РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Юнусалиева Татьяна Семёновна
МОБУ СОШ №7 г.Лабинска ,учитель начальных классов
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №7 города Лабинска муниципального образования Лабинский район

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень здоровья детей, подростков, молодежи.

Я считаю, что в последнее время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с первого класса к выпускным с 3,9 до 12,3 %, с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4 %, с нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8 %.

Я думаю, что сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных задач современности. И порой учитель для этого может сделать гораздо больше, чем врач. Ведь именно школа, как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом, способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. [1: с. 35]

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут им востребованы в дальнейшей жизни. Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников. [2: с. 12]

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровье сберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы – это рациональная организация урока.

Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
  • Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.
Физические упражнения, и прежде всего, движение, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной, скелетно–мышечной.

Снижение внимания на уроках появляется в двигательном беспокойстве детей. Однако, такое поведение физиологически оправдано, так как выполнение различных движений (руками, ногами, туловищем, головой) препятствует чрезмерному напряжению мышц и является одним из способов обеспечения саморегуляции организма. Различные движения детей руками, ногами, туловищем служат сигналом, что учащиеся утомлены.

Для предупреждения утомляемости во время учебного процесса необходим отдых (1,5-2 минуты). На каждом уроке провожу упражнения, они благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статистические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

  • упражнения по формированию осанки,
  • укреплению зрения,
  • укрепления мышц рук,
  • отдых позвоночника,
  • упражнения для ног,
  • релаксационные упражнения для мимики лица,
  • потягивание,
  • массаж лица, рук, ног,
  • психогимнастика,
  • упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.

Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Комплекс дыхательной гимнастики «Дышим с удовольствием».

УПРАЖНЕНИЕ №1.

  1. Встать прямо, руки вдоль туловища.
  2. Сделать полный глубокий вдох.
  3. Медленно поднять руки, держа их напряжёнными до тех пор, пока кисти рук не будут над голо¬вой.
  4. Держа руки над головой, задержать дыхание на 2-3 с.
  5. Медленно выдыхая, опустить руки в и.п.
  6. Проделать очистительное дыхание.(Глубокий вдох через нос и резкий выдох 3-4 порциями через рот,1 раз.)

УПРАЖНЕНИЕ № 2.

  1. Встать прямо, вытянутые руки перед собой.
  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
  3. Быстро отвести как можно дальше руки назад, кисти в кулак, держать на уровне плеч, затем вернуться в и.п. Повторить ещё раз. Всё время, удерживая дыхание.
  4. С силой выдохнуть через рот.
  5. Проделать очистительное дыхание.

УПРАЖНЕНИЕ № 3.

  1. Встать прямо, вытянутые руки перед собой.
  2. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание.
  3. Быстро махнуть руками, делая ими круг назад. Затем такое же движение в обратную сторону, всё время удерживая дыхание.
  4. С силой выдохнуть через рот.
  5. Проделать очистительное дыхание

КОМПЛЕКС «КРАСИВАЯ ОСАНКА».

  1. ВЫПРЯМЛЯЕМ СПИНУ. И.п.-сидя на пятках. Руки в стороны.1-сгибая руки в локтях за спи¬ной, правую руку сверху, левую снизу, переплести пальцы;2-3-держать позу;4-принять и.п.;5-8-то же, поменяв положение рук.
  2. НАПРЯГАЕМ РУКИ. И.п.-сидя по-турецки, руки сзади, пальцы переплести.1-глубокий наклон вперед, руки назад-вверх;2-3-держать позу;4 – принять и.п.
  3. РАСПРАВЛЯЕМ ПЛЕЧИ. И.п.-сидя по-турецки, руки за головой. 1-4 –пружинящие отведения локтей назад;5- отводя локти назад, глубокий наклон вперёд;6-7- держать позу; 8- принять и.п.
  4. КРАСИВЫЕ НАКЛОНЫ. И.п.-сидя,руки в упоре сзади.1-глубокий наклон вперед, обхватив стопы руками;2-3-держать позу;4-принять и.п.;5-лёжа,руки в упоре сзади,прогнуться;6-7-держать позу;8-рпинять и.п.
  5. ПРОГИБАЕМСЯ НАЗАД.И.п.-лёжа на животе, руки согнуты у грудди.1-2-разгибая руки, в упоре лёжа на бёдрах, прогнуться назад, согнув ноги назад; 3-6 – держатьпозу;7-8-принять и.п.

Необязательно выполнять все упражнения ежедневно. Достаточно сделать несколько упражнений в день.

КОМПЛЕКС ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ В МЫШЦАХ КИСТИ.

  1. РАЗОГРЕВАНИЕ ЛАДОНЕЙ.И.п.- стоя,руки вниз. Свободно, без напряжения наклониться впе¬ред, согнуть ноги в коленях, соединить ладони и зажимать их между коленями. Сжимая колени, выполнить трущие движения ладонью о ладонь. Движения выполняются легко, без лишнего на¬пряжения. Во время трения ладоней руки выпрямлены, а плечи поочерёдно вверх-вниз, что позво¬ляет активизировать точки в области спины. Время выполнения 30-40 с.
  2. ПОГЛАЖИВАНИЕ РУК.И.п.-стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь в течение 10-15 с.Тёплой ладонью одной руки выполнить поглаживание тыльной части другой руки, от пальцев к запястью(5-7 раз).После этого выполнить поглаживание сначала одного, а затем другого предплечья (5-7 раз).

КОМПЛЕКС ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО МЫШЕЧНОГО УТОМЛЕНИЯ.

  1. ПЛОВЕЦ.И.п.-ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, колени полусогнуты. Поднять со¬гнутые в локтях руки перед грудью ладонями вниз. Медленно выполнять круговые движения ру¬ками перед грудью вперёд-в стороны-назад, имитируя движения рук при плавании брасом. Выпол¬нить 8-10 круговых движений.
  2. ГРЕСТИ НА ЛОДКЕ. И.п.-стоя,руки вниз. Одновременно с медленным вдохом поднять руки пе¬ред собой вверх. Одновременно с медленным выдохом наклониться вперед, руки ,не сгибая, опус¬тить вниз и отвести назад по дуге. Повторить 4-5 раз.
  3. ЧЕРПАЕМ МОРЕ,РАЗВОДИМ ОБЛАКА.И.п.-стоя,руки вниз, левая нога впереди, колени полу¬согнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх (ладони обращены друг другу),прогнуться назад. Наклоняя туловище вперёд и делая медленный вдох, скрестить руки перед коленями. Повторить 4-6 раз.

Заключение

Изложенная выше разработка показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Список литературы:

  1. Клокова Т.И. Дневник здоровья. Часть 1 Система мониторинго в здоровья в образовательной среде школы. Методические рекомендации. М.: МИОО, 2010
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М. «ВАКО» 2004
Юнусалиева Татьяна Семёновна22.10.2014 23881 Из опыта работы
Всего комментариев: 1
avatar
0
1

Хорошая статья. Заслуживает внимания. Спасибо автору.
avatar