РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Игра,как метод обучения коммуникативной компетенции в начальной школе в рамках ФГОС

Игра,как метод обучения коммуникативной компетенции в начальной школе в рамках ФГОС

Обучение английскому языку в начальной школе рассматривается нами, как процесс важных этапов обучения, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. 

Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:

а) поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;
б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;
в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение несложного высказывания;
г) умение связано высказываться в пределах тематики и ситуаций общения
д) внимательное отношение к речи собеседника и соответствующая реакция на его вопросы

Обучение иностранному языку в начальной школе должно быть коммуникативно направленным. Дети должны уметь использовать изученный лексико-грамматический материал в естественных ситуациях общения. Этой цели служат все структуры для понимания и говорения, но именно на этапе начального обучения, именно игровые методы становятся ведущими при обучении коммуникативной компетенции.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элемент более общей технологии;
  • в качестве урока или его части (введение, контроль);
  • как технология внеклассной работы.

Понятие "игровые педагогические технологии" включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четкого обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованны в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  • учебный материал используется в. качестве ее средства;
  • в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученые во многом зависят от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры - ее разнообразная полезность. У каждого вида игры своя полезность.

Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.

Социокультурное назначение игры. Игра - сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников.

Диагностическая функция игры. Игра обладает предсказательностью; она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведет себя в игре на максимуме проявлений (интеллект, творчество); во-вторых, игра сама по себе - это особое "поле самовыражения".
 

Игротерапевтическая функция игры. Игра может и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учений.

Развлекательная функция игры. Развлекательная функция игры связана с созданием определенного комфорта благоприятной атмосферы, душевной радости как защитных механизмов, т. е. стабилизации личности.
Остановимся подробнее на коммуникативной функции игры, как на предмете нашего исследования.. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит учащегося в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организация и коммуникативное начало, имеющее множество коммуникативных связей. Если игра есть форма общения людей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступок никакой игры между ними быть не может.

Представим учебную ситуацию на уроке, при которой нам необходимо систематизировать знания по грамматической структуре глагола "have".

Раздайте учащимся картинки или игровые элементы по пройденной лексической тематике и образуйте круг. Первый участник игры произносит:" I have got a ball". Затем смотрит на соседа у которого в руках кукла и произносит "But I haven't got a doll"

Закрепим структуры " I have got", "I haven't got"в игре "Похожие слова".Первая команда произносит " I have got a dog", а вторая подбирает рифмовку "I haven't got а frog ".Используя эту игру повторяем рифмы и слова. С этим же оборотом возможно закрепление лексического материала по теме: Части тела. Предложите детям вообразить себя животными и назвать те части тела, которые у них есть. К этой игре возможно добавить повторение частицы too. Например: I am a mouse. I have got a tail, ears ets. Следующий говорящий добавляет I am a dog. I have got a tail too. и так далее по цепочке.
Для запоминания лексического материала по теме Еда, предложите детям игру Let's lay the table/ приготовьте несколько игрушечных ножей, ложек, вилок, тарелок. Закрепите слова во фразах.

Take a knife. Put the knife on the table. Предметы добавляются поочередно. Расширим коммуникативные средства общения следующими фразами: I like ice-cream, and you? Do you like milk?Pass me the salt, please. К таким фразам легко применить карточки с изображением продуктов питания для наглядности.

Для повторения значительного объема лексического материала предложите учащимся игру "Гости". В данной игре можно отработать основные формы вопросов и отработать их ситуативно в диалогической речи. Например:
Винни-Пух идет в гости. Он идет к зайцу, петуху, собаке (действующие лица любые).Попросите их представиться.
Come in, please. Sit down. Who are you? What's your name? Требуйте от учащихся расширенных ответов. Например:I am a big, brown dog. My name is... I can run, but I can't fly. Введите вопросы: How many ears have you got? Have you got a long tail? И подобные. Помогайте учащимся по ходу игры. Хочется подчеркнуть, что подобные коммуникативные игры не требуют специальной подготовки, что, в свою очередь, создаёт атмосферу свободного и непринужденного общения на уроке.

Подобную игровую коммуникативную ситуацию можно создать на базе лексического материала по теме"Дом". В эту тему легко включить предлоги места и оборот there is/ there are. Попросите учащихся обставить комнату, называя, что и где должно находиться. Например: There is a table in the middle of the room. Поочередно учащийся добавляет предметы интерьера по просьбе учителя. Ситуацию можно обыграть и между учащимися. Похожие ситуации можно создавать на уроках систематизации лексического материала практически любой темы. Необходима лишь фантазия и желание.

Нельзя обойти вниманием и физкультминутки проводимые во время занятия, которые также можно отнести к игровым формам, которые повышают работоспособность детей, предотвращают утомление, дают отдых организму, в первую очередь нервной системе и работающим мышцам. Их проводят в момент, когда у детей снижается внимание и наступает утомление (обычно вторая половина занятия). Физкультминутки и паузы способствуют процессу запоминания слов и фраз, так как инструкции повторяются много раз и ассоциируются с определенными передвижениями.

Во время физкультминуток появляется отличная возможность повторить глаголы движения, сопровождая произношение глаголов или команды учителя, (а также и самих учащихся) движениями.

  • Sleep!
  • Wake up!
  • Draw!
  • Run!
  • Jump! etc.

К простым глагольным формам легко присовокупить глагол can, для запоминания фразы I can, а также для введения лексики по теме "Животные", "Игрушки".

  • I can jump like a frog
  • I can run like horse

Фразы сопровождаются движениями, что приводит в быстрому и непроизвольному запоминанию фраз.
В комплекс физкультминутки включают 2-3 упражнения, которые можно про¬водить у рабочего места. Во время физкультминуток младшие школьники охотно, без напряжения и специальной подготовки заучивают краткие стихи, сопровождая их движениями.

В заключении, хотелось бы подчеркнуть, что игровые ситуации дают учащимся прекрасную возможность повторить пройденный лексический и грамматический материал, почувствовать атмосферу живого общения, устраняют застенчивость и боязнь неправильного ответа. Играть не страшно.

Игровые мотивы способствуют использованию различных способов мотивации:

  • в игре команды или отдельные ученики изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки);
  • результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умении, характера;
  • обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. (учащиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса);
  • ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.

Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Игра - одна из ведущих форм здоровьесберегающих технологий. И, самое, на наш взгляд важное в игровой деятельности это то, что в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решение познавательных задач.

Список использованной литературы:

  1. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.: Педагогика, 1975.
  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002
  3. Степичев П.А. Лексические игры на уроках английского языка. Методические рекомендации. - М.: Чистые пруды, 2008 (Библиотечка «Первого сентября», серия «Английский язык»)
  4. Буланова О.Б. Английский для дошкольников. М.: Издательский центр «Академия» - 2000
  5. Денисова Л.Г. Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе. - ИЯШ, 1989, № 2
  6. Ваулина Ю.Е., Фрейдина Е.Л. Английския язык для студентов факультета дошкольного воспитания. М.: Владос, 2005
  7. Максаков А.Н., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. – М.: Просвещение, 1979.
  8. Павлова Т.П. Игровые приёмы работы на внеклассных занятиях по английскому языку. - ИЯШ 1995, № 8.
  9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. – М., 1983
Белая Мария Михайловна08.10.2014 20760 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar