РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроке математики

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроке математики

“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
Китайская мудрость

Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность учащихся, их конкурентоспособность и мобильность.

В связи с этим особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Этот процесс развивается как под влиянием международных тенденций, так отчасти и независимо от них. В настоящее время не существует общепринятого определение компетенции. Общим для всех определений является понимание ее как способности личности справляться с самыми различными задачами.

Однако, хотелось бы выделить составляющие элементы понятия "компетенция":

  • знания - это набор фактов, требуемых для выполнения работы. Знания - более широкое понятие, чем навыки. Знания представляют интеллектуальный контекст, в котором работает человек.
  • навыки - это владение средствами и методами выполнения определенной задачи. Общим для навыков является их конкретность.
  • способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную задачу. Способность также является приблизительным синонимом одаренности.
  • стереотипы поведения означает видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение человека проявляет его ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир.
  • усилия - Любому человеку можно простить нехватку таланта или средние способности, но никогда - недостаточные усилия. Без усилий человек напоминает вагоны без локомотива, которые также полны способностей, однако безжизненно стоят на рельсах.

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Компетенций у ученика школы много. Я остановлюсь на ключевых компетенциях.

Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного предмета, по сути, они – надпредметны.

Они в свою очередь также делятся на несколько групп:

  • Общекультурные компетенции.
  • Учебно-познавательные компетенции.
  • Информационные компетенции.
  • Коммуникативные компетенции.
  • Социально-трудовые компетенции.
  • Компетенции личностного самосовершенствования.

Рассмотрим более детально учебно-познавательные или интеллектуальные компетенции

Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Учебно–познавательной компетенции должна быть отдана одна из главных ролей так как, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата.

В составе учебно-познавательной компетенции можно выделить:

  • умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;
  • умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  • умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  • умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы;
  • умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.

Работая много лет по программам развивающего обучения системы Л.В.Занкова, считаю, что одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке математики является создание проблемных ситуаций. Их суть сводится к воспитанию и развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Эта активность проявляется в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию.

Поэтому для меня в процессе обучения главным является постановка перед учащимися на уроках какой-то маленькой проблемы и старание совместно с ними ответить на поставленный вопрос.

При ознакомлении учащихся с новыми математическими понятиями, при определении новых понятий знания не сообщаются в готовом виде. Здесь уместно побуждать учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, в результате чего и возникает поисковая ситуация.

Другой способ создания поисковой ситуации – использование практического опыта учащихся. Поисковые ситуации в этом случае возникают при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют задачу поиска.

Например,
Ты хорошо умеешь умножать однозначные числа, знаешь таблицу умножения.
А как найти значение произведения 27 * 3?
Подумай и предложи свой способ выполнения задания.

В понимании детей учитель – это компьютер, который не может ошибиться никогда, и они обычно слепо копируют его решение.

Решаю быстро уравнение:

(326 – х) + 516 = 148 + 792
х = 78

Естественно при проверке ответ не сходится. Ищут ошибку. Дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и решением учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке.
Даю задачу на дом и говорю: «У меня не получается. Попробуйте вы, обращайтесь к кому хотите за помощью». На другой урок у них радостные лица – они решили.

Задача учителя – привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью.

Учебные исследования на уроках делают процесс изучения математики интересным, увлекательным, так как они дают возможность детям в результате наблюдения, анализа, выдвижения гипотезы и ее проверки, формулировки вывода – познать новое.

Перечислю темы исследовательских работ, которые способствуют формированию учебно-познавательных компетенций у учащихся 3 класса.

«Площадь прямоугольника», «Площадь фигуры сложной конфигурации», «Скорость движения», «Масштаб», «Дробные числа в нашей жизни».

Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач, задач – головоломок, на соображение и догадку.

Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач считается гимнастикой ума.

Готовясь к уроку, я подбираю материал к нему и формы работы, чтобы обеспечить мыслительную деятельность каждого ученика каждую минуту.

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще и творческое, в частности.

Пример: Незнайка и Знайка хотели сравнить углы, где работа Незнайки. Почему?
Как правильно сравнивать углы?

Следующий момент занимательности – это смекалка. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества можно и нужно развивать в процессе обучения.

В своей практике я использую такие занимательные элементы урока:
1. Петух на одной ноге весит 4 кг. А на двух?
2. Кирпич весит 1,5 кг и ещё полкирпича. Какова масса кирпича?

А также задачи на внимание и сравнение.
3. Определите, сколько треугольников вы видите на рис.1?
4. Уберите лишнюю фигуру. Ответ обоснуйте.

Умение применять ранее усвоенные способы решения проблем в новой учебной или жизненной ситуации и находить новые способы решения учебных проблем характеризует уровень интеллектуального развития ученика. Учащиеся должны уметь анализировать учебный материал, выделять в нём главное, сравнивать и сопоставлять, синтезировать и обобщать, делать выводы. И самое главное – должны уметь держать в уме основную нить рассуждений.

Существует одно распространённое заблуждение: большинство взрослых, и педагогов в том числе, уверены, что способность к творчеству – качество врождённое, оно уж или есть само по себе, или его нет и не будет.

Между тем исследования психологов показывают, что всё обстоит прямо противоположным образом. Креативность зависит от условий, в которых формируется человек. Ребёнок вырастает пассивным и нетворческим не потому, что таким уродился, а потому, что в детстве получал мало эвристического материала. У него не было развивающих игрушек, с ним мало разговаривали, ему редко предоставляли право выбора, ему не давали пробовать и ошибаться, его не хвалили за самостоятельность и независимость.

Но если креативность так зависит от внешних условий – значит, меняя эти условия, её можно развивать, растить практически всех детей креативными. Не талантами и гениями – это и в самом деле от Бога, а просто творческими людьми, умеющими найти нестандартный ход, увидеть ситуацию в новом свете, наконец, просто получающими удовольствие от творчества, вышивают ли они, музицируют ли, или готовятся к уроку.

Учебно-познавательная творческая активность в объективном смысле – это творение того, чего ещё не было, а в субъективном – освоение того, что может, и было, но главное – ученику самому дойти до этого.

Гостева Елена Михайловна19.10.2014 16850 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar