате ребёнок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что ещё больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний. Таким образом, чувство постоянной неуспешности приводит ребенка к потере интереса к учёбе.

Основными признаками неуспешности учащихся можно считать:

  • пробелы в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий, законов, теорий, а также осуществить необходимые практические действия;
  • пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности, снижающие темп работы настолько, что ученик не может за отведённое время овладеть необходимым объёмом знаний, умений и навыков;
  • недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющий ученику проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие свойства, необходимые для успешного учения;
  • ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.

На фоне возрастающих требований к уровню подготовки выпускника общеобразовательной школы, дающему возможность оказаться успешным и конкурентоспособным в будущем на рынке труда, возникает ситуация, когда учащиеся, в учебной деятельности сталкиваются с серьёзными проблемами снижением учебной мотивации. Отсутствие внимания и инициативы на уроке, слабая ориентация в учебном материале, действия по шаблону, неумение работать самостоятельно, неадекватность самооценки — вот далеко не полный перечень проявлений низкого уровня сформированности учебной мотивации у школьников.

Однако для целенаправленного формирования мотивов учения, обеспечивающих успешность протекания учебного процесса, требуется кропотливая работа педагога, осознающего серьёзность этой проблемы. Для возникновения мотива необходим внешний толчок - стимул. Стимулируя ученика, педагог управляет изменениями, происходящими в его мотивационной сфере. Управляемостью мотивационными процессами и актуальностью проблемы определяется давний интерес учёных к ней и разнообразие направлений и аспектов изучения. Наиболее разработанным в настоящий момент является вопрос о природе учебной мотивации.

Трудности учащихся, проявляющиеся в форме отставания в учёбе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины:

  • слабое состояние здоровья. Именно низкие показатели психического здоровья являются причиной учебной неуспешности (по некоторым данным, это 78% случаев);
  • несформированность приёмов учебной деятельности.

Учебная деятельность требует владения определёнными навыками и приемами. Счет в уме можно выполнять несколькими способами, но не все они будут эффективными. Если психолого педагогические навыки успешной учебной деятельности не выработаны, то ребёнок заучивает учебный материал механически, без предварительной логической обработки. Очень важно обратить внимание на неэффективные навыки учебной деятельности, так как впоследствии они могут закрепиться и привести к отставанию в учебе; недостатки познавательной сферы (мышления, памяти, внимания). Успешность учебной деятельности во многом зависит от особенностей развития мышления.

Полное усвоение школьной программы предполагает обязательное абстрактно-логическое мышление, умение систематизировать, обобщать, классифицировать, сравнивать. Неумение запоминать тоже сказывается на учебной деятельности ребенка и в конечном счёте влияет на его отношение к учёба и школе; недостаточное развитие мотивационной сферы.

Педагог дополнительного образования должен уделять особое внимание детям на занятиях, способствовать развитию творческих способностей учеников, должен видеть потенциал в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам. И действительно особенно ярко творческие способности учащихся проявляются в условиях дополнительного образования детей и тут выявляется и их творческий потенциал, и развиваются способности в исследовательской работе. Научение опирается на уже имеющийся опыт ребенка, его собственный путь искания, преодоления затруднений, формирует прежде всего самостоятельность, сознательность обучения.

Формирование мотивации учащихся

Вопрос о формировании учебной мотивации рассматривается учёными в двух направлениях. Во-первых, осуществляется разработка концепций, методик и технологий формирования учебной мотивации (В.Г.Асеев, О.С. Гребенюк, А.К. Маркова, М.В.Матюхина, A.M. Матюшкин, М.П. Осипова, Н.Ф.Талызина, А.Т. Цветкова, Т.И. Шамова, Г.И.Щукина и др.). Основу этого направления составляют, по А.К. Марковой, «идеи преподнесения желаемых мотивов учения как эталонных либо включение ребенка в активную учебную деятельность, позволяющую выявлять и корректировать влияние действующих мотивов». В теории мотивации, разрабатываемой в отечественной психологии, принято считать, что, говоря о мотивах, следует иметь в виду именно опредмеченную потребность. Таким образом, резкое противопоставление категорий «потребность» и «предмет» в вопросе о мотивах вряд ли целесообразно. Понятие мотивации у учащихся включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.

Учитывая, что школьная образовательная среда ориентирована главным образом на достижение образовательных стандартов, она создаёт преимущественно условия на овладение учебной деятельностью и, соответственно, ориентирована в основном на формирование мотивации к учению. Образовательная среда объединения дополнительного образования детей (ОДОД) изначально имеет полифункциональный характер и ориентирована на создание условий для включения детей в разнообразные виды деятельности, необходимые для социализации в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями, а также возрастными особенностями. Изучение мотивации объединения дополнительного образования детей - это выявление их реального уровня и возможных перспектив, зоны ближайшего развития у каждого ученика и группы в целом.

Результаты изучения мотивации становятся основой для планирования процесса ее формирования. Вместе с тем в процессе формирования мотивации вскрываются новые ее резервы, поэтому подлинное изучение и диагностика осуществляются в ходе формирования. Само по себе формирование является целенаправленным, если педагог сравнивает полученные результаты с тем исходным уровнем, который предшествовал формированию, и с теми планами, которые были намечены. Формирование мотивов учения - это создание в ОДОД условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Педагог дополнительного образования при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приёмов; Изучать и формировать мотивацию ученика педагог дополнительного образования вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждений и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования. Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом педагогу ОДОД надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приёмов. Объективность изучения возрастает при соблюдении учителем ряда условий.

