РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Становление интеллектуально развитой, свободной, ответственной личности.

Становление интеллектуально развитой, свободной, ответственной личности.

Учитель начальных классов
Шрамко Людмила Анатольевна
Карагандинское государственное учреждение г. Караганды
Гимназия №45
Класс:2

Социально-экономические реформы в Казахстане обусловили необходимость дальнейшего совершенствования школьного образования. Обновление общеобразовательной школы стало необходимым. Большое внимание в реформировании системы образования уделяется начальной школе, так как на данном этапе закладывается интеллектуальный потенциал ученика, развиваются познавательные интересы и учебная активность.

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать реальность и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых качеств личности школьника. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на воспитание интеллектуально развитой, свободной, ответственной личности.

Наша гимназия работает над разработкой новой модели системы воспитания: «Воспитание гражданина перманентно, органично погружающегося ребенка в проблемы общественной жизни».

Моя цель и задачи полностью согласуются с целью и задачами новой модели системы воспитания нашей школы и направлены на компетентностно-ориентированное образование в начальной школе.

Главные особенности системы моей работы:

  • введение научных знаний с первого дня обучения в школе;
  • организация совместной творческой деятельности детей по их самостоятельному усвоению знаний;
  • открытие в детях невидимого мира потенциальных интеллектуальных и личностных способностей. Работаю по следующему принципу "Учитель принимает, признаёт и понимает ученика, а ученик активный, дружелюбный, уважающий себя и других, инициативный человек-личность"

Основным средством обучения, как в традиционной системе, так и в системе развивающего обучения остаётся урок.

Свою урочную деятельность строю в соответствии с логикой развёртывания учебного материала:

Использую постановочный урок - это урок, на котором перед детьми ставлю учебную задачу.

Современный урок не мыслится без постановки проблемы, которая способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Постановка проблемы вызывает интерес, заставляет мыслить, формирует познавательные процессы, благодаря которым как знания, так и процесс их приобретения становятся движущей силой развития интеллекта и важнейшим фактором воспитания всесторонне развитой личности, нравственно активной, готовой к принятию правильного решения.

Ученик, решающий проблему на уроке литературного чтения, (литературоведческую, философскую, нравственную, эстетическую и т.д.) и принимающий решение, мыслит нестандартно, мыслит творчески. Поэтому, применяя проблемные методы, мы развиваем то мышление, которое необходимо человеку при решении моральной проблемы.

Основным приемом использую ситуацию «успеха», в которой учащийся свободно владеет уже открытым способом действия. Однако, в определенный момент «старый» способ перестает работать. Проблема ставится в игровой форме.

Например, на уроке русского языка во 2 классе по теме «Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова», персонажи Миша, Маша, Алеша и робот Сам Самыч перед детьми ставят такую учебную задачу:

«Какую букву поставить вместо пропусков в следующем предложении?
Петя в л_су встретил рыжую л_су.»

На уроках решения учебной задачи использую форму организации учебной деятельности – дискуссию, где учащиеся выдвигают гипотезы и предлагают способы их проверки. На этих уроках дети получают основы научного исследования, так как понятие не дается им в готовом виде.

Для того чтобы учебная задача была успешно решена, использую такие приемы:

  • работа с источниками (толковый, орфографический словарь, учебник и т.д.);
  • моделирование (изображение величины с помощью схемы, рисунка);
  • мыслительные приемы (представления).

Например, при решении учебной задачи, ситуацией успеха была ситуация, когда дети овладели способом нахождения орфограмм слабых позиций. Для того чтобы написать текст без ошибок, им достаточно было воспользоваться орфографическим словарем, либо на месте орфограммы поставить прочерк. Усложнение задачи состояло в том, чтобы у детей возник вопрос: «Одинаковую ли работу выполняет звук «и» в словах «в л_су» и «л_су»? С одной стороны, звучат они одинаково, с другой - это разные слова по значению. Ответ на вопрос учащиеся ищут в орфографическом словаре и убеждаются, что проверенный способ в этой ситуации не работает. Возникает проблемная ситуация, подталкивающая учащихся выдвигать гипотезы для выхода из проблемы.

Главным правилом таких уроков ставлю взаимоуважение и взаимопонимание; создание на уроках обстановки, когда невозможно осмеять даже самое парадоксальное высказывание, когда ученики чувствуют свободу мысли, любое высказывание обстоятельно разбирается и определяется его рациональное звено.

Уроки конкретизации позволяют ребенку отработать новый способ действия. Эти уроки провожу в форме уроков - путешествий, тематических экскурсий, уроков- практикумов, уроков-сказок групповых форм работы. Большое значение на этом этапе решения учебной задачи уделяю работе с научной литературой (энциклопедии, учебные словари, научные тексты).

Для активизации учебной деятельности на уроке, помимо традиционной работы с учебником, применяю элементы игры: отгадывание ребусов, решение кроссвордов, пиктограмм, составление синквейнов и т.д., что позволяет детям развивать диалогическую и монологическую речи.

Учебную деятельность организую в виде:

  • работы в парах;
  • групповой и индивидуальной работы.
  • ИКТ

Уроки рефлексии позволяют ребенку самому оценить свой уровень понимания сконструированного понятия. Использую метод самостоятельности.

Уроки контроля, позволяющие увидеть продвижение учащихся учебном материале, провожу с помощью как традиционных методов( контрольная, срезовая работы, тестирование, математические и словарные диктанты, творческие работы по литературному чтению, сочинения) так и нетрадиционных- в виде тематических игр «Языковая карусель», «Умники и умницы», «Словоформы» и т. д. .

Анализируя их, выявляю на основе поэлементного анализа пробелы в знаниях учеников, что служит основой коррекции времени изучения данного материала. Формирование системы знаний определяю по устным ответам учащихся, логичности и последовательности построения ответа.

Результатом своей работы вижу положительную динамику в уровне развития интеллектуально - творческих способностей учащихся и уровня обученности:

  • дети моего класса с желанием посещают школу;
  • сформирован устойчивый учебно-познавательный интерес;
  • на уроках учащиеся умеют выдвигать гипотезы, стараются грамотно задать вопрос, отвечают на вопросы, опираясь на научное подтверждение;
  • в классе сформированы элементы коммуникативных компетенций.

Работу над формированием теоретического мышления продолжаю и во внеурочное время.

Начиная с первого класса, учащиеся являются активными участниками различных интеллектуальных и творческих мероприятий на всех уровнях (школьных, городских, региональных)

  • участие в международных предметных конкурсах «Золотое руно», « Русский медвежонок», «Кенгуру»; «Акбота».

Итогом своей учебно-воспитательной деятельности считаю, полученные за два года в данном классе, результаты:

  • Иванова Валерия в школьной предметной олимпиаде заняла I место (2010 г.);
  • Гаджиева Наргиз в школьной предметной олимпиаде заняла 1I место (2010 г.);
  • Ребята моего класса с интересом восприняли идею о научно-исследовательской работе. Иванова Валерия и Байзбаева Сабина защитили творческие проекты на гимназической научно – практической конференции.

Кроме них, еще трое учащихся подготовили научно-исследовательские проекты по темам, представляющим интерес для их возраста. Мы заслушали их в классе. Ребята внимательно слушали и затем задавали вопросы. В процессе этой работы был заметен их познавательный интерес.

В своей деятельности держу активную позицию, направленную на развитие познавательной деятельности детей.
Считаю, что семья играет исключительно важную роль в решении задач воспитания, поэтому ищу новые формы взаимодействия с семьёй. С этой целью провожу совместные встречи родителей с детьми: собрание-диспут, собрание-конкурс, собрание-концерт, праздники, конкурсы, лекции, «Дни открытых дверей». Все праздники только с родителями.

Вместе ведем наш семейный классный альбом, в котором отражаем самые важные моменты в жизни коллектива. Успешная работа с семьями учащихся обязательно предполагает личные контакты родителей с учителем, большую индивидуальную работу педагога с семьями. Показателем доверительных отношений являются встречи по инициативе родителей, когда нет повода для особых тревог, а родители все-таки приходят в школу.

Целостность, целенаправленность и эффективность воспитательной деятельности могут обеспечить только объединенные усилия всех участников учебно-воспитательного процесса.

Есть великая формула К.Э.Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому ещё неизвестные”.

Видимо, это и есть путь становления интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта, свободы мысли, ответственности.

Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Шрамко Людмила Анатольевна06.11.2014 6690 Из опыта работы
Всего комментариев: 0
avatar