Дополнительное образование детей в школе – явление сравнительно новое, идущее на смену традиционной внешкольной работе,

  • направленное на: удовлетворение разнообразных потребностей и интересов детей в познании и общении,
  • создание условий, благоприятных для самоопределения и самореализации личности,
  • развитие детской индивидуальности.

Вот почему, несмотря на загруженность в школе, на крайнюю занятость и нехватку времени, множество детей исключительно на добровольной основе по нескольку раз в неделю из года в год приходит на занятия в кружки, и спортивные секции, объединения дополнительного образования, участвуют в разнообразных игровых и праздничных программах. Приходят, чтобы узнать нечто новое, пообщаться с интересными людьми – взрослыми и сверстниками, перенять у них что-то для себя полезное, проявить и развить свои особые творческие способности, зная при этом, что каждый из них будет интересен окружающим.

Общение со сверстниками и педагогами, увлечёнными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия – всего того, что сегодня называют модным словом «толерантность». Поскольку в основе дополнительного образования лежит личностная мотивированность («я хочу», «мне это интересно», «мне это надо», «моему ребёнку это полезно»); это, в свою очередь, способствует формированию индивидуальной свободы личности. Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.

В связи с тем, что значительная часть дополнительных образовательных программ ориентирована на сохранение и укрепление здоровья школьников, у детей формируются практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды.

Дополнительное образование, если оно становится значимым фактором школьной жизни, играет огромную роль и в деле формирования детского школьного коллектива, традиций школы, благоприятного социально-психологического климата в ней. Дело в том, что на основе различных направлений творческой деятельности в системе дополнительного образования создаётся большое количество детских объединений, не связанных напрямую с учебной деятельностью и неоднократно перемешивающих всех учеников. Это создаёт благоприятные возможности для расширения поля межличностного взаимодействия учащихся разного возраста и сплочения детей в единый школьный коллектив. В школе, где учащиеся и педагоги объединяются на основе общих коллективных дел и общих традиций, постепенно формируется корпоративный дух «своей» школы, чувство гордости за принадлежность к ней.

Появление корпоративного духа школы, и восприятие как особого, «нашего» мира со своими ценностями и порядками, имиджем и атмосферой – это, основа личностно-ответственного отношении детей и подростков к учёбе и коллективу сверстников. И наконец, вхождение ребенка в систему дополнительного образования формирует у него вполне реальные навыки содержательного проведения собственного досуга, оберегая его от сомнительных компаний и бесцельной траты свободного времени. Это особенно важно на фоне обеднения досуговой деятельности подростков и молодёжи, ее переориентации в лучшем случае на элементарное поддержание жизненного тонуса. Сказанное позволяет заключить, что в плане удовлетворения разнообразных потребностей детей (витальных – в физическом движении и отдыхе; экзистенциальных – в защите и комфорте; социальных – в общении, привязанности, принадлежности к группе; потребностей престижа – в признании, успехе, компетентности; потребностей самовыражения – в самореализации через творчество) дополнительное образование действительно имеет целый ряд уникальных возможностей, чрезвычайно полезных школе.

Воспитательная доминанта дополнительного образования заключается в осуществлении "ненавязчивого" воспитания благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, формы организации дополнительного образования детей в различных группах объединения и о той воспитательной роли, которую играет участие детей в различных детских объединениях по интересам. Это важно обозначить именно проблемные зоны и узлы, некоторое поле для размышления и обсуждения того, что нужно сделать, чтобы повышение уровня воспитательной работы и использование воспитательного потенциала дополнительного образования детей не было бы просто очередными лозунгами и пустыми словами, а стало бы реальными шагами в важном для нас направлении.

Очевидно, что воспитание есть в структуре дополнительного образования, но подменять воспитанием дополнительное образование и наоборот - нельзя. Воспитание соединяется с дополнительным образованием как его составная часть и как результат.

Поэтому прорабатывать проблему воспитания в структуре дополнительного образования необходимо, так как дополнительное образование – это наиболее адаптивная система по отношению к детям и в нем заложен наибольший ресурс, который можно учитывать в двух вариантах:

  • использовать, учитывая закономерности организации дополнительного образования детей;
  • игнорировать, если дополнительное образование свести только к обучению детей в некоторых сферах деятельности.

Таким образом, формировать и развивать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Список использованной литературы

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976
  2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник, № 9,2007. С. 6 8.
  3. Афанасьева Н.В. Тест мотивации достижения детей 9-11 лет. М., 2003
  4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. -224с. (Серия "Психологи отечества").
  5. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. Дисс. канд. пед. наук: М., 2001.
  6. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии 1976 №6
  7. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972
  8. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика, 2006, 440 с
  9. Выготский Л.С. Психология - М.:2000.
  10. Краткий терминологический словарь по психодиагностике Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. Том 23. - 2002, №6
  11. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности // Вопросы психологии 2000 №1.
  12. Психологическая диагностика (учебное пособие) / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М., 1997
  13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб., 2000 – 712
  14. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 2006. - 176 с
  15. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. В 2-х томах.
  16. Черносвитов Е.В. Специальная социальная медицина. Учебник для вузов. 2004, 704 с
Морозова Марина Александровна28.09.2014 43000 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar